Форум » Отдельный отряд крейсеров - ЗАКРЫТО » Прорывы парохода "Сунгари" из Владивостока в Порт-Артур. » Ответить

Прорывы парохода "Сунгари" из Владивостока в Порт-Артур.

Прол: ...После боя в Корейском проливе (1 августа 1904 года) под началом трех владивостокских адмиралов оставалось только два боеспособных крейсера - «Россия» и «Громобой». А потому решительно невозможно было представить, что Скрыдлов отважится вдруг рискнуть половиной всех своих сил, послав один из кораблей на прорыв японской блокады. К тому же, будь он даже человеком действительно верующим, служебный долг обязывал его мыслить категориями сугубо практическими - такими, как узлы хода, дюймы калибра и миллиметры брони. А именно в этих узлах и дюймах неприятель удерживал за собою подавляющее превосходство. Казалось бы, прорыв японской блокады с моря был делом совершенно безнадежным, но... Нашлись люди, которые так не считали. В штабе Скрыдлова составилась группа молодых офицеров-заговорщиков, душой и главным деятелем которой был 23-летний мичман Павел Оттович Шишко. К японцам у мичмана был собственный счет: младший брат его служил на броненосце «Петропавловск» и с ним же 31 марта пошел на дно. План «заговорщиков» был дерзок и прост одновременно. Для прорыва блокады предлагалось использовать не крейсер и даже вообще не военный корабль, а безоружный грузовой пароход, укомплектованный добровольцами. По мысли штабистов, курс его маршрута следовало проложить вокруг Японских островов, а дату выхода точно согласовать с лунными фазами - с тою целью, чтобы подойти к Артуру в период самых темных ночей. Конечно, рискованный замысел давал только шанс, успех гарантирован не был, но разве не известно из опыта, что дерзости сопутствует иной раз удивительное везение? Скрыдлов план утвердил, но вверить морским случайностям образ «Торжество Пресвятой Богородицы» наотрез отказался. «Место его, - сказал он, - в Успенском соборе». Дальнейшее современник описывал так: «С иконы снята была копия при помощи фотографии в трех экземплярах. С полученной таким образом копии одним проживавшим в порту живописцем снята была другая копия, писанная на дереве масляными красками в уменьшенном размере. Таким образом, с иконы Богоматери копии получились двух видов: в виде фотографического снимка (карточки) в нескольких экземплярах и в виде иконы, написанной масляными красками. Предположено было фотографические снимки послать сухим путем по почте в Чифу на имя русского консула с просьбой при первом удобном случае на джонках переслать их в Порт-Артур, а копию на дереве отослать в Порт-Артур на первом, отходящем туда с разными припасами, транспорте. Доставить ее вызвался доброволец-матрос по фамилии Пленков». Названный транспорт и был тем самым «блокадопрорывателем», идею которого замыслил Павел Шишко. Представлял он собою старенький датский пароход, купленный у прежнего владельца Морским ведомством и переименованный в «Сунгари». Построен он был в 1880-е годы, вместимость его не превышала 2000 тонн, максимальный ход едва достигал 8 узлов. Командовать пароходом был назначен флагманский штурман Штаба комфлота лейтенант А. М. Веселаго, а весь экипаж - 4 вахтенных начальника (в том числе мичман Шишко), 2 механика и 45 нижних чинов (в том числе «попечитель» над копией «Торжество Пресвятой Богородицы» матрос Пленков) - был укомплектован исключительно добровольцами. Флотский историк пишет: «Нагруженный не только мукой, но и снарядами средних калибров, медикаментами, теплой одеждой и даже крепкими напитками, транспорт, выйдя из Владивостока 4 октября, благополучно прошел в океан проливом Лаперуза и поднялся до параллели о. Иокогама». И вот здесь-то, как говорили потом матросы, начался «форменный кошмар» - «Сунгари « встретил на пути тайфун, и не какой-нибудь, а редчайший по силе! Трое суток пароход пытался «выгрести» против огромной волны, но не продвинулся вперед ни на милю. Старенький корпус начал «пускать слезу», помпы работали безостановочно. «Вода, - писал историк, - заливала машину, мостики были снесены, руль поврежден». А. М. Веселаго упорствовал до последней возможности, но, видя, что дело безнадежно, дал команду лечь на обратный курс. На последних остатках угля, имея в экипаже до 20 % «увечных и раненых» (в их числе был и матрос Пленков с тяжелым ушибом грудной клетки), «Сунгари» возвратился во Владивосток. Верующие восприняли неудачу как суровое научение. «Значит, не угодно Владычице, чтоб артурцам досталась лишь копия, - говорили они. - Значит, надо везти самый образ!» И все же доблестный А. Веселаго решил повторить попытку. «В середине декабря, - пишет историк, - тот же транспорт вновь вышел в море <...> и, обогнув Японию, подошел к Китайскому берегу. Пройдя Шантунгский полуостров и следуя между берегом и островами, <...> он вошел в Печилийский залив и, повернув на ост, около полуночи 17 декабря приблизился к берегу Квантуна на параллели Порт-Артура. Уже виден был огонь тяжелых орудий крепости, и цель похода казалась такой близкой, когда 4 японских сторожевых судна, находившихся у южной оконечности Ляотешаня, стали светить прожекторами. Уклонившись от них к весту и вновь обогнув с зюйда острова Миао-Тао. «Сунгари» лег прямо на Порт-Артур, но был замечен вышедшим от островов небольшим сторожевым судном, начавшим светить прожектором. Увидев, что он обнаружен, А. М. Веселаго решил идти в Циндао, надеясь догрузиться там углем и повторить попытку прорыва в менее ясную ночь. Но на следующий день туда же пришли прорвавшиеся из Порт-Артура миноносцы, сообщившие о падении крепости»... Из ИСТОРИИ ПОРТ-АРТУРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ" http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2003/n04/08.shtml

