Форум » I-ая эскадра Тихого океана » Документы. Действия флота. Период командования вице-адмирала Старка. » Ответить

Документы. Действия флота. Период командования вице-адмирала Старка.

РЮРИК: Уважаемые господа! Думаю для Вас будет интересно почитать рапорты участников Русско-японской войны! Рапорт Начальника эскадры Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 22 Января 1904 года №425. По приказу Вашего Высокопревосходительства от 17 Января №40, к плавающей в Желтом море части вверенной мне эскадры, 18 Января были присоеденены, из состава вооруженного резерва, четыри броненосца, один крейсер I-го ранга, два минных транспорта, один транспорт и тринадцать миноносцев. Из этих судов, 18 и 19 Января в полную воду, были выведены на внешний рейд броненосцы "Пересвет", "Победа", "Ретвизан", крейсер "Диана", транспорты "Амур", "Енисей" и "Ангара". За сим, 20 Января оказалось возможным, не мешая работам по установке нового устройства подачи к 12" орудиям, вывести из гавани броненосец "Цесаревич"; броненосец-же "Севастополь", заканчивающий работы по сборке левой машины, выйдет и начнет испытания новых параллелей этой машины 23 сего Января. Эскадренные миноносцы, по переборке своих команд, были установлены в большем числе на внутреннем рейде, на места вышедших больших судов. Ко дню начала компании, все суда эскадры имели полные запасы угля и других материалов и провизии. В равномерном распределении офицеров, по возможности, не расстраивая основного состава каждого корабля, были сделаны некоторые перемещения, при чем на броненосцах "Цесаревич", "Пересвет", "Победа", на которых положено по 15 офицеров, - число недостающих пропорционально таковому на броненосцах типа "Петропавловск", так как на них есть больные, временно службу не несущие. Что же касается миноносцев, - принимаются меры к назначению на каждый второго вахтенного начальника, необходимого при настоящих зимних условиях плавания. В соответствии с исключительными требованиями настоящего времени, для охраны эскадры и наблюдения за рейдом и ближайшими к нему водами, для содержания эскадры в полной боевой готовности в ночное время, а равно и для привлечения более постоянного участия офицеров в упражнениях и занятиях того-же характера, по выходе всей эскадры на рейд, с 18 Января приняты некоторые дополняющие ежедневное росписание меры. Все суда стоят приготовившись к бою, имея, однако, некоторые гребные суда, подлежащие сдаче в порт в последнюю очередь, установленными на палубе, что позволяет действовать всею артиллериею. Сообщение с берегом прекращается к 8 часам вечера. Ежедневно: два корабля внешней линии диспозиции дежурят по боевому освещению подходов к рейду; два крейсера назначаются дежурными на случай экстренной посылки в море, имея для сего от заката до восхода солнца пары в половинном числе котлов; два миноносца, по одному из каждого отряда, выходят для совместного осмотра зоны, радиус которой 20-25 миль от эскадры. Прикомандированная к эскадре канонерская лодка "Гиляк" охраняет каждую ночь ближайший десятимильный район Артура от маяка Ляотешань до поворота в Талиенван. Эти суда, приходя на вид эскадры, дают возможность практиковаться в производстве опознавательных сигналов. Дежурные же крейсера устанавливают на якорь к югу от эскадры пароходы, приходящие в Артур ночью. Впредь до распоряжений, на рейде команды занимаются по зимнему росписанию, продолжая курс стрельбы на берегу и стрельбу из стволов по буксируемым щитам. Пополнение запасов угля производится постоянно и, когда позволяет погода, без задержки. В исполнение указаний Вашего Высокопревосходительства, для упражнения личного состава в эскадренном плавании и маневрировании, 21 Января вверенная мне эскадра в полном своем составе вышла в море. (Для окончания ремонтов и испытаний, в Артуре были оставлены броненосец "Севастополь" и миноносцы "Боевой", "Бдительный", "Безшумный", "Бойкий", "Бурный", "Сторожевой" и "Сильный". Кроме них, для охраны и наблюдения, на внешнем рейде оставлены "Гиляк" и "Ангара"). С 5 часов утра, через каждыя 45 минут, к Шантунгу по назначенному курсу вышли дозором крейсера "Аскольд" и "Диана", "Паллада" и "Баян". Они должны были держаться на расстоянии десяти миль между собой и, следуя эскадренным ходом в 10 узлов, поддерживать телеграфное сообщение с эскадрой, вышедшею по тому же курсу в 8 часов утра. Крейсера "Боярин" и "Новик" держались для посылок при эскадре, за которой в расстоянии 6 каб. шли 1-й и 2-й отряды миноносцев, по 7 в каждом, разделенные каждый на два отделения. Минные транспорты "Амур" и "Енисей" следовали за эскадрою в расстоянии в 15 и 30 миль (соответственно), для поддержания телеграфической связи с Порт-Артуром. Согласно инструкции по приходе "Аскольда" к Шантунгу, крейсера должны были держаться на своих местах и ждать приказания