Форум » Войны, предшествующие Р.Я.В » Английские канонерки на Ниле: Черчилль и Битти » Ответить

Английские канонерки на Ниле: Черчилль и Битти

GeorgG-L: Читая описание суданской компании натолкнулся на такой эпизод: 2 сентября 1898 г. под Омдурманом произошла битва англо-египетской армии во главе с лордом Китченером с войсками повстанцев-махдистов. В разгар сражения 2 тыс. суданцев из укрытия атакавали правый фланг британцев. Противника отбросил конной атакой 21-й уланский полк, в котором служил Уинстон Черчилль. Но отрезанный от главных сил полк был вновь атакован превосходящими силами махдистов. Улан спасло появление речной кананерской лодки под командованием лейтенанта Дэвида Битти. Артиллерийским огнем она расстроила ряды суданцев, уланы перестроились и вместе с бригадой Гектора Макдональда обратили противника в бегство, правда потеряв четверть состава. Интересно какой канонеркой командовал Битти и какие корабли англичане использовали на Ниле?

Ответов - 13

komo78: можно было посчитать за обычный нильский параходик или баржу но проблема что до строительства асуанской плотины прямого судоходства между нижним и средни нилом нет, по крайней мере знаю что только фелюги максимум в 80т могли по суше тягать.

von Echenbach: По типу должны быть похожи на "китайские речные".

Klaus:

Grimnir: "в июне 1896 г. Битти и несколько других младших офицеров и старшин во главе с Колвиллом были направлены в распоряжение египетского правительства. Им предоставили 4 канонерских лодки и 4 небольших пароходика, вооруженных малокалиберными скорострельными пушками и кое-где защищенных пуленепробиваемыми стальными щитами. Колвилл поднял свой флаг на канонерской лодке «Тамаи», командовать «Эль Тебом» и «Метеммой» были назначены капитаны III ранга Хоуп Робинсон и Генри Олвил. «Абу Клеа» досталась Битти. Перечисленные канонерские лодки представляли собой довольно жалкие посудины, приводимые в движение лопастным колесом, прикрепленным к корме и вращаемым слабосильной паровой машиной." http://militera.lib.ru/bio/liharev/01.html

GeorgG-L: От туда же: Китченер также требовал, чтобы вверх по Нилу направили флотилию канонерских лодок, которые должны были обеспечить артиллерийскую поддержку флангам наступающей армии. Навигация на Ниле была весьма непростым делом. Многое зависело от уровня воды, который подвергался значительным сезонным перепадам. В среднем течении Нила между Вади-Хальфой и Хартумом фарватер реки в нескольких местах пересекался опасными порогами и перекатами, которые при низкой воде становились практически непреодолимыми для судов. Командовать флотилией был назначен капитан III ранга Стэнли Колвилл. Он имел опыт плавания в этих водах, командуя в 1885 г. канонерской лодкой, обеспечивающей продвижение экспедиционного корпуса, который пытался выручить генерала Гордона в осажденном Хартуме. Приказ застал Колвилла на должности старшего офицера эскадренного броненосца «Трафальгар». Отправляясь в Судан, Колвилл предложил лейтенанту Битти, если он, конечно, не возражает, включить его в состав офицеров нильской флотилии. Битти дал свое согласие незамедлительно... ...В помощь им из Англии срочно доставили три новейших речных канонерских лодки, также получивших египетские имена — «За-фир», «Фатех» и «Назир». Они представляли собой винтовые суда с легкой броневой защитой, оснащенные по последнему слову техники того времени и вооруженные скорострельными 76-мм и 47-мм пушками, а также пулеметами. Разобранными на секции их очень быстро доставили по железной дороге к суданской границе. Однако Колвилл решил, не дожидаясь подкреплений, начать форсирование порогов имеющимися силами. В конце июля вся флотилия сконцентрировалась в нескольких километрах ниже по течению от Вади-Хальфы, и началось изнурительное преодоление мелководных препятствий. 22-летний Уинстон Черчилль, принявший участие в этой кампании в качестве кавалерийского офицера, впоследствии очень живо описал это действо в своей книге «Речная война» «Канонерская лодка была тщательно подготовлена к испытанию. Надстройки максимально облегчены, орудия и боеприпасы сняты, топки погашены, а корпус обвязан канатами. Пять тросов тянули 2000 человек, и, хотя им предстояло преодолеть расстояние не более 100 ярдов, сила течения была такова, что перетаскивание каждого парохода заняло не менее полутора часов и потребовало от солдат неимоверных усилий. Все, однако, обошлось благополучно, и в последующие дни все шесть судов преодолели препятствие. В течение недели флотилия достигла открытой воды, и 23 августа все семь пароходов прибыли к месту стоянки напротив военного лагеря у Кошеха». 13 сентября «сердар» Китченер начал наступление на позиции махдистов. Продвижение войск поддерживали артиллерийским огнем 3 канонерские лодки и 3 парохода Колвилла. «Эль Теб», преодолевая последний порог, получил пробоину и не смог принять участие в сражении. Войска халифа заняли оборонительные позиции возле Хафира. В то время как солдаты Китченера готовились к фронтальной атаке, канонерки Колвилла приблизились к самому берегу и начали обстрел махдистов. Завязалась ожесточенная перестрелка. Винтовочные пули беспрерывно барабанили по палубам и надстройкам канонерских лодок. Снаряд, выпущенный из полевой пушки, пробил надводный борт «Абу Клеа» и упал рядом с боезапасом, но, по счастью, не взорвался. Битти, недолго думая, схватил его и, обжигая руки, выбросил в реку. Несмотря на интенсивную двухчасовую перестрелку, Битти остался невредим, хотя одна из пуль пробила его пробковый шлем. Колвиллу повезло меньше. Он получил серьезное ранение в руку и вскоре настолько ослабел от потери крови, что вынужден был передать командование Битти. Воспользовавшись замешательством махдистов, войска Китченера быстро развернули полевые батареи и после короткой, но интенсивной артподготовки перешли в наступление. Канонерские лодки «Тамаи» и «Метемму» в конечном итоге снесло вниз сильным течением, но «Абу Клеа» удалось удержаться. Воспользовавшись ситуацией, Битти решил на свой страх и риск совершить рейд в тыл противника. Его канонерка поднялась на 35 миль вверх по Нилу и достигла Донголы, которая выполняла роль тыловой базы махдистов, а затем должна была выполнить функцию второй линии обороны. Приблизившись к причалу Донголы, артиллеристы «Абу Клеа» скрошили в щепы все лодки и баржи, какие оказались в пределах их досягаемости, а затем принялись палить по городу, жители которого оказались совершенно не готовы к такому повороту событий. Затем Битти решил вернуться назад и подождать подхода армейских частей. поскольку захватить город было не в его силах. К 22 сентября он получил подкрепление по суше и по воде. На следующий день Донгола пала. Таким образом, в возрасте 25 лет Битти продемонстрировал все качества прирожденного военного лидера: решительность, смелость, инициативность и, в то же время, способность сохранять хладнокровие и трезвую оценку ситуации, как это показали события у Донголы. Геройское поведение морского офицера произвело впечатление на командование. В своей офицерской реляции от 21 октября 1896 г. Китченер особо отметил лейтенанта Битти. В результате Битти был награжден орденом «За отличную службу», а морской министр распорядился внести его имя в списки для досрочного представления к очередному воинскому званию. Случай явно неординарный, поскольку лейтенантов очень редко представляли к столь высокой награде.