Ответов - 20

GeorgG-L: В декабре 1903 года, накануне Русско-японской войны, к монахам Киево-Печерской лавры пришел седовласый матрос, герой Севастопольской обороны, и поведал им о своем видении. Как-то, проснувшись среди ночи, старик-матрос увидел Божию Матерь, окруженную ангелами во главе с Архистратигом Михаилом и Архангелом Гавриилом. И сказала ему Матерь Божия: «России предстоит скоро тяжелая война на берегах далекого моря и многие скорби ожидают ее. Изготовь образ, изображающий Мое явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона Моя утвердится в стенах города, то Православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство.» Икона была написана, освящена и доставлена в Санкт-Петербург для скорейшей отправки в Порт-Артур. Началась война, прорвать японскую блокаду было практически невозможно. Одну из безумных попыток прорвать блокаду и доставить икону в осажденную русскую крепость попытался совершить 23-летний мичман Павел Оттович Шишко, брат погибшего на флагмане «Петропавловск». Было решено в Порт-Артур отправить только копию иконы. С этой целью был куплен старенький датский пароход «Сунгари», который нагрузили мукой, снарядами, медикаментами. Укомплектован пароход был исключительно добровольцами, среди которых был и Павел Шишко. Но вышедший из Владивостока «Сунгари» встретил жесточайший тайфун, и морякам на поврежденном судне пришлось вернуться обратно в порт. Ни икона, ни ее копия так и не были доставлены в Порт-Артур

А.В.: Пароход "Тунгус" трижды прорвался из Вл-ка в Гонконг и обратно. Кто-нибудь слышал про это?

andreyfinn: А.В. пишет: Пароход "Тунгус" трижды прорвался из Вл-ка в Гонконг и обратно. Кто-нибудь слышал про это? Похоже на байку. Странно, что такое неординароное событие нигде не освещено... Посещение британской ВМБ транспортом Морского ведомства во время войны... Вот выход "Тунгуза" в 1904 г. в составе отряда для охраны рыбных промыслов в Охотском море и то в литературе упоминается.