по телеграфу - вернуться. Были назначены часы посылки телеграмм в ту и другую стороны. Следуя в вышеозначенном порядке, производил эволюции с одними броненосцами, предоставив капитанам Матусевичу и Гинтеру, каждому отдельно, упражнять в маневрировании свои отряды, при промежутках между миноносцами 50 саж., по выданному для исполнения новому эволюционному своду сигналов, по которому маневрировали и броненосцы. Пройдя с эскадрой около 60 миль от Артура и вытребовав в этом месте в 2 часа дня к себе крейсера, с 2-х до 6 часов в том же порядке производил вновь эволюции, когда, по присоединении всех четырех крейсеров, повернул со всеми силами к Ляотешану, отделив в Дальний за водой второй отряд миноносцев и дав им конвоиром крейсер "Новик". Пройдя к означенному маяку на 15 миль, в 1 час 30 мин. ночи 22 Января, повернул на N и NO и в 5 часов 30 минут утра расположил эскадру на Талиенванском рейде, куда направил раньше, встреченные ночью, минные транспорты. В Талиенване эскадра занималась по росписанию, первый же отряд миноносцев маневрировал на рейде. Второй отряд, снабжаясь водой, задержался на якоре и присоединился к эскадре в 11 часов утра, при ея выходе в Порт-Артур. В 2 часа 30 минут дня сего 22 Января эскадра стала на якорь в три линии на внешнем Артурском рейде. Кратковременное по необходимости, это плавание показало всю пользу его после стоянки в резерве, перемены многих офицеров, недавнего присоединения новых, непривыкших к эскадренному плаванию, судов и по уходе более полторы тысячи старослужащих, из коих треть были специалисты, много лет служившие на этой эскадре. Маневрирование больших судов и сигналопроизводство на них, по этим причинам и вследствие осенней замены, не только старых сигнальщиков, но и многих штурманских офицеров, оставляют желать много и требуют новой практики, так как, кроме быстроты выполнения, ослабли внимание и утрачены познания, не только в эскадренных правилах, но и в общих основных наставлениях. При этом должен заметить, что, для успешного и правильного обучения минных отрядов и для возможности управлять их движениями путем сигналопроизводства, начальникам отрядов необходимо дать отдельные отрядные суда в виде малых крейсеров, на которых они имели бы возможность, не только все видеть и делать все нужные сигналы, но и переговариваться с флагманом, который ныне должен был рассылать крейсера "Боярин" и "Новик" для передачи своих приказаний обоим отрядам миноносцев, утрачивавшим всякую связь с эскадрой даже с расстояния в одну милю. Относительно миноносцев, в этом плавании можно было сделать следующий вывод: Первый отряд, имея более старых командиров и команды и более поэтому практиковавшихся, при лучшей во всех отношениях материальной части и надежных механизмах, при удобной установке вспомогательных, не исключая рулевых приводов, способен выполнять всякое поручение и маневрировал для первого выхода удовлетворительно. Второй отряд, уступая во всем перечисленном первому, маневрировал не хорошо, при чем, из семи бывших в море миноносцев, "Стерегущий" остался на 36 часов в Дальнем для вскрытия холодильника и заглушения потекших трубок, а на миноносце "Разящий" в конце суточного плавания лопнула трубка в котле. О всех обнаруженных в плавании дефектах и неисправностях Невских миноносцев мною предложено начальнику отряда представить отдельную записку, которую не замедлю доложить Вашему Высокопревосходитьльству. Телеграфирование без проводов в последнее время сделало на эскадре успехи и продолжает совершенствоваться. Во время последнего плавания преследовалась цель передачи телеграмм на определенном расстоянии через ряд разведочных судов. Имея в виду полученные некоторыми судами эскадры хороши результаты ("Варяг", "Цесаревич", "Баян", "Петропавловск"), т.е. расстояние в 90-100 миль, следует предпочесть ограниченное число таких хороших станций и тем устранить вероятность путаницы и беспорядка, столь возможных при участии разбросанных в море многих, но слабых аппаратов; последние могут иногда мешать делу из усердия, причем будут безответственны в принесенном вреде, по неведению обеих сторон - чье постороннее вмешательство исказило телеграмму. В числе высланных к Шантунгу четырех крейсеров,- "Диана" и "Паллада", имея старые и плохие аппараты, были бесполезны, ибо эскадра получала телеграммы, или непосредственно с крайней станции - "Аскольда", или через "Баян", средние же две станции могли даже мешать. Вместе с сим имею честь донести Вашему Высокопревосходительству об очень хорошем состоянии здоровья чинов вверенной мне эскадры; при небывалом еще численном составе команд, число больничных дней за Ноябрь, против Октября, уменьшилось на одну тысячу и продолжает держаться на таком уровне. Плавание 21-22 Января сопровождалось исключительно хорошею для этого времени года погодою.

