Форум » I-ая эскадра Тихого океана » Документы. Действия флота. Период командования вице-адмирала Макарова. » Ответить

Документы. Действия флота. Период командования вице-адмирала Макарова.

РЮРИК: Уважаемые господа! Вашему вниманию предлагаются документы, периода командования вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. К великому сожалению почти все документы, относящиеся к периоду командования, этого Великого Человека погибли с Его флагманским кораблем. Та уцелевшая, малая толика не может донести до нас всех идей (планов разгрома врага) этого Человека, но данные документы надеюсь приоткроют, несколько, завесу, над Его замыслами. С уважением, РЮРИК.

Ответов - 251, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 24 Февраля 1904 г. №63. В три часа дня "Ретвизан" благополучно снят с мели и введен на внутренний рейд. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 25 Февраля 1904 г. №64. Вице-Адмирал Старк, вследствие болезни, удостоверенной докторским свидетельством, просит об отчислении от должности. В виду действительно тяжелого его состояния, полагал бы согласиться и, временно, должность начальника эскадры оставить вакантной, а штаб расформировать, при чем в мой штаб может быть зачислен капитан 1 ранга Эбергард - флаг-капитаном, об учреждении каковой должности ходатайствую, ибо перейдут все дела по обоим портам. Кроме того возьму некоторых других лиц штаба начальника эскадры. Если штаб Наместника будет расформирован, то необходимо Командиру порта Артур дать строевой отдел в размере: один штаб-офицер, один обер-офицер и три делопроизводителя. Чины эти частью пополнятся из освободившихся чиновников временного морского штаба Наместника. В мой штаб, по званию Командующего флотом, временно назначены: контр-адмирал Молас - начальником штаба, капитан 2 ранга Васильев - флагманским штурманом, капитан 2 ранга Шульц - минером, инспектор механической части Линдебек - механиком, старший судостроитель Вешкурцев - корабельным инженером, генерального штаба полковник Агапеев - заведывающим делами штаба по сухопутной части и лейтенант Кедров - флаг-офицером. Прошу об утверждении сих чинов и капитана 1 ранга Эбергарда. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

vvy: Не перевелись еще на Руси-матушке подвижники! Пора бы командованию форума хоть как-то отметить бескорыстный труд участника под скромным ником РЮРИК.

Евгений: Доброе время! Хотя номинации и прошли, ходатайствую тоже. Даже орденом не отмечен С уважением, Поломошнов Евгений

РЮРИК: vvy пишет: участника под скромным ником РЮРИК Да уж в скромности мне не откажеш смайлик само смущение. А в остальном право слово господа, не велики заслуги. С уважением, РЮРИК.

РЮРИК: Телеграмма Наместника Е.И.В. - Командующему флотом Тихого океана Вице-Адмиралу Макарову, 27 Февраля 1904 г. №252. Контр-адмирал Молас и полковник Агапеев, временно, допускаются исполнению обязанностей, согласно представления Вашего Превосходительства. Остальные чины штаба утверждены в должностях приказом моим за №197. На утверждение же контр-адмирала Молас - начальником штаба и на образование в штабе Вашего Превосходительства должности флаг-капитана, не предусмотренной Морским Уставом одновременно с замещением должности начальника штаба, а также об учреждении новой должности начальника военного отдела штаба, мною испрашивается Высочайшее соизволение. Что же касается капитана 1 ранга Эбергарда, то, в предложении расформирования штаба начальника эскадры, названный штаб-офицер уже был предназначен мною к прикомандированию в мой полевой штаб. Поэтому предлагаю Вашему Превосходительству, по сдаче Эбергардом должности, командировать его в мое распоряжение. Подписал: Генерал-Адьютант Алексеев.

