Форум » Альтернативная история » "Котельная альтернатива" » Ответить

"Котельная альтернатива"

yuu2: Название пока рабочее. Планы по срокам: 1865-1903 Буду временами подкидывать маленькие фрагменты - чтобы интригу поддерживать. Больших фрагментов не будет. Не из-за жадности , а по причине нехватки времени. Связующие фрагменты - они все сильно технические. Их выкладывать без расчётов и эскизов не буду. А эскизы рисовать - для меня это доооолго. И ещё - имена пока не устаканились.

Ответов - 157, стр: 1 2 3 4 All

yuu2: Часть 1 – Кустарь-одиночка Глава 1. «В деревню, к тётке, в глушь …» Лето! Благодатная пора, когда все экзамены окончены, когда можно расстегнуть ставшую за год тесной форменную тужурку, когда можно набрать полную фуражку ягод и укрыться от полуденного пекла на тенистом берегу. Что для студента может быть лучше? Со всей доступной их бюджету и характеру скоростью студенты покидали Санкт-Петербург знойным летом 1865 года. Сыны богатых и именитых семейств в компании прихлебателей отправлялись на родительские дачи на черноморском берегу. И грезились им в пути карьерные высоты: кому – ранг товарища министра, кому – посольство, а кому и придворная служба. И не брали они в расчёт, что по статистике большинство из них будет продолжать карьеру Обломова в родительском имении. Сынки родителей попроще вскладчину нанимали на весь сезон дачи на берегах Финского залива. И в перерывах между загулами на сэкономленные за аренду дачи деньги предавались мечтам о карьере беглого кассира – так чтобы пять лет кутить и десять лет скрываться. О том, что седьмой ли, пятнадцатый ли год такой «карьеры» неотвратимо закончится каторгой, они по молодости лет предпочитали не думать. В самом деле – не строить же планы на «стандартную» жизнь столоначальника или частнопрактикующего врача. Совсем уж финансово безнадёжные – дети мелкопоместных или разночинных родителей – все каникулы предавались «походам в народ». То есть коротали лето у родни в захудалых деревеньках и прерывали мечты о мире всеобщего благоденствия только ради походов на ближайшую речку. Мысли об идеале по имени «коммунизм» родственны русскому человеку – особенно если делать при этом ничего не требуется. А то ведь кончится студенчество и начнётся рутинная жизнь земского врача или инженера в захолустном паровозном депо. Тогда уж не до идеалов будет. Герой наш – Сергей Никифорович Плотников – не относился ни к родовитым, ни к зажиточным. А если быть честным, то даже как инженер вполне мог не состояться из-за банальной нехватки средств – отец погиб в Крымскую, мать пережила его на пять лет, всё небогатое семейное имущество разошлось на приданое сёстрам. Хвала Господу, есть у него тётка-заступница, которая подкидывает денег бедному студенту. Но ведь жизнь она такая: сегодня тётка в ссоре со всеми тремя своими сыновьями, а завтра с кем-нибудь помирится – и иссякнет источник для студента. Тогда либо университет бросай, либо за топор берись . В общем, безрадостно начинался для Сергея этот отдых. Хоть и вправду иди в народ да проповедуй о том, что необходимо всё отнять и поделить. Только лето вот выдалось знойным и засушливым – тут не то, что в поход по деревням, тут до речки добираешься через силу.

wayu: Написано красиво. С нетерпением жду продолжения!

Машинист: А продолжение-то когда ???

von Echenbach: yuu2 пишет: даже как инженер вполне мог не состояться из-за банальной нехватки средств – отец погиб в Крымскую, мать пережила его на пять лет, всё небогатое семейное имущество разошлось на приданое В РИ семьям погибших и детям офицеров назначали весомые льготы и т.п. (не в пример нашим 90-х гг), т.е. судя по всему главный герой из дворянскаго сословия и мог учиться даже в Морском Корпусе или на инженера-кораблестроителя (где?). Может быть действо начать ранее, дабы герой мог "успеть" в экспедицию Лесовского в Америку как стажер-практикант? Общее впечатление весьма неплохо. Продолжения....!