gtomorfolog: andreyfinn пишет: Вот выход "Тунгуза" в 1904 г. в составе отряда для охраны рыбных промыслов в Охотском море и то в литературе упоминается. Военная энциклопедия тXIV,1914г. 29 июля крейсер "Лена" отправлен совместно с трансаортами "Якут","Камчатка" и "Тунгуз" в экспедицию для охраны промыслов в Охотском море. Транспорты отправились Татарским проливом к рандеву в устье Амура,крейсер "Лена" Лаперузовым проливом вошел в Охотское море, зашел в Корсаковский пост,оттуда на Тюлений остров,около которого захватил и потопил японскую хищническую шхуну. О подробностях действий транспортов источники умалчивают.

invisible: Это все интересно, но смысла мало. Лучше бы Сунгари и Лену пускать к Токио для отвлечения операций ВОК.

А.В.: andreyfinn пишет: Посещение британской ВМБ транспортом Морского ведомства во время войны... Думаю, мы о разных пароходах. Тот "Тунгус", о котором я говорю, еще и в Японию по пути заходил за углем Хотя источник информации не вполне достоверный но могу выложить владельца судна и фамилию капитана

von Echenbach: А.В. пишет: о разных пароходах Интересно - владелец: угольно-рыбный магнат со странной фамилией "Г..."? На системетима - они оживились, читая здешние письма и обсуждая скандалы есть неплохой обзор по пароходам, т.к. фактическая справочная база там неплоха, да и комментарии не всегда "деревянны" - если не касаться заклинаний по поводу "истинности знаний истинных штурманов и истинных командиров (неоценённых)"... Они действительно приличные знатоки вопросов по истории флота.

andreyfinn: А.В. пишет: могу выложить владельца судна и фамилию капитана Было бы интересно! Я действительно имел в виду военный транспорт из Владика.

А.В.: von Echenbach пишет: Интересно - владелец: угольно-рыбный магнат со странной фамилией "Г..." Мой источник говорит другое. Пароход был приобретен в 1903 г. (? - я бы предположил, что, скорее, в 1904 г.) у норвежского пароходства из Бергена (хотелось бы знать название судна и пароходства). Владелец - НЕМЕЦКИЙ торговый дом во Владивостоке "Кунст и Альберс". Застрахован Лондонским Ллойдом. Капитан - норвежец Хальворсен (из чего заключаю, что пароход был зафрахтован или приобретение было фиктивным, похоже, что команда осталась первоначальной)

А.В.: "Тунгус" совершил 3 рейса. Первый в Шанхай и Гонконг. Второй в Гонконг. По пути туда зашел в Модзи за углем (шел пустым под норвежским флагом). Обратно прорывался вокруг Японии через Лаперузов пролив, доставил 1753 т груза. Путь в Гонконг занял 10 дней, оттуда во Вл-к - 21 день. Третий снова с заходом в Модзи В итоге 1904 финансовый год фирма завершила с прибылью 1,125 млн. руб. В начале 1906 г. ее капитал составил 13,9 млн. руб

А.В.: Это я все к чему? Россия не была в состоянии защитить собственное судоходство, и в большей степени полагалось на иностранное. Традиция еще мирного времени: в нач XX в. в рос порты приходили лишь 7 % судов под русским флагом, а 93 % - под иностранными

А.В.: Статистические показатели невеликой морской державы, ИМХО. Тогда считалось, что отечественный торговый флот должен обеспечивать более половины морского торгового оборота (речь, как я понял, о внешней торговле)

vvy: А.В. пишет: Мой источник говорит А что за источник? Ни в одном из ежегодных списков судов русского торгового флота никакого "Тунгуза" нет.