Ответов - 149, стр: 1 2 3 4 All

РЮРИК: Рапорт Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 18 Февраля 1904 года №87. Приступая к отчетному донесению Вашему Высокопревосходительству за истекшую неделю, доношу, что начало ее с 8 сего Февраля было спокойным и крейсер "Баян", ходивший в этот день на испытание механизмов, а также бывшие в ночь на 9 Февраля на разведках миноносцы "Властный", "Внимательный" и "Грозный", неприятеля не видели, хотя по некоторым признакам, в виде отдельных замеченных на горизонте судов, дыма и временами освещение прожектором со стороны моря давали указания на то, что даже ближайший к Порт-Артуру район находится под постоянным наблюдением неприятеля. Отсутствие неприятельской эскадры подтвердилось и крейсерами "Баян" и "Аскольд", ходившими 9 Февраля на разведки по направлению к О-у и возвратившимися в порт только к заходу солнца; разведка была произведена на полном ходу. Крейсер II ранга "Новик", вышедший по окончании всех исправлений, 8 Февраля из дока, грузился углем для приведения себя вновь в полную боевую готовность.

РЮРИК: Продолжение. 10 Февраля утром младший флагман контр-адмирал Лощинский на минном транспорте "Амур", в сопровождении минного крейсера "Гайдамак" и миноносцеы, отправился в бухту 10-ти Кораблей для ее минирования, по исполнении чего в тот же день со всеми судами вернулся в Порт-Артур. Все двадцать мин, поставленные в этой бухте, встали хорошо, хотя впоследствии, после шторма от N-а, и было донесение с находящейся там заставы о взрыве одной из мин, снесенной и прибитой к берегу. В 2 часа 40 минут пополуночи 11 Февраля, после довольно продолжительного затишья в военных действиях, вновь раздался первый выстрел с броненосца "Ретвизан", который, неустанно и зорко наблюдая за рейдом, у берега Тигрового полулстрова усмотрел белый неприятельский миноносец. Стрельба с броненосца, как можно было судить с внутреннего рейда, поддерживаемая береговыми батареями, происходила в течении часа с перерывами и только в исходе четвертого часа она обратилась в сплошной убийственный огонь, который, как впоследствии оказалось, был открыт по неприятельским пароходам - брандерам, большим ходом направлявшимся на броненосец "Ретвизан" и в оставшийся узкий проход в гавань. Огонь был настолько губителен для неприятеля, что через четверть часа после открытия первого парохода можно было, даже из бассейна, усмотреть его горящим и выскочившим на камни под входным маяком, в семидесяти саженях от броненосца "Ретвизан"; у второго парохода удачно попавшим снарядом отдался якорь, и он, подобно первому, принужден был, не достигнув цели, выброситься под Золотой горой. Брандеры сопровождались миноносцами, которых назначение, повидимому, было снять с пароходов команду, а затем, при удачной постановке к "Ретвизану" брандеров, его взорвать. По показанию многих очевидцев, два миноносца, находясь в лучах прожекторов, были утоплены и поэтому надо полагать, что с неприятельских пароходов не всем удалось спастись; после полного отражения пароходов, неприятельские миноносцы подходили неоднократно и тем вызвали артиллерийскую стрельбу "Ретвизана" до самого рассвета. С рассветом было обнаружено еще два парохода, тоже выбрашенных на рифы и, кроме того, на довольно глубоком месте у Тигрового берега в малую воду оголялся корпус большого японского миноносца. Продолжение следует.

РЮРИК: Продолжение. Пароходы, величиной свыше 3000 тонн, оказались начиненными пропитанной керосином угольной пылью и большим количеством кальция в банках; это остроумное, со стороны японцев, сочетание горючего материала привело к тому, что объятый пламенем стоявший близ "Ретвизана" пароход, несмотря на все принятые меры, продолжал гореть в течении недели. Пароходы снабжены приспособлением для взрыва и затопления их в желаемом месте, и можно с уверенностью сказать, что тип более губительного брандера придумать было трудно. По предметам, найденным на пароходах и на берегу, хотя их было и немного, можно судить о той поспешности, с какой пароходы оставлялись своим экипажем: на одном из пароходов найдено платье и кортик морского офицера, очевидно, вплавь искавшего свое спасение. Найдена карта, по которой видно, что этот, ставший пагубным для них самих отряд, подойдя первоначально к маяку Ляотешань, шел близко вдоль берега с правильным расчетом проходить батареи, расположенные на западном берегу рейда, в мертвом их пространстве; на прилагаемом плане сделан схематический набросок того положения, которое должны были принять в проходе пароходы-брандеры, с обозначением и самого броненосца "Ретвизан", который отмечен японской надписью, не оставляющей никаких сомнений в их замысле. По всему вероятию, гибель неприятельских миноносцев и, во всяком случае, неизвестность их местонахождения, а также легко понятный интерес неприятеля - узнать, к какому конечному результату привела их атака брандерами, призвали утром на вид броненосца "Ретвизан" и наших фортов пять японских миноносцев и отряд четырех легких крейсеров, которые, с осторожностью держались вдали батарей, вскоре по выходе на наружный рейд наших крейсеров "Баян", "Аскольд" и "Новик" - скрылись; преследование их не представлялось возможным, вследствие большого числа плавающих на рейде предметов и заставлявших опасаться могущих быть плавающих мин. Утром 12 Февраля наши крейсера "Баян", "Аскольд" и "Новик", для производства розведки, а также для розыска не вернувшихся, посланных накануне вечером, в составе целого отряда, миноносцев "Бесстрашный" и "Внушительный", были посланы в море. В девятом часу утра с фортов и застав было сообщено, что два наших миноносца спускаются с севера по западную сторону Квантуна, но одновременно получилось сведение и о приближении неприятельского флота в полном его составе, при чем число неприятельских миноносцев было ограничено восемью.