РЮРИК: Телеграмма Наместника Е.И.В. - Управляющему Морским Министерством, 27 Февраля 1904 г. №256. Командующий флотом, представив начальником штаба контр-адмирала Моласа 2-го, ходатайствует учреждении в штабе должности флаг-капитана, вследствие увеличения дел исполнением Его Превосходительством обязанностей Главного Командира обоих портов, а также об учреждении новой должности для заведывания сухопутными делами штаба. - Прошу Ваше Превосходительство повергнуть на Высочайшее благовозрение об утверждении контр-адмирала Моласа 2-го в должности начальника штаба Командующего флотом и о временном учреждении должностей флаг-капитана и начальника Военного отдела того же штаба, ныне занимаемой генерального штаба полковником Агапеевым. Подписал: Генерал-Адьютант Алексеев.

РЮРИК: Телеграмма Наместника Е.И.В. - Командующему флотом Тихого океана Вице-Адмиралу Макарову, 24 Февраля 1904 г. №207. По сведениям, у острова Цусима видели 20 Февраля много транспортов; предполагают высадку в Гензане или севернее его. Считаю необходимым посылку из Владивостока одного из крейсеров, по усмотрению Вашего Превосходительства, произвести разведку. Подписал: Генерал-Адьютант Алексеев.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 25 Февраля 1904 г №67. Сегодня затоплены два негодных коммерческих парохода, для затруднения входить добавим еще несколько мин. На 207 номер - доношу, что Рейценштейн не считает себя в праве выходить до очистки Уссурийского залива; нахожу, что там нужно адмирала, назначаю адмирала Иессена начальником отряда и, как только дам ему наставление, тотчас отправлю во Владивосток. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Генерал-Майора Флуг - Начальнику Управления Военных Сообщений, 26 Февраля 1904 г. №319. Командующий флотом Тихого океана возбудил вопрос перед Наместником о предоставлении для перевозок в распоряжение флота двух поездов в неделю по Сибирской, Забайкальской и Уссурийской дорогам, с тем, что если флотом в некоторые дни эти поезда использованы не будут, они могут утилизированы для нужд Военного ведомства. Сообщая об изложенном Вашему Превосходительству, прошу, по приказанию Наместника, если не встретится при исполнении означенного каких либо затруднений, соответственного распоряжения. Подписал: Флуг.

РЮРИК: Телеграмма Начальника Управления Военных Сообщений - Генералу Флугу, 28 Февраля 1904 года №1090. Все предъявленные Морским ведомством грузы - назначены к отправлению. Потребности флота могут быть удовлетворены параллельно потребностям армии; преимущество предоставляется экстренным грузам, по мере возможности; пока, для грузов всех ведомств можно предоставлять только один поезд ежедневно. Поэтому предоставить два поезда в неделю регулярно, потребностям флота,- невозможно. Подписал: Генерал Левашев.

