Форум » АрхивЪ - История кораблестроения и вооружений » Vote: Лучший броненосец 1904 » Ответить

Vote: Лучший броненосец 1904

realswat: Предлагаю обсудить типы ЭБР на 1903-1904 гг. Есть, конечно, классический вопрос соответствия задачам разных флотов. Возможно, стоит рассматривать в этом разрезе. Но так или иначе, можно обсудить важность ряда вопросов, от решения которых зависит выбор: Защита корпуса - высота брони, толщина главного и верхнего пояса (типа, избыточная/достаточная), толщина и высота брони в оконечностях, две бронепалубы. Состав вооружения - башни/казематы (гы). Теория уменьшенного ГК и мощного СК (Брауншвейг), промежуточный калибр (Маргарита). Ослабленная защита плюс повышенная скорость - Маргарита. И т.д. Вот. Предлагаю высказываться - почему, - а не просто голосовать.

Ответов - 552, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

СДА: NMD пишет: А вот ещё был прикол: Во время погони за "Гебеном", короткая и широкая "Екатерина" дала 24уз., всего лишь на 0,5уз. меньше, чем длинная и узкая "Полтава" на типа испытаниях. Это чисто немецкий прикол, как они 24 (а точнее 25 узлов намеряли). У Виноградова выдержки из отчета о погоне приведены, там скорость 20 узлов. И никаких чудес.

keu: von Echenbach пишет: По стилю и неудержимости - невероятно похож По неудержимости - да, но не по стилю. Стили совсем разные.

steltsy: CVG пишет: Линкор "Слава" давал 17,8уз, ну так у него движки в 15800л.с. Это в 1,5 раза мощнее, чем на "Пантелеймоне" и "Потемкине". А их оказывается ДВОЕ Для CVG - "Пантелеймон" и "Потемкин" ("Князь Потемкин-Таврический" в юности) - это не ДВА корабля, а только ОДИН.


Заинька: steltsy пишет: А их оказывается ДВОЕ Даже вроде ТРОЕ. Ув. ЦеФауГэ забыл про Борца за Свободу!

NMD: СДА пишет: Это чисто немецкий прикол Ну уж нельзя и поприкалываться... Меня просили привести цифры -- я привёл цифры... CVG вроде всё-равно какие цифры, хоть бред из энциклопедии юных сурков, лишь бы были цифры...

Вик: grosse пишет: Свои 16-16,5 узлов черноморцы могли держать надежно и очень уверенно. Златоуст вон и 17 с копейками развил... Вот это очень интересный факт. Черноморский отряд имел реальную боевую скорость очень близкую к максимальной. Это, в общем-то, редкость. Видимо, обусловлено тем, что машины и котлы были спроектированы как-то без напряга т.е. и больше дать не могли, и максимум давали без "пива и графита". Я бы на этом вопросе с интересом остановился и послушал мнения.

Вик: CVG пишет: 1. Получается что линкор "Слава" (14440т) при лучшей гидродинамики, сопоставимой массе и двигателях в 15800л.с. имел скорость всего на 0,3уз больше чем "Потемкин" (12580т) и мощности двигателей 10600л.с. - почти п 1,5 раза менее мощные чем у "Славы". Ну ребят чудес то не бывает. Гидродинамика была лучше у линии Потемкин-Евстафий, чем у Бородинцев. Пересчет с сохранением пропорций корпуса (я его делал) показывает, что при одинаковом водоизмещении для достижения 18 узлов Евстафиям требовалась меньшая мощность машин.

Вик: CVG пишет: 3. Вы же сами мне доказывали, что эскадренная скорость отряда боевых кораблей всегда меньше их реальной максимальной скорости, которая в свою очередь меньше и максимальной паспортной скорости, показанной на испытаниях В принципе, я с Вами в этом согласен. Случай отряда черноморских ЭБРов очень интересный и редкий. Их эскадренная скорость весьма близка к максимальной. Я уже писал, что на этот факт следовало бы обратить внимание и обсудить. Хотя имеем 16,5*0,9=14,85 и учитывая условия базирования, хорошее обслуживание получим примерно 15 узлов. Насчет 17,5 узлов Потемкина мне это кажется фантазией. Кто это в бою мерял? Слава и др. Бородинцы без перегрузки -17,5*0,9=15,75. Для 2ТОЭ Вы, извиняюсь хоть криком кричите, но обрастание этим не отмените. Как Вы сами говорите, законы физики. Правда здесь еще и законы биологии.

Вик: NMD пишет: Во-первых, в силу особенностей кораблестроения на Юге, "Потёмкин" испытывался строевой командой. Которая, как показали последующие события, больше думала о революционной деятельности. Да и после пожара и замены котлов, корабль просто боялись опять спалить. А по-подробнее и источники можно? Это многое могло бы объяснить.