РЮРИК: Продолжение. Неприятельский флот старался держаться вне углов обстрела и вдали наших фортов, что в то же время не мешало ему открыть огонь по нашим крейсерам, которые, в ожидании возвращения миноносцев "Бесстрашный" и "Внушительный", держались под защитой береговых батарей и отстреливались от неприятеля. В 10 часов 50 минут утра неприятельский флот приблизился настолько, что форты открыли по нем огонь; в то же время отряд легких крейсеров отделился, чтобы отрезать наши миноносцы, подходящие к маяку Ляотешан, с которого семафором им передалось о нахождении неприятеля в виду крепости. Миноносец "Бесстрашный", идя полным ходом, семафора не принял и ему удалось под выстрелами проскочить на рейд, миноносец же "Внушительный", принимая семафор, уменьшил ход, вследствие чего отстал от головного и затем решил вернуться в бухту Голубиную, где как оказалось в последствии, и был настигнут неприятельскими крейсерами. Наши крейсера, по возвращении миноносца "Бесстрашный", во избежание напрасных потерь, вошли в гавань, при чем на крейсере "Аскольд" оказалась поврежденной одна 6" пушка и осколком нижнему чину переломило ногу; других повреждений на крейсерах не было. Возвращение миноносца "Внушительный" в бухту Голубиную, повидимому, было усмотрено неприятельскими крейсерами, так как, не успев отрезать миноносец "Бесстрашный", они направились к бухте и все четыри крейсера открыли по миноносцу "Внушительный" частый огонь. Командир миноносца лейтенант Подушкин еще до подхода крейсеров успел свезти команду на берег, открыл кран затопления и клинкеты, снять орудийные замки и спасти секретные книги. Миноносец особых повреждений не получил, но все же затонул, вследствие попадания воды через надводные пробоины, кроме искусственного затопления; разрушение на верхней палубе произведено главным образом от разрыва воздушного резервуара мины. Ни убитых, ни раненых на миноносце нет. Неприятельские крейсера, видя бесцельность своей стрельбы по миноносцу, стреляли по команде, находившейся на берегу, и вскоре ушли. С этого времени в военных действиях произошло затишье, которое, как надо полагать, неприятель восполняет приготовлениями к новому более энергичному нападению. Успех работ на броненосце "Ретвизан" нарушен атакой неприятельских брандеров, вызвавших столь сильную стрельбу, а также проходом наших крейсеров, которые, при все осторожности, не могли не повлиять на ослабление связей подведенного 10 Февраля кессона. Первоначально надводная часть кессона оказалась низка, вследствие чего его могло заливать в полную воду, и поэтому, подведя к борту, его надстроили и 12 Февраля окончательно подвели под броненосец; но когда начали отливать воду землесосами и откачали до половины пробоины, кессон сдал, конопатку всю выбило давлением воды и в настоящее время кессон отведен в порт, где приняты все меры к его скорейшему изготовлению. На броненосце "Ретвизан" одновременно заводят подкильные концы, на которые предполагается завести шпигованный пластырь и кроме того деревянный досчатый.