РЮРИК: Рапорт Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 16 Марта 1904 года. №306. Из переписки, препровожденной при отношении Морской Походной канцелярии Вашего Высокопревосходительства за №296, видно, что регулярных поездов для потребностей Морского ведомства не установлено. Между тем, уже теперь экстренно потребны грузы Ревельского Спасательного Общества, особенно необходимые при настоящих обстоятельствах для работ у "Ретвизана" и "Цесаревича", задержаны в дороге и до сих пор не получены. Сверх этого ожидаются в Артуре следующие грузы: из Владивостока - масло коровье и обмундирование, различные провизионные продукты от Гинсбурга, масло из Москвы от Бландовых и провизия по заказу Главного Управления. Из Петербурга: большое количество трубок для миноносцев, элементы котлов Бельвиля, водолазные аппараты и большое количество различных шкиперских и машинных запасов и госпитальных вещей, также большое число мин и боевых припасов. Все высланные грузы где то стоят, и мы не знаем, когда они придут. При экстренности, нет никакой возможности ускорить получение, и может случиться, что какой нибудь корабль будет бездействовать лишь потому, что вагон с его трубками или иными вещами будет где нибудь случайно оставлен и забыт. На основании изложенного Вам, ходатайствую пред Вашим Высокопревосходительством об установлении специальных срочных поездов для Морских грузов в Порт-Артур и Владивосток. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 29 Марта 1904 года №452. Если существует хоть малейшая вероятность, что Артур будет отрезан, то прошу распоряжения - срочно, теперь же, направить все Морские грузы Порт-Артура, дав хотя четыри поезда, что составляет вопрос одних суток. Без этого мероприятия флот будет поставлен в критическое положение, ибо грузы, высланные два месяца назад, едва прошли Иркутск, и не видно, когда дойдут к нам. О последующем прошу не отказать уведомлением. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 26 Февраля 1904 года. №73. Вышедшие в ночь на 26 Февраля шесть миноносцев, из них четыри под общим начальствованием капитана 1 ранга Матусевича, встретились с миноносцами неприятеля, за которыми были крейсера. Произошла жаркая схватка, в которой миноносец "Властный", под командой лейтенанта Карцова, миной Уайтхеда потопил неприятельский миноносец. При возвращении, миноносец "Стерегущий", под командой лейтенанта Сергеева, идя вместе с миноносцем "Решительный", под командой капитана 2 ранга Боссе, был подбит, лишился машины и начал тонуть. В 8 часов утра, когда пять миноносцев возвратились и выяснилось критическое положение "Стерегущего", я перенес свой флаг на "Новик" и вышел с "Новиком" и "Баяном" на выручку, но у миноносца оказались пять неприятельских крейсеров и приближалась броненосная эскадра. Спасти не удалось, миноносец утонул, уцелевшая часть экипажа попала в плен.Во время ночной атаки тяжело ранен один офицер, легко трое; убито нижних чинов два, ранено восемнадцать. В 9 часов собралось 14 судов, началась бомбардировка внутреннего рейда тяжелыми орудиями броненосной эскадры неприятеля с большой дистанции, продолжавшаяся до часу дня. На внутренние рейды, в город и крепость - насчитано попавшими сто снарядов; по счету с батарей, неприятель выпустил сто пятьдесят четыри 12 дюймовых снарядов. Повреждения судов незначительные и суда остались вполне годными к бою. Потери в людях: легко ранен один офицер, нижних чинов убито 1, ранено 4. Ночное освещение прожекторами с батарей было весьма умелое, и несколько раз отдельными выстрелами батарей отгоняли миноносцы противника. Днем, с начала бомбардировки, крепостные орудия отвечали на огонь неприятеля, насколько было возможно. На всех кораблях команды держали себя с замечательным спокойствием и внизу шли заурядные ежедневные работы, хотя масса снарядов попала между судами, засыпая их осколками, которых найдено на судах большое количество. При всем умении неприятеля пристреливаться, бомбардировку с такого расстояния можно считать безрезультатною. Донесено, что на крейсере "Такасаго" заметили значительное повреждение. Остальные повреждения, за дальностью не менее 50 кабельтовов, не были рассмотрены. Некоторая часть снарядов выпускалась ими с двенадцати верст. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

invisible: Эта телеграмма хорошо известна. А есть ли подробный рапорт Матусевича?

РЮРИК: Есть рапорт и Матусевича и командиров миноносцев. Всему свое время. С уважением, РЮРИК.

РЮРИК: Уважаемыйinvisible! В свое время на форуме Вы скидывали телеграмму №73, так получилось, что я ее продублировал ничего не зная о Вашем посте. Надеюсь Вы на меня не в обиде.