Вик: NMD пишет: Во-первых, в силу особенностей кораблестроения на Юге, "Потёмкин" испытывался строевой командой. Которая, как показали последующие события, больше думала о революционной деятельности. Да и после пожара и замены котлов, корабль просто боялись опять спалить. А по-подробнее и источники можно? Это многое могло бы объяснить.

Заинька: Это потому, что скорость у черноморцев изначально была третьестепенной характеристикой. На испытаниях не выпендривались, новшеств не испытывали, а обводы весьма удачные оказались. А вот из чемпионов я навскидку упомню только Фантасков.

von Echenbach: Кагул в 1МВ за кем-то гнался из турок и долго держал "21"-? уз

Вик: Comte пишет: Ув. CVG видимо не в курсе, что на скорость влияет не только L/B, а ещё и многие другие факторы. Вода - дело тонкое Без всяких тонких вещей, которые, конечно, влияют, соотношение D, L и B у Евстафиев и Потемкина с точки зрения ходкости лучше, чем у Бородинцев.

NMD: Вик пишет: А по-подробнее и источники можно? Недавно подобное вычитал у Мельникова (советская книжка, когда он ещё старался) об "Очакове". Но можно и "Потёмкина" его же перечитать. Или спросить у Мерлина -- у него это настольная книга... Вик пишет: Пересчет с сохранением пропорций корпуса (я его делал) показывает Если он у Вас сохранился, было бы интересно взглянуть...

Борис, Х-Мерлин: steltsy пишет: Для CVG - "Пантелеймон" и "Потемкин" ("Князь Потемкин-Таврический" в юности) - это не ДВА корабля, а только ОДИН. - а шо... + ещё Святителей ТРИ и целых ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ

Борис, Х-Мерлин: Вик пишет: NMD пишет: цитата: Во-первых, в силу особенностей кораблестроения на Юге, "Потёмкин" испытывался строевой командой. Которая, как показали последующие события, больше думала о революционной деятельности. Да и после пожара и замены котлов, корабль просто боялись опять спалить. А по-подробнее и источники можно? Это многое могло бы объяснить. Нельзя не рассказать об анекдотической, удивительной по своей продолжительности истории выбора образца совсем уж казалось бы примитивного бытового прибора — офицерского умывальника (трубопровода сточной воды тогда в каютах не полагалось). Избранные А. Э. Шоттом в мае 1901 г. «крайне симпатичные по своей компактности и прочности» складные металлические умывальники (установленные уже на «Трех Святителях») вызвали столь уничтожающую критику командира броненосца М. А. Данилевского, что С. П. Тыртов наложил запрет на заказ «никуда не годных» умывальников, не вызывавших прежде никаких претензий. От казенного железного умывальника образца 1875 г., избранного командиром «Потемкина», обратились к деревянному, только что утвержденному главным командиром для броненосца «Двенадцать Апостолов». Начавшееся было изготовление таких умывальников для «Потемкина» остановилось в связи с заменой на кораблях дерева металлом. Тогда строитель, и без того сбившийся с ног из-за хлопот с броней и предстоящего перехода в Севастополь, решил ждать утверждения разрабатываемого в Петербурге специальной комиссией образца типового металлического умывальника, а на переход подобрать что-нибудь из запасов порта. Прошел год. Петербургский образец «уже неоднократно проектирован комисснею», но все еще подвергается изменениям, так как начальник ГУКиС В. П. Верховский одобрил тип умывальника, установленного на только ч'то прибывшем из Америки «Рет-визане». Еще через год строитель, теперь уже В. В. Константинов, ходатайствует о заказе по этому образцу умывальников и для «Потемкина». Но МТК, надеясь помочь петербургской комиссии, предлагает строителю разработать чуть ли не конкурсный образец умывальника, хотя самому МТК нравятся умывальники, используемые в английском флоте. Тем временем В. В. Константинов узнает, что ГУКиС, забыв о гонении на дерево, наряду с металлическими продолжает снабжать корабли деревянными умывальниками прежних типов. Почувствовав свободу действий, он ходатайствует о заказе в одесском магазине Франца Цише 39 умывальников, близких по типу к английским. Но тут как раз подоспела необходимость заказывать умывальники для «Очакова», и севастопольская портовая контора, вызвав на конкурс претендентов из Петербурга, Севастополя и Одессы, 19 июня 1903 г. отдает заказ на умывальники для обоих кораблей «Художественной столярной фабрике К. Э. Акстмана» в Севастополе. Вскоре, правда, возникают «накладки» — «единственный в России» варшавский завод эмалированной посуды отказывает К. Э. Акстману в изготовлении умывальных чаш и ведер по полученным чертежам. Почти четырехлетняя эпопея создания красивых и изящных умывальников завершается достойным образом — волюнтаристским приемом Н. Е. Черниговский решительно заменяет фаянсовыми чаши металлическими, а эмалированные ведра — оцинкованными! стр.118 В этой истории, как в капле воды, отразилась непостижимая безалаберность тогдашней администрации, способной годами жевать пустяки, создавать из ничего проблемы и воздвигать перед строителем препятствия, наблюдая которые приходится удивляться не длительной казенной постройке кораблей, а уже тому, что она все же приходила к завершению. Ходовые испытания 1 сентября 1903 г. «Потемкин» оторвался от стенки Лазаревского адмиралтейства и вошел в док для очистки подводной части перед ходовыми испытаниями, проверки и исправления клинкетов подводных торпедных аппаратов, из которых правый кормовой еще в марте из-за обнаружившейся течи был заглушён временной коробкой. 8 октября «Потемкин», снова вернувшийся в Корабельную бухту, поднял вымпел, принял с берега знамя 36-го экипажа и начал кампанию, одновременно продолжая .достроечные работы и готовясь к испытаниям. Каждое утро поднимались по трапу и исчезали в отсеках рабочие мастерских порта, Николаевского и Путиловского заводов. А рядом с этой деловитой мастеровой деятельностью налаживалась жизнь корабля как организованной боевой единицы. В списках экипажа, согласно вахтенному журналу, значились 21 офицер, включая командира капитана 1-го ранга И. П. Тихменева, строителя В. И. Константинова и его помощника А. А. Видстсдта, трех проходивших стажировку перед отбытием воинской повинности инженеров-технологов, записанных «вольными механиками» ( в их числе и А. М. Коваленко, единственного из офицеров этого состава участника исторического революционного рейда); восемь кондукторов и неизменно первый в их списке — старший боцман Ф. В. Мурзак, 69 унтер-офицеров, в том числе рулевой квартирмейстер Михаил Костенко, в чьих руках штурвал броненосца был во всех походах 1903—1905 гг.; S68 рядовых матросов, к которым следует прибавить 22 человека, обучающихся в школах КОмекдоров, минеров и минных машинистов. Заняли свои места вахтенные, зорко следят за жизнью на ренде сигнальщики и .чллпилютея, вызывая подвахтенных и командуя авральными работами, боцманские дудки. По расписаниям начинаются учения и МЯЯТИЯ, перемежаемые тревогами. «Потемкин» перед испытаниями (башни 305-мм орудий еще отсутствуют). Три дня принимали с барж нефть для подготовленных к действию КОТЛОВ посопоп группы, 13 и 14 октября опробовали машину на швартовах, а утром 15 октября, спустив брейд-вымпел старшего на рейде, вышли на Большой рейд и, обменявшись позывными с сигнальной мачтой главного командира, в 9 ч 20 мин семью выстрелами впервые салютовали севастопольской крепости, получив ответ с Константиновской батареи. Через 25 минут, пройдя траверз Херсонесского маяка, легли на курс норд-ост и приступили к испытаниям под шестью котлами кормовой группы. На следующий день, также при неполном давлении и на скорости около 8,5 уз галсами между мысами Херсонес и Сарыч ходили под 16 носовыми котлами. В субботу 18 ноября пары были подняты во всех 22 котлах и в пробегах между Евпаторийским и Херсонесским маяками скорость при давлении 15 атм довели до 16,5 уз по лагу (частота вращения винтов 85 об/мин). Вторую половину дня ходили под девятью котлами (из них семь носовых) при давлении 10—-11 атм. 20 октября на переходе к мысу Сарыч частоту вращения винтов довели до 88 об/мин, но давление в котлах вместо 17атм по спецификации и на этот раз не превысило 14,7 атм: под водили носовые нефтяные котлы, не дававшие полного пара. 11 ноября, после ряда переделок, вновь вступали в кампанию, под всеми котлами средним ходом дошли до Балаклавы и, выведя из действия вновь капризничавшие носовые котлы, вернулись вечером на рейд. Давление в котлах держалось на уровне 11,2 атм, частота вращения — 60 об/мин. 14 ноября на пути к Евпатории, идя со скоростью 14 уз и подняв давление в течение первого чяса с 12,6 до 14 атм, начали