РЮРИК: Продолжение. Для броненосца "Цесаревич" делается кессон, который скоро будет готов; посторйка его прочная и надежная, вполне расчитанная на давление воды. На верхней броневой палубе установлены две помпы. Подошедший к борту броненосца, "Силач" выкачал с броневой палубы воду; мера эта настолько облегчила броненосец, что он при первой полной воде всплыл, и в настоящее время явилась возможность заделать отверстия и щели броневой палубы. Крейсер I ранга "Паллада" 10 Февраля введен в док. Пробоина оказалась 20 фут длиною и 12 высотою, при чем только на четыри фута ниже ватерлинии; вогнута наружная обшивка и разошлись две плиты броневой палубы, 8 шпангоутов погнуты и сломаны. В 75 мм. погребе во время взрыва мины произошел пожар; загорелся в патронах порох и небольшая часть их взорвалась. Все беседки и стелажи искаверканы. Ослабли и сдали болты котельного коллектора, прикрепленного к непроницаемой переборке, которую тоже нужно укрепить. В настоящее время вырублены наружные листы обшивки, с другого же борта одновременно снимают соответственные лекала, по которым будут сделаны новые листы. К миноносцу "Боевой" кессон подведен 14 Февраля и к исправлению пробоины уже приступлено. Представляю при сем Вашему Высокопревосходительству обшую карту рейда Порт-Артура с указанием расположения и курсов погибших японских пароходов-брандеров и с приложением схематического чертежа предполагавшегося расположения брандеров, снятого с упомянутой в настоящем донесении японской карты, а также копию с рапорта командира броненосца "Ретвизан" от 11 сего Февраля за №324.

РЮРИК: Телеграмма Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 15 Февраля 1904 года №55. Вчера и прошлую ночь на 15 Февраля неприятель не приближался. Утром 14 Февраля с высот усмотрен один японский миноносец под островом Мурчисон и мористее его десять джонок. В море днем туман задержал крейсера; наши миноносцы выходили дважды, не встретив неприятеля. Вечером шторм от севера. "Цесаревич" откачал воду над броневой палубой, всплыл, сталь на бочки. Отправляю письменное донесение, по получении сведений о ходе работ.

РЮРИК: Телеграмма Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 16 Февраля 1904 года №64. Шторм от севера не позволил вывести крейсера из гавани. Крейсер "Аскольд" поставил новую пушку. Неприятель не показывался нигде. Течением принесло две наши мины; одна взорвалась в бухте Меланхэ, другая привезена на броненосец "Петропавловск" лейтенантом Денисовым. Пароход продолжает гореть.

РЮРИК: Служебная записка Младшего Флагмана флота Тихого океана Начальника отряда крейсеров - Вр.И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмиралу Старк. 16 Февраля 1904 года №17. Представляю Вашему Превосходительству краткий отчет о произведенной под моею командою отрядом крейсеров разведки.* В 6 часов 30 минут отряд был готов к походу, но несмотря на двухкратное требование, катера пришли лишь в 7 часов 20 минут. В виду неизвестности, как протянуты перлиня и поставлены бочки около "Ретвизана", были посланы обследовать проход, сперва штурман "Баяна" совместно с флагманским, затем лейтенант Иванов. Выйдя на рейд, прошли на SW 54-12 миль; определили горизонт видимости на сей день около 30 миль, легли на курс SO 84 к о-ву Encounter; пройдя около 25 миль, увидели "Диану", делавшую сигналы боевым фонарем, подошли к ней для опроса. В 12 часов получили телеграмму о возвращении. В 3 часа 30 минут пришли на внутренний рейд. Всего обследовано горизонта укрепленного Квантунского района на расстоянии 50 миль. На переходе встречены две джонки и крейсер "Новик" усмотрел на SO японский миноносец. Остальные никого не видели. Подписал: Контр-Адмирал Молас. *Цель разведки, согласно приказания Вр.И.д. Командующего флотом,- показать Русский флаг в водах Квантунского укрепленного района и по возможности осветить прилежащие воды Печелийского залива, при неприменном условии избежать столкновения с сильнейшем противником. (Приказ К.-Ад. Молас 15 Февраля 1904 года №7).

РЮРИК: Телеграмма Вр.И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 18-го Февраля 1904 г. №66. 16 Февраля четыри наши крейсера произвели рекогнасцировку северных Миао-Тао, потом крейсеровали у Энкоунтера при ясной погоде, нигде не обнаружив неприятеля. Сообщение батарей о пяти кораблях на SW от Ляотешана - не подтвердилось. Миноносцы выходили, не видав ничего. Эту ночь держал у входа миноносцы, вследствие сообщения, что 5 пароходов держались против бухты Кембрийской. Пароход потушен; взорвать опасно пока броненосец "Ретвизан" близко.

РЮРИК: Телеграмма Контр-Адмирала Витгефт Наместнику Е.И.В. 17 Февраля 1904 г. №2129. Сообщаю личные сведения: кессон "Ретвизана" слаб, подкрепляют. Будут пробовать пластыри, положенные на 35 шлагов стального перлиня, заведенного на пробоину найтовом через палубу под киль. Волонтер Бонди, спустившись в поврежденное отделение броненосца "Цесаревич", закрыл дверь; воду этого отделения выкачали, корма всплыла. "Боевой" исправляется при помощи кессона. "Паллада" будет менять 4 ряда листов, числом 8; шпангоутов 8; броневая палуба в угольной яме осела; работы на месяц. Японских мин найдено всех восемь. "Внушительными" посланы водолазы.