РЮРИК: Телеграмма Наместника Е.И.В. - Командующему флотом Тихого океана Вице-Адмиралу Макарову, 27 Февраля 1904 года №253. Из депеши Вашего Превосходительства номер 73, усматриваю, что миноносцы "Стерегущий" и "Решительный" держались соединенно. Благоволите донести - почему и при каких обстоятельствах "Решительный" оставил "Стерегущий", и почему не сняли с него команду. Подписал: Генерал-Адьютант Алексеев.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 29 Февраля 1904 года №128. При схватке наших миноносцев с неприятельскими, в ночь на 26 Февраля, начальник первого отряда капитана 1 ранга Матусевич легко ранен; на миноносце "Выносливый" - мичман Заев ранен тяжело, помощник старшего инженер-механика Блинов получил ожоги рук, нижних чинов: убито 1, тяжело ранено 4, легко 5; на миноносце "Властный" - мичман Александров ранен легко, нижних чинов: убито 1, тяжело ранено 2, легко 3; на миноносце "Решительный" - нижних чинов тяжело ранено 1, легко 1; на утопленном миноносце "Стерегущий", под командой лейтенанта Сергеева 2-го, были лейтенант Головизнин 2-й, мичман Кудревич, младший инженер-механик Анастасов и 54 нижних чина. Кроме того, во время бомбардировки 26 Февраля, нижних чинов: на броненосце "Ретвизан" - убит 1, тяжело ранено 10, легко 7; Квантунского экипажа - легко ранено 2; на броненосце "Севастополь" - легко ранен 1, на "Силаче" - убит 1, тяжело ранено 3, легко 2; на "Решительном" - легко 1. Генерал-Адмиралу донес. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 2 Марта 1904 года №153. Разобрав подробно донесения начальника первого отряда миноносцев капитана 1 ранга Матусевича и командиров, бывших с ним в деле в ночь на 26 Февраля, миноносцев - "Выносливый", "Властный", "Внимательный" и "Бесстрашный", осмотрев пробоины и опросив офицеров и команду, пришел к заключению, что дело это было молодецкое. Командиры, офицеры и команды работали с знанием дела и хладнокровием, исправив в самый короткий срок повреждения в паровых трубах, рулевых приводах и других жизненных частях. В этом случае инженер-механик Блинов с обожженными руками и лицом не останавливался в работе до самого входа в гавань. А посему сегодня, Именем ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, наградил по представлениям командиров знаками отличия Военного ордена четвертой степени отличившихся нижних чинов в следующем числе: миноносца "Выносливый" - 21 крест, "Властный" - 20 крестов, "Внимательный" - 10 крестов, "Бесстрашный" - 10 крестов. О командирах и офицерах вхожу с представлением, к которому приложу подлинные донесения. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Рапорт Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В. 3 Марта 1904 года №98. Вечером 25 Февраля, миноносцы "Решительный", - командир капитан 2 ранга Боссе, и "Стерегущий", - командир лейтенант Сергеев, были посланы мною в море для исполнения некоторых поручений. На траверзе острова Кеп, они усмотрели к югу неприятельский крейсер, освещавший прожектором, и группу миноносцев, из коих державшиеся сзади осветили эти наши суда. Следуя дальше на восток, у острова Южный Сан-шан-тоу, наши миноносцы скрылись от дальнейшего преследования неприятеля, прекратившего освещение. Тогда командиры, по взаимному соглашению, спустились около 30 миль к S, и от этого румба, на рассвете, подходили к мысу Ляотишан, у которого сблизились с шедшими вдоль западного берега Ляотунского полуострова неприятельскими силами из пяти миноносцев и одного минного крейсера. Последовала артиллерийская перестрелка, где неприятель был в три раза сильнее нас; миноносцу "Решительный", неоднократно уменьшавшему ход вследствие от ставания миноносца "Стерегущий", удалось прорваться в Порт-Артур; миноносец же "Стерегущий", как удостоверяют офицеры и команда первого, получил пробоину и у него повалил пар, мешавший выяснить его положение. Надо полагать, что у него был подбит двигатель, так как он остановился. Впоследствии было видно, что он затонул. Во время перестрелки, на миноносце "Решительный" перебило паровую трубу и последовали другие повреждения. Несмотря на это и потерю в людях, он, тем не менее, благополучно вышел из огня противника, хотя командир был контужен в голову. Ознакомившись с делом, я убедился, что миноносец энергично отбивался от неприятеля, офицеры и команда держали себя хладнокровно, с должным спокойствием; машина работала вполне хорошо. Именем ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА наградил десять нижних чинов знаком отличия Военного ордена 4-й степени. Действия командира и офицеров этого миноносца разберу подробно, когда состояние здоровья капитана 2 ранга Боссе позволит.* Подписал: Вице-Адмирал Макаров. * Резолюция Наместника:"Не могу понять, почему миноносцы спустились на S, а не повернули обратно в Артур, куда, под берегом и под защитой батарей, могли бы благополучно войти в гавань?" "Нужно справиться, это донесение тоже довольно неполное по моему запросу. Полагаю, что если содержит в себе новые факты, то надо дополнить донесение на Имя ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА и Генерал-Адмирала."