Grimnir: Большая об этом статья есть здесь: http://findarticles.com/p/articles/mi_qa4442/is_200404/ai_n16056345/pg_1?tag=artBody;col1 она на аглицком, кому лень читать, ждите, пока найду время перевести. На фотографиях, выложенных ув. Клаусом - специально спроектированная для действий на Ниле канонерка Melik, построенная в Англии в 1898 г. Abu Klea представляла собой 90-футовую лоханку постройки 1880-х годов, с кормовым гребным колесом, вооруженную картечницей Гатлинга и 12-фунтовой пушкой. Борта старых нильских канонерок были выкрашены в черный цвет, новых - в белый.

GeorgG-L: Grimnir пишет: На фотографиях, выложенных ув. Клаусом - специально спроектированная для действий на Ниле канонерка Melik А почему на борту написано "Султан"???

Grimnir: GeorgG-L пишет: А почему на борту написано "Султан"??? А, ну да, что пардон, то пардон. Впрочем, они однотипные, одна постройки Торникрофта, другая - Ярроу. Я еще сам до конца не дочитал

Grimnir: Да, а нижняя - "Мелик". Эту канонерку сейчас хотят превратить в музей. Вот: www.melik.org.uk

Pathfinder: вот одна из старых Нильских канонерок, в годы Первой мировой использовавшаяся против турок в бассейне Тигра и Ефрата

GeorgG-L: Pathfinder пишет: одна из старых Нильских канонерок, в годы Первой мировой использовавшаяся против турок в бассейне Тигра и Ефрата А как туда перегоняли? Неужели морем? Хотя ЕМНИП три речных канонерки "Картахена" , "Баранкилла" и "Санта Марта" водоизмещением всего 142 т и осадкой 0,84 м построенные в 1930 году фирмой "Ярроу" по заказу правительства Колумбии совершили труднейший 24-дневный самостоятельный переход через Атлантический океан с одной остановкой в Сен-Винценте.

Pathfinder: ЕМНИП, их строили в Англии, доставляли в Египет в разобранном виде и собирали. Почему было снова не проделать такую процедуру - разобрать, перевести запчастями и собрать.

GeorgG-L: Pathfinder пишет: Почему было снова не проделать такую процедуру - разобрать, перевести запчастями и собрать. С новыми канлодками в ПМВ. В феврале 1915 года фирма "Ярроу" получила заказ на их постройку, а уже осенью головной корабль серии "Файрфлай" доставили в разобранном виде в порт Абадан в Персидском заливе и собрали там на территории англо-персидской нефтяной компании.



полная версия страницы