РЮРИК: ПРОТОКОЛ. Особого Совещания, состоявшегося 17-го Февраля 1904 года на флагманском броненосце "Петропавловск", под председательством Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана вице-адмирала О.В.Старк. Присутствовали: Начальник Временного Морского Штаба Наместника ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА - контр-адмирал В.К.Витгефт, Младший Флагман контр-адмирал князь Ухтомский, Командир Порта-Артур контр-адмирал Н.Р.Греве, контр-адмиралы М.П.Молас и К.П.Иессен, Флаг-Капитан капитан 1 ранга А.А.Эбергард. Предмет совещания : Преграждение доступа неприятельским брандерам и другим судам в проход в гавань Порта-Артур и отнятие у неприятеля возможности повторения попытки прорыва и закрытия этого прохода путем затопления в нем больших пароходов с горючими и взрывчатыми веществами. Председательствующий вице-адмирал Старк открыл заседание указанием на вышеизложенный предмет совещания и на возможность новой попытки японцев закрыть проход в гавань, а равно и уничтожить броненосец "Ретвизан", пожертвовав для этой цели одним из старых своих броненосцев, остановка которого от прорыва ночью к "Ретвизану" одним артиллерийским огнем невозможна, без счастливой какой нибудь для нас случайности, так как даже поврежденный артиллериею такой броненосец по краткости расстояния может достигнуть намеченного в проходе пункта и на нем затонуть. В соответствии с сим Председательствующий предложил на обсуждение: 1) Признается-ли необходимым и целесообразным устройство подводных преград на внешнем Артурском рейде. 2) В случае утвердительного решения первого вопроса, где и как расположить на рейде такие подводные преграды, при неприменном условии, чтобы они не могли мешать свободному движению флота в порт и обратно. При этом членам совещания были представлены для соображения три проекта расположения на внешнем рейде подводных преград, составленных из затопленных пароходов и джонок с камнями. Положили: По первому вопросу, большинством голосов устройство преград из затопленных пароходов признано неотложно необходимым. По второму вопросу, единогласно решено, по прилагамому к сему протоколу плану, затопить на внешнем рейде на линии створа Лютин-Рок с о.Кэп два парохода, расположив их от входного створа к берегу Тигрового полуострова и в расстоянии 5 кабельтовов от входного маяка; другие два парохода затопить к востоку от входа в порт и входного створа, между последним и Золотой горою, по дуге в расстоянии 3-х кабельтовов от входного маяка. Остающиеся между обеими этими подводными преградами и берегами проходы заградить джонками, нагруженными камнями, и отчасти минами, поставленными,по измеренной глубине, на глухих надежных минрепах и двойных якорях. Мины эти поставить в два ряда, на глубине 4 фут в малую воду. Телеграфировать немедленно управляющему морским пароходством Общества Восточно-Китайской железной дороги о немедленной присылке из Дальнего негодных пароходов "Харбин" и "Хайлар" на буксире пароходов "Гирин" и "Эдуард Барр", которые, все четыри, употребить на подводные преграды. Срочно представить на утверждение Наместника ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и Главнокомандующего постановление настоящего протокола*. *Протокол подписан всеми присутствовавшими на Совещании лицами.

РЮРИК: Телеграмма Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 18 Февраля 1904 г. №67. Совещание всех адмиралов признало необходимым принять крайние меры по обеспечению прохода в гавань от новой попытки закрыть его пароходами и даже старым броненосцем, что остановить вне прохода не всегда возможно одним артиллерийским огнем,- постановило представить на утверждение Ваше проект свой затопления 4 пароходов, расположив их и другие препятствия на рейде, на путях неприятеля, без стеснения движения наших кораблей.

РЮРИК: Телеграмма Наместника Е.И.В. - Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмиралу Старк. 18 Февраля 1904 г. №118. На телеграмму 67. Принимая во внимание всю важность иметь проход свободным, не встречаю со своей стороны препятствий к приведению в исполнение намеченных мер. Ставлю только неприменным условием распределение преград, чтобы они ни коим образом не могли мешать вполне свободному выходу в море нашей эскадры. Подписал: Генерал-Адьютант Алексеев.

РЮРИК: Телеграмма Начальника Главного Морского Штаба Наместнику Е.И.В. 18 Февраля 1904 г. №688. Четырнадцатого Февраля Высочайше утверждены декларации и список контрабанды. Подобен приложенному к Положению о Морских призах - со следующими изменениями: пункт а) добавит бронзу; пункт в) разные взрывчатые составы, проводники и все приспособления, служащие для взрыва мин; пункт г) колючая проволока; после пункта е) всякого рода судовые машины и котлы, как в собранном виде, так и в частях, всякого рода топливо, как то - каменный уголь, нефть, спирт и тому подобные материалы; предметы и материалы, служащие для сооружения телеграфов, телефонов и железных дорог; пункт ж) рис, съестные припасы, равно как лошади, вьючные и другие животные, могущие служить для военных целей; шесть строчек следующих за пунктом ж) выпущены, а последняя часть изложена так: наравне с торговою военною контрабандою должны считаться следующие недозволенные действия нейтральных: перевозка неприятельских войск, неприятельских депеш и переписки, поставка и подвоз неприятелю военных судов и транспортов; нейтральные суда, застигнутые с подобного рода контрабандою, могут быть, смотря по обстоятельствам, не только захватываемы, но и конфискуемы. Подписал: Рожественский.