прибавлять скорость, однако с увеличением частоты вращения до 80—84 об/мин (15—16 уз) давление упало до 10,5—12,6 атм. Питание нефтяных котлов требовало новой регулировки.1 Дальнейшие испытания прервало торжественно отмечавшееся Черноморским флотом 50-летие Синопской победы. К стоявшему под брейд-вымпелом старшего на рейде «Потемкину» и находившимся в кампании крейсеру «Память Меркурия», учебному судну «Прут» и транспорту «Ингул» в канун праздника присоединились поднявшие вымпелы броненосцы «Три Святителя», «Ростислав» и «Чесма» — носители имен трех из шести линейных кораблей эскадры П. С. Нахимова. После полудня с возглавлявшего эскадру «Потемкина» салютовали поднятому на «Ростиславе» контр-адмиральскому флагу прибывшего из Петербурга младшего флагмаиа Черноморской флотской дивизии великого князя Александра Михайловича, а в ночь на 18 ноября —день победы — в знак принятия главным командиром непосредственного начальствования эскадрой «Чесма» поднимает флаг командующего флотом, недавно введенный новым Морским уставом 1899 г. Утром праздничного дня вместе со всем флотом поднял «Потемкин» георгиевский вымпел — одно из восстановленных к юбилею отличий, дарованных в 1856 г. за героическую Севастопольскую оборону всем семнадцати черноморским флотским экипажам. Вместе с новым вымпелом затрепетали над броненосцем флаги расцвечивания, и рейд огласился грохотом 31 выстрела, которыми флот салютовал вечно памятным героям Синопа и Севастопольской эпопеи. Для парада отправили в город оркестр и знамя экипажа с почетным караулом, после обеда уволили на берег очередную смену, а в 16 ч 22 мин корабль, спустпи флаг, noiic n BUMIKVI, возвратился к обстановке достроечных будней, 26 ноября «Потемкин» вновь вступил в кампанию, совершив и тог же день трехчасовой выход под половинным числом котлов. 28 и 29 ноября механизмы корабля осматривала многочисленная приемная комиссия, включавшая четырех главных специалистов порта (корабельного инженера, механика, артиллериста и ми-пера), трех офицеров флота и 15 инженеров-механиков с кораблей. ОтМ'ГК и комиссию входил известный инженер-механик В. И. Афо-п.HI,си, а возглавлял комиссию младший флагман Черноморской фЛОТСКОЙ ДИВИ.чпп контр-адмирал Ф. Ф. Впшпевецкий. I дехабря, закончив псе приготовления и приняв запасы топ-лива и ВОДЫ) «Потемкин» снопа иышел и море. Одиннадцать часов, то вдоль берега, ТО уходи далеко и море, испытывали полный ход и возможное и, маневрирования без руля. Гудели вентиляторы, всасывая иозду.х гуляющею над морем норд-оста, новые и новые порции угля летели и полыхающие огнем ненасытные зевы топок, добела раскалилась кирпичная облицовка носовых котлов, но пар, к огорчению механиков, не «лез в гору» — его давление, упавшее на девятом часу пути до 7 атм, ни разу не поднялось выше 10,6 атм. За шесть первых часов пробега, предусмотренных контрактом, при частоте вращения винтов 83—86 об/мин средняя мощность машин, вычисленная по индикаторным диаграммам, вместо 10 600 л. с. составила лишь 10 154 л.с. Еш,е меньшей — 8988 л. с. стр.121 (83 об/мин) — она оказалась за время восьмичасового пробега. Действие машин, как доносил в Петербург В. И. Афонасьев, было «вполне удовлетворительное», а «недоразвитие сил» комиссия единогласно приписывала «трудности применения» нефтяного отопления для котлов Бельвиля.1 Не отвечавший за эффективность этого отопления (выполненного по рекомендациям МТК) завод считал несправедливым взыскивать с него штраф за недостижение контрактной мощности, и управляющий Морским министерством приказал повторить восьмичасовые испытания только под угольными котлами, которые должны были обеспечить соответствующую их числу долю общей мощности, т. е. не менее 6748 л. с. Неудача испытаний заставила отложить и планировавшиеся по широкой программе — с торпедными стрельбами на полном ходу броненосца и проверкой точности хода торпед с приборами Обри и без них — испытания подводных траверзных поршневых совковых торпедных аппаратов, только что принятых от Путилов-ского завода. Своевременное проведение этих стрельб позволяло накопить необходимый опыт для проведения аналогичных испытаний на еще большей скорости на крейсере «Очаков». Вместе с уже проведенными в 1902 г. на крейсере «Память Меркурия» испытаниями двух НОВЫХ типов аппаратов (один из них был теперь „па «Потемкине») все эти испытания должны были ускорить окончательный выбор типа торпедного аппарата для новых кораблей. День 20 декабря стал неожиданным серьезным испытанием для корабля и его экипажа. В девятом часу утра под котлами левой нефтяной кочегарки, где находились под парами два дежурных котла, вдруг загорелась нефть. Нерастерявшиеся кочегары в течение получаса сумели ликвидировать пожар паром действовавших котлов, но через некоторое время пожар вспыхнул вновь и попытки затушить его паром оказались безуспешными. Зловещий сигнал пожарной тревоги привел в действие весь экипаж — задраены все двери и люки, ведущие в аварийную кочегарку, герметизируются вентиляционные трубы, из прилегающих помещений эвакуируется горючее оборудование и снабжение, в более отдаленные погреба перенесены патроны. Пар в аварийных котлах, не сумев погасить огонь, уже начинал садиться, а спешно разводившиеся два котла в угольных кочегарках еще не были готовы. Пожар не прекращался, и уже начала выпучиваться раскаленная броневая палуба над котлами. К главному командиру отправили с докладом офицера, из порта вызвали пожарно-буксирные катера, приготовились отклепывать якорь-цепь и подняли сигнал с просьбой прислать шлюпки для эвакуации рабочих и помочь в борьбе за живучесть корабля. В 10 ч 15 мин два угольных котла дали спасительный пар, ввели в действие средства паротушения, и к 11 часам пожар был полностью ликвидирован. Ущерб был ощутимый — покоробились листы кочегарных площадок и вентиляторов, сгорела изоляция проводов, пострадала теплоизоляция паровых труб И котлов, подмочены электродвигатели водоотливных насосов. Однако созданная в тот же день по приказу управляющего Морским министерством следственная комиссия, не обнаружив на месте причин возгорания нефти и учтя изолированность потерпевшей аварию кочегарки, что позволило сохранить в неприкосновенности обстановку в ней до возобновления следствия, сочла возможным продолжить испытания под угольными котлами. Приказано было лишь обеспечить самые строгие меры по предотвращению и ликвидации возгораний при действии двух нефтяных котлов, обеспечивавших во время испытания паровое отопление и работу динамо-машин системы освещения. 22 декабря «Потемкин» вновь вступил в кампанию. Приняв утром членов комиссии и продолжавших свое дело ра'бочих, заполнив междудонные отсеки водяным балластом (осадка корабля 8,18 м носом и 8,33 м кормой с учетом предстоящего в пути расхода топлива соответствовала средней проектной 8,23 м), «Потемкин» в 10 ч 30 мин снялся с девиационной бочки. Давление в котлах № 5, 7, 9—22, находившихся с шести часов утра под парами, к 11 часам было доведено до 16 атм, и в 11 ч 30 мин директор Николаевского завода объявил комиссии о начале времени отсчета восьмичасового испытания. Давление пара, державшееся в течение первых четырех часов на уровне 17,5—16,9 атм (частота вращения винтов 76—74 об/мин), начало падать до 14—10,5 атм, и лишь крайними усилиями з.