Krom Kruah: yuu2 пишет: А эскизы рисовать - для меня это доооолго. Eсли могу быть полезным - всегда буду рад помочь в хорошем деле и на пользу рода...

von Echenbach: yuu2 пишет: Название пока рабочее. "Инженер-механик" (конструктор, машинист ) главный закатил тут званый пир, а от нас был...

Машинист: Krom Kruah пишет: Eсли могу быть полезным - всегда буду рад помочь в хорошем деле и на пользу рода Аналогично. Если что - рад помочь. Сам скорее не мореман, а пароман

yuu2: wayu пишет: Написано красиво. Спасибки ;) Всем! wayu пишет: С нетерпением жду продолжения! Машинист пишет: А продолжение-то когда ??? Процесс идёт. Только из студентов во флотостроители ещё выбиться нужно. Ещё несколько глав, чтобы генезис инновациии (эк завернул!) описать. Иначе новинка на пустом месте будет несуразным "роялем в кустах". Krom Kruah пишет: Eсли могу быть полезным - всегда буду рад помочь в хорошем деле и на пользу рода Под первую жертву я (пока) наметил "Пожарского". Видимо, придётся врисовывать новую КМУ в старые переборки. В порядке анонса: "Гангут" спасётся (специально для Заиньки), "Русалка" додрейфует до берега (экипаж спасётся). У всех прочих характеристики в часть КМУ станут совсем другими ;)

yuu2: von Echenbach пишет: В РИ семьям погибших и детям офицеров назначали весомые льготы Чтобы не заморачиваться - всё ушло на приданное сёстрам. мог учиться даже в Морском Корпусе или на инженера-кораблестроителя А когда студентам хватало официальной стипендии? где? А я и сам пока ещё не решил. В питерском универе наверное. Хотя вариант кораблестроителя тоже неплох :) Может быть действо начать ранее, дабы герой мог "успеть" в экспедицию Лесовского в Америку как стажер-практикант? Неее ... Исключительно гражданская карьера. "Главный по тарелочкам" (т.е. по КМУ). Плюс побочный приработок (с которого карьера и начинается). Намеренно делаю ГГ гражданским, т.к. время действия (флотская часть уже после 1878) не изобилует военными акциями.

pun: yuu2 пишет: Часть 1 – Кустарь-одиночка Слюни текуть! Так держать!

yuu2: Халтурка (в смысле - требует "подгонки до места напильником"), но в целом - обещанная история "Русалки". Не знаю вот только - подаст ли Иениш в отставку?