РЮРИК: Телеграмма Наместника Е.И.В. - Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмиралу Старк. 18 Февраля 1904 г. №130. По донесениям начальника нашего конного отряда, находящегося в Корее, японцы производят небольшими частями высадку в Цинампо. В виду сего разведка к этому пункту и ночная минная атака на стоящие там неприятельские суда, вероятно, легкие крейсера, была бы весьма полезна, если тому, по вашему усмотрению, дозволят обстоятельства. Подписал: Генерал-Адьютант Алексеев.

РЮРИК: Телеграмма Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 19 Февраля 1904 г. №74. За прошлые сутки не усмотрено ни одно судно: движениям миноносцев мешает луна. На батареях делаются установки; на восточную сегодня краном подана 120 мм. пушка.

РЮРИК: Протокол Совещания, состоявшегося 19 Февраля на флагманском броненосце "Петропавловск". Присутствовали : Председательствующий Временно И.д. Командующего флотом вице-адмирал Старк. Члены: Командир Порта-Артур контр-адмирал Греве, контр-адмирал Лощинский, Флаг-Капитан капитан 1 ранга Эбергард, флагманский штурман подполковник Коробицын, старший флаг-офицер лейтенант Азарьев, флагманский минный офицер лейтенант Денисов, главный минер Порта-Артур лейтенант Савинский и младший помощник командира порта лейтенант М.Иванов. Предмет совещания: Приведение в исполнение постановления, изложенного в протоколе Особого Совещания 17-го Февраля, об устройстве на внешнем рейде Порта-Артур подводных преград. Председательствующий открыл заседание объяснением, что проект устройства на внешнем рейде подводных преград из затопленных пароходов утвержден Наместником ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и Главнокомандующим при неприменно условии сохранения нашим кораблям свободного движения в порт. Ожидая ныне лишь прибытия из Дальнего пароходов "Гирин" и "Цицикар", "Харбин" и "Хайлар" для немедленного начала работ по их затоплению, вице-адмирал Старк предложил обсудить подробности практического выполнения намеченного в главных чертах плана расположения подводных преград. Приняв во внимание соображения, представленные лейтенантом М.Ивановым относительно циркуляции некоторых боевых судов наших, а равно и указания контр-адмирала Лощинского и лейтенанта Савинского о способе минирования остающегося свободным прохода между затопленными пароходами и берегом. Положили: 1) Руководствуясь планом, приложенным к протоколу Совещания 17-го Февраля, ограничиться устройством удлиненной южной подводной преграды, затопив на один кабельтов южнее места, прежде на плане, три парохода, вместо двух, с продолжением со стороны берега этой преграды затопленными джонками и минами заграждения, соединенными между собой леером и с оттяжками, взятыми от каждой мины к берегу. 2) На линии южной преграды теперь-же установить на якорях бочки и промерить это место рейда, имея в виду, что пароходы должны быть затоплены на такой глубине, при которой в малую воду пароходы не будут выступать на поверхности, т.е. в случае нужды отнести всю преграду южнее. 3) Намеченную на том-же плане восточную преграду под Золотой горою не делать, впредь до снятия "Ретвизана" с фарватера. В заключение председатель сообщил, что намеченные для преграды пароходы при первой благоприятной погоде придут из Дальнего. Протокол подписан всеми присутствовавшими на Совещании лицами.

РЮРИК: Телеграмма Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 20 Февраля 1904 года №81. Прошлые сутки к востоку выходили 4 миноносца. Ночью другие четыри крейсеровали близ бухты Инченцзы, не встретив пароходов и джонок, усмотренных с поста. Перевожу из Талиенвана пароходы для устройства преград на рейде.

РЮРИК: Телеграмма Контр-Адмирала Витгефт - в Морскую Походную Канцелярию Наместника Е.И.В. 20 Февраля 1904 года №339. Благоволите докладом, в виду скорого приезда адмирала Макарова, о переименовании временного морского штаба Наместника, за выделением из него морской походной канцелярии Наместника,- во временный береговой штаб командующего флотом или главного командира портов Тихого океана или же в строевой береговой отдел штаба командующего флотом.