шодскпх, корабельных и присланных им в помощь из экипажей 38 опытных кочегаров удалось удержать давление па уровне 15,4 атм. Скорость по лагу на курсах зюйд-осг 45° и обратном составляла 13,3 и 13,1 уз. Мощности, вычисленные по девяти сериям индикаторных диаграмм, — наибольшая ' 7257 л. с. и наименьшая 6799 л. с. — превысили заданный минимум, подтвердив соответствие машин спецификационным требованиям. Комиссия, возобновившая расследование причин пожара, выявила ряд конструктивных и технологических изъянов в систе-M.ix и оборудовании нефтяного отопления котлов. Неплотности соединений трубопроводов, неисправность нефтеобогревателя и несовершенство форсунок привели к скапливанию мазута вместе с трюмной водой иод днищем котла. Недостаточная толщина кирпичной ОблИЦОВКИ топок вызвала недопустимый перегрев днища котла, ПОДЦСржив&ЗШИХ его бракет фундамента, оказавшихся даже деформированными, а следовательно, и скапливавшейся под ними нефти. Перегрен и недостаточная изоляция проходившего под котлом вентиляционного канала сделали возможным засасывание и воспламенение горячей нефти. Вскрылась и причина затянувшейся борьбы с пожаром — сообщение аварийной кочегарки с левой средней, дверь в которую не могли задраить из-за отсутствия ключа к ее приводу с жилой палубы вследствие, стр.123 как деликатно выразилась комиссия, «неполной готовности» броненосца. За такое упущение и необеспеченность при выходах в море всех средств борьбы за живучесть корабля приказом главного командира было поставлено «на вид» произведенному в контрадмиралы прежнему командиру И. П. Тихменеву и принявшему от него корабль за несколько дней до пожара капитану 1-го ранга Е. Н. Голикову, даже не доложивших о необходимости устранения столь серьезных изъянов, при которых вообще нельзя начинать кампанию. Поэтому до приведения в полную готовность всех средств обеспечения непотопляемости и исправления водоотливных насосов дальнейшие испытания были отменены. Вследствие выявленных недостатков, необеспеченности даже равной с угольными котлами паропроизводительности и очевидной длительности предстоящих еще опытов и усовершенствований комиссия "рекомендовала вернуться на «Потемкине» к угольному отоплению всех его котлов, так как нельзя делать «опытным и незаконченным» стоящий многие миллионы боевой корабль и ради проблематичных усовершенствований надолго выводить его из активной боевой службы. В общем справедливые, эти рассуждения вряд ли были применимы к «Потемкину», имевшему все же достаточно удовлетворительно действовавшую систему нефтяного отопления, которая при необходимости позволяла развивать почти полную мощность машин. Поскольку в мирное время она практически никогда не требовалась, отпадали опасения за чрезмерный износ угольных котлов (из-за периодически выводившихся из действия нефтяных котлов). Меньшее их количество, изолированность в самом отдаленном отсеке позволяли, не вредя боевой подготовке корабля, с полной безопасностью и в реальных морских условиях, недостижимых для береговых установок, периодически совершенствовать систему нефтяного отопления, вплоть до замены самого котла. Ведь МТК не нашел препятствий к установке и обслуживанию на уже совершившем к тому времени переход в Порт-Артур учебном судне «Океан» новейших водотрубных котлов четырех разных типов. Все преимущества нефтяного отопления и особенно не зависящая прямо от физической выносливости кочегаров подача топлива уже подтвердились на «Потемкине», но, по-видимому, бюрократические трудности организации опытов на боевом корабле и преувеличенные после недавнего пожара опасения перед неуловимо разливающимся и требующим несравненно более тщательного надзора жидким топливом не позволили комиссии прийти к более объективному решению. Примечательно, однако, что один из трех представленных в комиссии инженеров-механиков Е. А. Пчельников 1 остался при отдельном (правда, пока не установленном) мнении. Ходатайство главного командира от 5 января 1904 г. о переделке «теперь же» под уголь отопления носовых котлов «Потемкина» было рассмотрено МТК лишь 15 марта 1904 г., когда Россия уже третий месяц вела развязанную Японией войну на Дальнем Востоке, и это обстоятельство, возможно, повлияло на решение отказаться от нефтяного отопления не только на «Потемкине», но и на строившихся по его образцу броненосцах «Евстафий» и «Иоанн Златоуст». Так или иначе, но с легкостью приняв в 1897 г. решение о почти повсеместном введении на кораблях флота нефтяного отопления, МТК с такой же легкостью теперь от него отступался. Впрочем, «не отказываясь совершенно» от применения нефтяного отопления корабельных котлов и учитывая, что черноморские инженеры-механики «достаточно ознакомились» с особенностями их различных систем (кроме «Потемкина» и «Ростислава» с нефтяными котлами с 90-х годов прошлого века успешно плавали ряд миноносцев. — Р. М.), МТК считал целесообразным поручить главному командиру Н. И. Скрыдлову организацию новых «береговых» опытов. Мало свойственные военному порту, требующие опытно-конструкторских работ и соответственно заинтересованных исполнителей, эти работы едва ли были организованы Н. И. Скрыдло-вым, который после гибели 31 марта в Порт-Артуре С. О. Макарова был назначен командующим флотом в Тихом океане. Жаркое лето 1904 года Вновь притянутый цепями к набережной Корабельной бухты, заносимый декабрьским снегом имеете с дремавшими тут же в вооруженном ре.черне «Георгием Победоносцем» и «Двенадцатью Апостолами», «Потемкин» встречал новый, 1904 год в суете возобновившихся на нем достроечных работ. К заботам строителя прибавились еще и волнения в связи с .выявившимися финансовыми неурядицами. Несмотря на подтвержденную еще документами А. Э. Шотта экономичность постройки «Потемкина» (по сравнению с постройкой «Трех Святителей»), сметные кредиты ввиду свободного их расходования начальством на другие заказы х оказались исчерпанными уже в 1903 г. Между тем в мае 1903 г. на достройку корабля, согласно составленной строителем смете, требовалось еще 355 355 руб. В ход пошли кредиты «Очакова», из которых Ека-терипославскому заводу за краны «Потемкина» пришлось упла-ти и, в августе 30 827 руб., и начальник ГУКиС, указывая на «чрезмерные расходы» по постройке броненосца, предлагал до конца года ограничиться по обоим кораблям дополнительно переводимым кредитом в 30 тыс. руб. Фактические выплаты по договорам «Потемкина» в соответствии со сметой строителя составили во втором полугодии 1903 г. И7 тыс. руб. и еще 200 тыс. руб. требовалось уплатить в 1904 г. Заметную долю расходов составляли и переделки 1 В Николаеве, в частности, за счет «Потемкина» оборудовали патронные погреба на пароходах Добровольного флота. стр.125