yuu2: Глава ххх. «Русалочья ночь» Последними из числа кораблей закладки 1860-70х годов котлы и машины системы Плотникова получили башенные лодки «Русалка» и «Чародейка». Последними в своей возрастной группе они, конечно, не были. Но на переоснащение старых мониторов и клиперов морское ведомство решило не тратиться – овчинка выделки не стоила. А переоснащение броненосца «Пётр Великий» требовало работ по демонтажу и повторному монтажу его огромных башен, слишком тяжёлых для завода Плотникова на том момент. В итоге в 1883 году «Петра» отправили англичанам – они без больших капитальных работ довели его скорость до проектных 14 узлов. «Сёстры» же зимовали у причальной стенки завода Плотникова. К весне 1884 года их было уже сложно узнать. В процессе демонтажа старых котлов и машин все прежние надстройки, вентиляционные раструбы и мачты пришлось снять. Помня о том, что «Русалка» уже один раз тонула , моряки совместили замену котлов со значительной перестройкой корпуса. Носовые башни лодок были демонтированы и вместе со всей механизацией «подарены» кронштадским фортам. В счёт веса носовой башни на каждой лодке от носа и до кормовой башни был создан бак. В районе машин над ним возвышались вентиляционные раструбы, узкая ходовая рубка (увенчанная парой скорострелок Гочкиса), труба и мачта. Всё остальное пространство палубы бака было отдано паре девятидюймовок. Размещённые побортно (уступом одна относительно другой) на круглых комендорских площадках – каждая из них могла вести огонь в секторе 270-280 (на свой борт и на противоположный, в нос и в корму). То есть формально вооружение лодок осталось таким же, как и раньше, но залп в довольно узких кормовых секторах удваивался, что увеличивало шансы весьма тихоходных лодок при встрече с сильным противником. В процессе модернизации каждая лодка получила два котла Плотникова с рабочим давлением 10 атмосфер и две V-образные машины двойного расширения. На приёмных испытаниях лодки показали 11-12 узлов, что для кораблей береговой обороны было более чем пристойным. Увеличение скорости также привело к повышению чувствительности руля, с чем раньше были проблемы. И потянулась рутинная жизнь прибрежных кораблей – ни тебе дальних походов, ни торжественных визитов. Утром 7 сентября 1893 года командир «Русалки» капитан 2 ранга Иениш получил приказ на передислокацию из Ревеля в Гельсингфорс – с южного берега Финского залива на северный. Задание заурядное, но по некоторым признакам надвигался шторм. Признаки всё больше косвенные. Любой командир «Русалки» до её перестройки, помня о прежнем визите «девушки» в гости к Нептуну, отказался бы от перехода до улучшения погоды . Но увеличенный борт и более сильные машины внушили начальнику отряда Бурачеку изрядную долю оптимизма – планировавшееся эскортирование «Русалки» канонерской лодкой «Туча» было отменено. Что при последующем разбирательстве было признано ошибочным. Лодка вышла около полудня с расчётом прибыть в Гельсингфорс к вечеру. Пару часов спустя висевший с утра туман был разогнан всё нарастающим ветром, подтвердившим нечёткие утренние предсказания барометра. Довольно быстро ветер перерос в полноценный восьмибальный шторм. Вместо курса на север Иениш был вынужден развернуть лодку носом к волне – на запад-севорозапад, ход был снижен до 8 узлов. Идущая этим курсом и с такой скоростью лодка приближалась к цели по кратчайшей траектории на 2-3 мили за час. Благодаря баку лодка легко всходила на волну – до мостика долетали лишь отдельные брызги. Но по мере приближения к мелководью возле финского берега волны стали короче, круче и нерегулярней. Держаться носом на волну стало труднее – отдельные прибрежные волны накатывали с севера. Да и врождённая беда с низкой чувствительностью руля на малых ходах давала о себе знать – «ловить» носом фронт волны получалось не каждый раз. В 4 часов 27 минут всего в 30 милях от пункта назначения (когда лодка всходила на очередную регулярную волну) одна из таких нерегулярных волн особо сильно ударила в корпус. В результате чего руль был свёрнут