РЮРИК: Заведующий Морскою Походную Канцеляриею при Полевом Штабе Наместника Е.И.В. - Контр-Адмиралу Витгефт. 22 Февраля 1904 года №163. Милостивый Государь, Вильгельм Карлович. По поводу телеграммы Вашего Превосходительства за №339 Наместник приказал сообщить Вам следующее: С образованием в составе полевого штаба - морской походной канцелярии, деятельность временного морского штаба Наместника в Порт-Артуре прекращается. Дела же по строевой части береговых команд в Порт-Артуре должны ведаться, как и во Владивостоке, командиром порта, для чего в Управлении порта образуется строевой отдел. Дела бывшего морского отдела и временного морского штаба Наместника, в коих при настоящих обстоятельствах не может понадобиться справки, Его Высокопревосходительство приказал отпечатать и сдать на сохранение в Управление порта. Те же дела, в коих заключаются сведения, могущие понадобиться Наместнику в походе, приказал иметь в морской походной канцелярии. Насколько я понимаю, в указанном выше смысле уже был заготовлен проект приказа Наместника. Если он у Вас сохранился, то не признаете ли возможным прислать его в Мукден, для представления Его Высокопревосходительству на подпись. Относительно сформирования берегового штаба командующего флотом или главного командира портов Тихого океана, Наместник высказался в том смысле, что едва-ли будет целесообразно иметь адмиралу Макарову два штаба, т.е. береговой и походный на флоте. Прошу принять уверения в совершенном почтении и таковой же преданности искренне уважающего Ваше Превосходительство. Подписал: Подполковник Старк.

РЮРИК: Телеграмма Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 21 Февраля 1904 года №86. 20-го Февраля южная зыбь внезапно сменилась северным штормом. 5 миноносцев оставались ночью в море: два пробрались в Талиенван, прочие шторм выдержали до утра благополучно.

РЮРИК: Телеграмма Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 21 Февраля 1904 года №87. Кессон броненосца "Ретвизан" будет спущен завтра. На броненосце "Цесаревич" заделали броневую палубу: кессон через неделю. "Паллада" потребует месяц, потому что работы осложняются разборкою броневой палубы. "Боевой" будет скоро готов.

РЮРИК: Телеграмма Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 22 Февраля 1904 года №91. Прошлые сутки противник двумя пароходами подходил к бухте Инченцзы, что усмотрено только с берега. Попавшие в шторм "Разящий" и "Бураков" приткнулись к берегу, приливом снялись, получили повреждение; производится расследование. Сегодня рано утром вышли крейсера "Баян", "Аскольд", "Новик", "Гайдамак" и 6 миноносцев для осмотра островов по западному берегу и конвоирования пароходов из Дальнего.

РЮРИК: Телеграмма Временно И.д. Командира флота Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 23 Февраля 1904 года №99. 22-го Февраля произвел осмотр десантом из охотников островов бухты Society. Одновременно переводил 4 парохода из Талиенвана. 4 крейсера прикрывали их действия. В 10 часов утра из штаба крепости сообщили, что 7 японских крейсеров высадили десант в бухте Инченцзы, также в Хэси; идет на станцию. После двух подтверждений послал все крейсера к острову Мурчисон, броненосцам приказал выходить с наступавшею в час дня водою. Тревогу вызвали наши 4 миноносца. Осмотр островов показал нет ничего. Закату солнца все возвратились. Крейсер "Аскольд" закрыл проход у "Ретвизана", сняли приливом; крейсер "Баян" оставлен в море до утра. Крейсер "Аскольд" осматриваааем водолазами. Сегодня делается преграда на рейде.

РЮРИК: Телеграмма Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 23 Февраля 1904 года №105. Крейсер "Аскольд" исправен. Кессон броненосцу "Ретвизан" подведен; если выдержит, перевод броненосца назначили завтра, но опасаюсь, что кессон слаб. На броненосец "Цесаревич" очень прочный будет готов через три дня. Получил от адмирала Авелана требование представить для доклада Генерал-Адмиралу сведения о состоянии поврежденных кораблей. Исполнено.

РЮРИК: Телеграмма Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 24 Февраля 1904 года №108. "Ретвизан" снят с мели и переведен на внутренний рейд.

РЮРИК: Телеграмма Временно И.д. Командующего флотом Тихого океана Вице-Адмирала Старк Наместнику Е.И.В. 24 Февраля 1904 года №110. 24-го Февраля временное командование флотом сдал вице-адмиралу Макарову.

РЮРИК: Теперь господа, Вам известна официальная часть документов периода командования вице-адмирала Старка. Хорош он или плох, активен или пассивен это пусть каждый решит сам. С уважением, РЮРИК.

РЮРИК: Уважаемые господа! Убедительная просьба, если кто-то может дополнить начатую мной тему и поделится материалами ( если таковые имеются) буду признателен. P.S. Белых пятен в Русско-японской войне еще очень много, очень бы хотелось размеры этих пятен уменьшить . С уважением, РЮРИК.



полная версия страницы