Вик: NMD пишет: Если он у Вас сохранился, было бы интересно взглянуть. Он на бумаге, рукописный. Не срочно, но воспроизведу материалы на форум.

Вик: Спасибо, Борис, Х-Мерлин. Эта книга у меня есть, но вот внимания на этот факт я не обратил. Восникает еще интересный факт. Из представленных цитат видно, что котлы ни на одном испытании максимально возможной своей паропроизводительности не давали. Ни в этом ли один из секретов такой шустрости Потемкина в дальнейшей службе? Наладили котлы...

grosse: Июньские маневры 1914 года бригады ЛК ЧФ: "Маневры закончились пробегом бригады полным ходом для определения каждым кораблем действительной скорости в бою на длительный промежуток времени. Всю ночь, поддерживая полное давление пара во всех котлах, развив предельную частоту вращения винтов и обгоняя друг друга, шли корабли к берегам крыма. Только на траверзе Херсонеского маяка закончил Пантелеймон свой 10-часовой пробег. Неустанные работы по совершенствованию механизмов корабля, меры по его разгрузке и тренированность машинной команды и кочегаров, перебросавших в топки за время гонки свыше 160 т угля, позволили развить среднюю скорость 16,68 уз, т.е. опять таки больше чем на приемных испытаниях." Вот так вот, не больше но и не меньше. Или Потемкин был самым скоростным (а это не так, ведь корабли друг друга обгоняли), или средняя скорость всей бригады (!) в течении 10 часов (!!!) была под 16,68 узла. Мне кажется что балтийская бригада просто отдыхает и нервно курит в стороне... П.С. кстати при средней 16,68 в течении 10 часов максимальная(экстремальная в бою) до 17,5 узлов уже выглядет вполне реально.