на 15 градусов и заклинен. Первые попытки дежурных в румпельном отделении выправить руль были неудачны, и командир выслал им на усиление ещё пять человек. Лодка по большой дуге (вот она – низкая эффективность руля на малом ходу) легла в левую циркуляцию и, описав 90 градусов, стала правым бортом к волне. Усилия на румпеле оставались бесполезными – лодка стала разворачиваться кормой к волне. Чтобы быстрее пройти неприятную бортовую качку был дан полный ход. При циркуляции 120 градусов от исходного курса началось интенсивное заливание волнами кормы. Началось поступление воды в кормовую крюйт-камеру через неплотности погона башни и через её амбразуры. Водоотливная система не справлялась. Лодка стала оседать кормой, зато размахи бортовой качки сократились. Проходя примерно 240ой градус циркуляции лодка вновь стала испытывать максимальные бортовые размахи. Увеличившийся размах качки помог усилиям, прикладываемым командой к румпелю – лодке вернулась управляемость. Однако вода через отсек крюйт-камеры начала поступать и в румпельное, и в машинное отделения. К моменту возвращения на исходный курс уровень воды в румпельном отделении достигал одного фута, и она всё прибывала – в заказе на переоснащение «Русалки» моряки «забыли» про усовершенствование водоотливной системы . Появился дифферент на корму. Как и в случае с «Гангутом» нареканий на работу котельно-машинной системы Плотникова не возникло. Теоретически, Иенишу нужно было вести лодку от берега – к более регулярным и пологим волнам. Но, зная о том, что даже в нормальных условиях амбразуры башни были меньше чем в метре от уровня воды, он предпочёл найти тихое место вблизи берега. В ходе расследования «дела Русалки» это решение вызвало значительные споры. Предложение Иениша оппонентам выйти в шторм на «Чародейке», чтобы проверить обоснованность их мнения, подействовало отрезвляюще – обвинение в неумелом маневрировании было снято. На курсе N-NW при полном 11узловом ходе берег приближался на 4-5 миль за каждый час, при этом «Русалка» смещалась на запад от Гельсингфорса. Когда по счислению до берега оставалось 8-10 миль, Иениш приказал повернуть на N, чтобы прийти к берегу по кратчайшей траектории. Но уровень воды в румпельном отделении не позволил выполнить эту команду. В резюмирующей части «дела Русалки» комиссия признала для проектируемых кораблей любого ранга крайне необходимым введение механизации в румпельном отделении и крайне желательным наличие второго руля. За полтора часа до полуночи «Русалка» приткнулась к финскому берегу. Заливаемость через амбразуры уменьшилась, и уровень воды начал снижаться. Однако, по несчастливому стечению обстоятельств «Русалка» приткнулась к берегу с весьма каменистым грунтом. Продолжающиеся удары шторма привели к тому, что сначала клетки двойного дна, а затем и первые два носовых отсека начали наполняться водой. Подвести пластырь под вызванные камнями пробоины не представлялось возможным. С другой стороны, и унос штормом в море корабля прочно севшего на камни представлялся невероятным. Поэтому для спасения экипажа Иениш приказал покинуть корабль. Никто из экипажа не пострадал, хотя матросы из румпельного отделения от долгого пребывания в холодной воде практически все заболели. Инструкции по эксплуатации котлов Плотникова не предусматривали сценарий аварийного оставления корабля . Поэтому ни Иениш, ни его механик не озаботились стравливанием давления из котла или прекращением горения в нём. В итоге, внутренние швы в котлах по большей части прогорели. Комиссия, осматривавшая в доке поднятую «Русалку» сочла котлы не пригодными для ремонта. Ставить на корабль почти 30-летнего возраста совершенно новые котлы признали не целесообразным. В результате (после демонтажа башни, машин и остатков котлов), «Русалка» была причислена к блокшивам. Обширное пространство под баком позволило разместить школу водолазов. «Чародейка» же после доработок в водоотливной системе честно служила до 1907 года (хотя последние 4 года – скорее в роли кадрового резерва, чем боевого корабля).