А.В.: Вот и я говорю, что тут или название неверно указано, или что судно осталось норвежским или немецким или еще каким-нибудь иностранным. А источник (строго говоря, исследование): Деег, Л. Кунст и Альберс - Владивосток. История немецкого торгового дома на российском Дальнем Востоке (1864-1924) (пер. с нем.). - Владивосток, 2002. - С.191-192. Автор не называет точных дат рейсов, только название судна - "Тунгус". В порядке выяснения истины - откуда-то же он взял эти данные? М.б. даже с потолка, но непохоже, он ведь хотел немецких предпринимателей прославить

vvy: А.В. пишет: Деег, Л. Кунст и Альберс - Владивосток. История немецкого торгового дома на российском Дальнем Востоке (1864-1924) Весьма интересно. Указанное общество владело еще и рядом буксирных и малых пароходов. Если о них в книге говорится, не могли бы Вы привести здесь изложение этого материала? Кстати, некоторые "кунст-и-альберовские" пароходы в ПМВ были взяты в состав Сибирской флотилии.

А.В.: vvy пишет: Весьма интересно Ценю Ваше мнение. Книги у меня нет, в свое время просматривал в библиотеке Общества по Изуч Амур края. В свободной продаже не видел. Постараюсь найти, но быстро не обещаю, сейчас как-то недосуг. Я сделал несколько любопытных выписок, например (цитата из книги): “Нелегкие прорывы блокады ["Тунгусом"] позволили установить одно: если Россия не поладит с Японией, с ее выходом в мировой океан через Владивосток дело не пойдет. Все дороги из той части Тихого океана, что не случайно назвали Японским морем ... практически были внутренними водами Японии”

von Echenbach: Впечатление: Гинзбург организовал большую щпионскую службу, преимущественно в пользу японцев и американцев. С небольшим "двойным" акцентом (дезинформация?) в пользу РИ. - ?

Рамзес: для vvy - наверное лучше поздно, чем никогда По всем признакам искомый Вами Тунгус - вот этот одновинтовый грузовой пароход TUNGUS 1903 г верфь:Sunderland SB Co South Dock стр №:217 спущен:3.3.1903 сдан хозяину:3.1903 хозяин:D/S Tungus Rederi (Wilh.Wilhelmsen), Tonsberg NOR - 1922 HAI FOONG (англ Douglas SS Co) - 1926 WAN HSIANG (кит San Peh SN Co) - 20.8.1937 г затоплен экипажем как блокшив на Whangpoo River, Shanghai в ходе японо – китайской войны 1753 брт 79.2 - 11.2 – 4,9 м 10.5 узл Сомнительно шибко чтобы русский флаг вообще поднимал - вероятно фрахтовали для разовых рейсов (обычная практика и для периода войны в то время) , а вот насчет его русской подчиненности и юрисдикции - скорее "нет" чем "да" как на мой взгдяд

andreyfinn: Рамзес пишет: Сомнительно шибко чтобы русский флаг вообще поднимал - вероятно фрахтовали для разовых рейсов (обычная практика и для периода войны в то время) , а вот насчет его русской подчиненности и юрисдикции - скорее "нет" чем "да" как на мой взгдяд До войны этот "Тунгус" ходил под норвежским флагом между Владивостоком и Порт-Артуром. Принадлежал (или фрахтовался) торговому дому "Кунст и Альберс".

andreyfinn: Прол пишет: Представлял он собою старенький датский пароход, купленный у прежнего владельца Морским ведомством и переименованный в «Сунгари». Построен он был в 1880-е годы, вместимость его не превышала 2000 тонн, максимальный ход едва достигал 8 узлов. Командовать пароходом был назначен флагманский штурман Штаба комфлота лейтенант А. М. Веселаго, а весь экипаж - 4 вахтенных начальника (в том числе мичман Шишко), 2 механика и 45 нижних чинов Интересно, а этим блокадопрорывателем точно был "Сунгари"? По указанным в статье параметрам он даже с большой натяжкой на бывший "Tiberius" не похож. Встречал данные, что это мог быть "Litsun", тот если не брать возвраста, более схож, плюс к тому же в "Мейдзи" отмечен - типа с миноносцами в Циндао ушел и пароход "Bintang" с беженцами из Порт-Артура. Исходя из того, что "Лицун" в "девичестве" именовался "Bintang" такая версия вполне м.б.?



полная версия страницы