Krom Kruah: von Echenbach пишет: Кагул в 1МВ за кем-то гнался из турок и долго держал "21"-? уз За Хамидие. И энтот эльзвик успел драпануть!

Krom Kruah: grosse пишет: Мне кажется что балтийская бригада просто отдыхает и нервно курит в стороне... И на Балтике никто не повесился? Ну, или там - застрелился? Ну, или - никого не расстреляли?

kimsky: grosse пишет: Или Потемкин был самым скоростным (а это не так, ведь корабли друг друга обгоняли) Я бы сказал, что тут понять сложно - обгоняли это ведь не значит что менялись местами по десять раз. Пара обгонов произошла - и вполне можно писать "обгоняя друг друга". Но вообще то, конечно, в самый высокий ход у "Потемкина" верится плохо. А так - вполне нормальный результат, говорящий о хорошем состоянии механизмов.

СДА: NMD пишет: Меня просили привести цифры -- я привёл цифры... Он по скорострельности вроде цифры просил. Их я ему из Гончарова скопировал. Кстати интересно выглядит заметное увеличение скорострельности 6" Славы к 1913 году - она вплотную приблизилась к скорострельности казематных 6". Похоже там что то модернезировали, видимо часть механических операций заменили ручными.

Борис, Х-Мерлин: Вик пишет: Восникает еще интересный факт. Из представленных цитат видно, что котлы ни на одном испытании максимально возможной своей паропроизводительности не давали. Ни в этом ли один из секретов такой шустрости Потемкина в дальнейшей службе? Наладили котлы... - экипаж постоянно занимался учёбой... в море дома!...(С)

Борис, Х-Мерлин: Krom Kruah пишет: von Echenbach пишет: цитата: Кагул в 1МВ за кем-то гнался из турок и долго держал "21"-? уз За Хамидие. И энтот эльзвик успел драпануть! - Хамидие на ест.тяге 20узлов... форс. - 22узла... вот и ушёл... хотя скорее это Кагул его не смог догнать...

41-й мученик: von Echenbach Подобная прелесть плавает в Howl's moving castle (2004 год, если я не ошибаюсь, студия Гибли). К сожалению, присутствует лишь в двух 10-исекундных эпизодах, выходе эскадры из Порт Рояля и возвращении в него единственного избитого броненосца

realswat: СДА пишет: Кстати интересно выглядит заметное увеличение скорострельности 6" Славы к 1913 году - она вплотную приблизилась к скорострельности казематных 6". Похоже там что то модернезировали, видимо часть механических операций заменили ручными. Так же замечательно увеличилась скорость стрельбы и 75-мм пушек Славы - и она вплотную приблизилась к скорости стрельбы 75-мм пушек Баянов. Так что там, видимо, просто людей "модернизировали" наконец:-))Но вообще в этот период на башни ставились муфты Дженни.