von Echenbach: yuu2 пишет: залп в довольно узких кормовых секторах удваивался, что увеличивало шансы весьма тихоходных лодок при встрече с сильным противником Схему пожалуйста. И предществующие детали о перестройке - не проще ли новую брон. лодку было построить? Очнь похоже на "зигфридов".

yuu2: von Echenbach пишет: Схему пожалуйста Схема опаздывает. Просто не успеваю с "цивильной" частью текста. Нужно ведь из студента в 1865 вырастить практически монополиста в 1885. А это - весьма изрядный поток событий нетехнического плана. В них и ковыряюсь. :(

yuu2: Кстати о птичках: прикинул "Нахимова" с альтернативными котлами. Вполне помещается ГК 4*2*9"/35. Т.е. для всех последующих русских калибр 8"/35 и 8"/45 можно считать умершим?

von Echenbach: yuu2 пишет: котлы и машины системы Плотникова Кто такие? yuu2 пишет: 8"/35 8" появились для уменьшения веса на Пожарском (или ещё на Кремль ставили: тогда и сравнивали 9" и 8", на броненосных КЛ и Императорах 9" считались вторым ГК) и ген-адм. Прижился, близок к квропейскому (французскому), легче и скорострельнее - так считали, чем английские 9-9.2"

yuu2: von Echenbach пишет: Кто такие? Дык, не торопите же! Всё опишу. Глава про "Русалку" в общей структуре не раньше чем 23-25я (на сегдняшний момент). Выложу (вылижу) предыдущие - там всё. на броненосных КЛ и Императорах 9" считались вторым ГК Так я о чём: 9"/35 на "Нахимове" будет именно ГК. Типа хотели как в прототипа 4*1*9" смогли (из-за изменения развесовки корабля, в т.ч. котлов) 4*2*9".

von Echenbach: yuu2 пишет: Но увеличенный борт Схему! Как изменилась осадка? Остойчивость и скорость качки?

Krom Kruah: von Echenbach пишет: Схему! Как изменилась осадка? Остойчивость и скорость качки? Посчитаем. Дайте габбаритов и веса альтерн. КМУ - остальное налицо. Не проблема.

komo78: если нормальные котлы появятся в 90г в россии, то россия вырвется в лидеры миноносной гонки. не будет заказывать за границей и затем тупо копировать ухудшенный вариант, а выпускай равноценные немцам и англам миноносцы, и возможно даже заняться экспортом.

yuu2: komo78 пишет: если нормальные котлы появятся в 90г в россии Лёгкими они у меня получаются. Компактными - пока нет. Увы! Да и без того ещё многое расписывать придётся - статус "почти монополиста" всяко будет поводом для атак конкурентов. Да и заграничные заказы будут с тамошними же котлами (пусть и в ущерб характеристикам).

Krom Kruah: yuu2 пишет: Лёгкими они у меня получаются. Компактными - пока нет К черту компактность! Скомпенсируем уменьшения нижн. веса для всех крейсеров поясной брони!

komo78: а как насчет экономичности, сможет мономах и рюрик по 10 тыс миль пройти при полных запасах. если так то крейсерская концепция рулит и до ряв.

yuu2: Требуется помощь! Нужны фактические издержки русского гражданского судостроения 1870-90 годов. Желательно покомпонентно - материалы, машины, работа, зарплаты, налоги и пр. А то в раздумьях я: котлы и машины для военных - это хорошо, но не организовать ли герою собственную верфь полного производственного цикла и собственную судоходную компанию? Вот всё и упирается в нехватку фактических данных HELP!

yuu2: komo78 пишет: а как насчет экономичности, сможет мономах и рюрик по 10 тыс миль пройти при полных запасах До "Мономаха" ещё не доросли. Пока только апгрейд башенных фрегатов завершился. Дальность плавания - до 3000 миль (против исходных 1500).

Warrior Frog: yuu2 пишет: Сыны богатых и именитых семейств в компании прихлебателей отправлялись на родительские дачи на черноморском берегу. Разве в 1865г уже были дачи на ЮБК? ЕМНИП, ЖД до Севастополя построили только перед русско-турецкой.

yuu2: Warrior Frog пишет: Разве в 1865г уже были дачи на ЮБК? А кто сказал "в Крыму"? Я намеренно не уточнял. Может и под Одессой - ж/д до Одессы была. Да и из самой Одессы были регулярные рейсы пароходов вдоль побережья, в том числе с заходом в Крым. Тем более, что не Севастополем единым Крым оздаравливается.

Warrior Frog: yuu2 пишет: А кто сказал "в Крыму"? Я намеренно не уточнял. Может и под Одессой - ж/д до Одессы была. Да и из самой Одессы были регулярные рейсы пароходов вдоль побережья, в том числе с заходом в Крым. Тем более, что не Севастополем единым Крым оздаравливается. Дело в том, что "белоподкладочники" скорее по имениям родителей разьедутся. А оттуда, погостив малость "В париж, по делу , срочно" Дачное дело, еще в зачаточном состоянии.

Вик: von Echenbach пишет: на инженера-кораблестроителя (где?). В Морском техническом училище в Кронштадте.

komo78: yuu2 пишет: Нужны фактические издержки русского гражданского судостроения 1870-90 годов. Желательно покомпонентно - материалы, машины, работа, зарплаты, налоги и пр. может по паровозостроительной и вагонной сравнивать, по металлу. рабочим примерно то на то получается, а вот по налогам не совсем, если в питере то +40% за землю, местные сборы, зарплату и -20% на металл. в других портовых городах земля и местные сборы тоже повыше чем в луганске или брянске например, да и рабочие чуть дороже. так что оптимально это рига-ревель-либава на балтике или выборг-або в финляндии ( если на импортный металл запретительные пошлины)

olegsv123: komo78 пишет: если в питере то +40% за землю, местные сборы дело не совсем так обстоит. есть льгота по налогу на землю при строительстве вне городской черты на гос землях. ( совсем как сейчас в москве у лужка) при этом этой льготой активно пользовались-- именно так возникали многие рабочие слободы на месте деревень

komo78: так для судостроительного надо побережье, а оно наверняка занято под дачи и прочее.

GeorgG-L: komo78 пишет: В Морском техническом училище в Кронштадте. Можно в Технологическом институте на кораблестроительном факультете

Вик: GeorgG-L пишет: Можно в Технологическом институте на кораблестроительном факультете А он (факультет) уже был тогда? Насколько мне известно - первое гражданское учебное заведение, готовившее кораблестроителей, - кораблестроительный факультет Петербургского политехнического ин-та - открыт в 1902г. Но, вообще, это не проблема. В те времена не существовало такой сильной специализации инженеров. Так, что герой может окончить любое техническое учебное заведение. Например, быть инженером-путейцем. Там тоже котлы.

yuu2: komo78 пишет: может по паровозостроительной и вагонной сравнивать Можно и по паровозам - если других источников не найдём. Но цифры, пожалуйста, цифры.

GeorgG-L: yuu2 пишет: В те времена не существовало такой сильной специализации инженеров И стажироваться скажем на Балтийском заводе.

Warrior Frog: GeorgG-L пишет: И стажироваться скажем на Балтийском заводе. Какой такой Балтийский завод в 1865г

yuu2: GeorgG-L пишет: И стажироваться скажем на Балтийском заводе Неее ... Абсолютно альтернативный частный бизнес на совершенно новой площадке. Причём не целевое "я б в механики пошёл, пусть меня научат", а жизнь заставлять будет. Сначала знакомство с технологиями. Потом - первые "самовары" собственного производства. Дальше - агрегатная сборка машин из заказываемых на специализированных предприятиях деталях. Только потом - собственное производство машин полного цикла. Параллельно эволюции КМУ возникает потребность в налаживании судостроительной части. А оттуда уже пол-шага до собственной судоходной компании. Но всё это упирается в потребный объём инвестиций, в сроки окупаемости нововведений, т.е. в себестоимость выполняемых работ. Бизнес на КМУ вполне себе окупается. Но встаёт вопрос - "обрастать" собственным судостроением полного цикла или же покупать корпуса на стороне. Всё упирается в деньги.

von Echenbach: yuu2 пишет: Параллельно эволюции КМУ возникает потребность Обзор и знакомство с мировыми технологиями, м.б. сначала какой-либо задел по паровозам и по Пм для яхт малых. Модный спорт и модный строитель яхт - несколько побед в гонках паровых яхт (были таковые?) или парусно-паровые. А там и клиперы и КЛ второго - третьего поколения.

yuu2: von Echenbach пишет: какой-либо задел по паровозам и по Пм для яхт малых Попытка сделать паровоз будет. "Родится" в итоге маленький паровой портовый кран. Малые яхты не рассматриваю. Но малые каботажные пароходы 100% будут. Собственно на них и будет отработка технологии производиться. Дальше пойдут флотские заказы на КМУ (в их корпуса). Но почему при этом не ставить собственные КМУ на собственные же пароходы? А то флотские заказы не регулярны, а рабочих для поддержания квалификации кормить надо.



полная версия страницы