Krom Kruah: Борис, Х-Мерлин пишет: Хамидие на ест.тяге 20узлов... форс. - 22узла... вот и ушёл... хотя скорее это Кагул его не смог догнать.. Да, конечно. Но с учете возрасти, турецкой эксплуатации механизмов и т.д. - сериозное достыжение! Ну, а Кагуль по условий ув. клерка (с ветки "Во сколько раз Асама сильней Варяга") явно не 6000-тонник 23 уз. не держал...

Борис, Х-Мерлин: Krom Kruah пишет: турецкой эксплуатации - думаю что конкретно ан Гамидие дело было поставлено хорошо... довели же до Стамбула после торпеды почти утонувший крейсер

Krom Kruah: Борис, Х-Мерлин пишет: довели же до Стамбула после торпеды почти утонувший крейсер И с погоды повезло... по сути - полный штиль...

Вик: СДА пишет: Кстати интересно выглядит заметное увеличение скорострельности 6" Славы к 1913 году - она вплотную приблизилась к скорострельности казематных 6". Похоже там что то модернезировали, видимо часть механических операций заменили ручными. Читал где-то такую байку. Что-то в подаче (не помню, что) толкало снаряды, по-моему. 6дм механически и получалось медленно. Дальше помню прямо дословно "поставили шустрого матроса с палкой и дело пошло быстрее". Это, кстати и к сведению CVG. Башни СК дело, конечно, хорошее, но в самом начале 20в - несколько преждевременное.

Вик: Борис, Х-Мерлин пишет: экипаж постоянно занимался учёбой... в море дома! Одной учебой здесь не обойдешься.

Вик: grosse пишет: П.С. кстати при средней 16,68 в течении 10 часов максимальная(экстремальная в бою) до 17,5 узлов уже выглядет вполне реально. Ой, считать, надо считать. Кстати, еще. Машины Потемкина проектировались, а точнее копировались с английских машин Трех Святителей. А тот будучи сильно перегружен 13300т вместо 12480т дал на испытаниях 17 узлов при 11 с лишним тысячах инд сил.. А у Потемкина на испытаниях явно лезли проблемы нефтяным отопленим. Кстати, господа, никто не даст общую площадь нагревательной поверхности котлов Потемкина и Евстафиев?

Борис, Х-Мерлин: Вик пишет: Одной учебой здесь не обойдешься. - обученность л/с творит чудеса - см. Цусиму

пьер: Вик пишет: Кстати, господа, никто не даст общую площадь нагревательной поверхности котлов Потемкина и Евстафиев? По "Евстафию" и "Иоанну Златоусту". "... общая площадь нагревательной и колосниковой поверхностей соответственно 2106,7 и 98,3 м.кв., рабочее давление пара 17 кгс/см.кв." Л.А.Кузнецов. "Евстафий". Гангут, выпуск 10, С-Петербург. 1996.

kimsky: Вик пишет: Дальше помню прямо дословно "поставили шустрого матроса с палкой и дело пошло быстрее". Вообще то использование ручных прибойников вместо гидравлических повышало (во всяком случае - примеры имелись) скорострельность даже в башнях ГК... Вероятно, коли вы сделали такой вывод в отношении СК на опыте башни СК, то и я могу предположить, что "Башни ГК дело, конечно, хорошее, но в самом начале 20в - несколько преждевременное"?

Comte: Krom Kruah пишет: Ну, или - никого не расстреляли? Много кого. Через 3-4 года после описанных событий.

СДА: kimsky пишет: то "Башни ГК дело, конечно, хорошее, но в самом начале 20в - несколько преждевременное"? Скорее это единственное решение обеспечивающее приемлимые углы обстрела, при хорошей защищенности. А вот с СК решения уже могут быть разными - можно и в каземат пушку поставить.

kimsky: СДА пишет: А вот с СК решения уже могут быть разными - можно и в каземат пушку поставить. Можно и в каземат, и в батарею, можно и на верхнюю палубу или мостик. Обсуждали много. Просто странно, что на основе неудачности прибойников для СК вывод о плохости башен СК сделать можно, а на основе неудачности прибойников для ГК - такой же вывод о башнях ГК сделать нельзя...

von Echenbach: Спасибо. Но я что-то не могу войти в сайт. Посылает в Дисней...



полная версия страницы