РЮРИК: Рапорт Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 8 Марта 1904 года №191. В дополнение к депеше моей от 2 Марта №153 и рапорту от 4 Марта за №98, при сем представляю Вашему Высокопревосходительству следующие документы относительно дела миноносцев 1 отряда, 26 Февраля: 1. Рапорт младшего флагмана за №104. 2. Рапорт заведующего 1-м отрядом миноносцев за №№124, 127 и 141 с приложениями. 3. Рапорт командира миноносца "Властный". 4. Рапорт командира миноносца "Выносливый". за №153. 5. Рапорт командира миноносца "Бесстрашный" за №166. 6. Служебная записка командира миноносца "Внимательный". 7. Список нижних чинов, награжденных знаком отличия Военного ордена. 8. Наградной лист на гг. офицеров. Нижние чины уже награждены, что же касается гг. командиров и офицеров, то степень награды, которую они заслуживают, представляю на усмотрение высшего начальства. Присовокупляю, что некоторые из этих офицеров уже представлены за дело 26 и 27 Января. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Рапорт Младшего Флагмана Контр-Адмирала Князя Ухтомского - Командующему флотом Тихого океана, 1 Марта 1904 года №104. Во исполнение словесного приказания Вашего Превосходительства, доношу, что в дополнение рапорта капитана 1 ранга Матусевича от 29 минувшего Февраля за №124, из рассмотрения всех донесений и из личного расспроса командиров миноносцев - мною выяснено следующее: 26 Февраля в начале 3-го часа ночи, отряд миноносцев: "Выносливы", "Внимательный", "Властный" и "Бесстрашный", под командою заведующего миноносцами капитана 1 ранга Матусевича, находившегося на головном миноносце "Выносливый", вышел в море для исполнения поручения, согласно инструкции Вашего Превосходительства. Следуя по рейду сомкнутым кильватерным строем, отряд заметил несколько вспыхивающих огоньков, осмотрел их и, убедившись в их безопасности, направился к Ляотишану. В исходе 4-го часа, по направлению к югу от Ляотишанского маяка, увидели огни; по словам командиров это были сигнальные вспышки, которые поочередно появлялись в нескольких направлениях, и на правом фланге этих огоньков был замечен зеленый, а несколько левее красный огонь; остальные огни все были левее. Капитан 1 ранга Матусевич, убедившись, что это были огни неприятельских миноносцев, сделав условный знак фонарем Ла-Ратьера: "Вижу неприятеля слева" и "атаковать неприятеля". По этому сигналу, все четыри миноносца повернули на непрятеля и дали полный ход. Головной миноносец "Выносливый" направился на фланговый миноносец, имевший зеленый огонь, а "Властный" - на следующий, имевший красный огонь. Продолжение следует.

РЮРИК: Продолжение. Наши миноносцы, находясь в расстоянии 8-10 кабельтовов, первые открыли огонь по неприятелю, повидимому, для него неожиданный. Завязался горячий бой, продолжавшийся около 20 минут, подробно описанный в донесении капитана 1 ранга Матусевича и командиров миноносцев, из которых видно, что на долю наших двух головных миноносцев выпало наиболее деятельное участие. Эти миноносцы в самом начале боя имели значительные повреждения: "Выносливый", с первых же выстрелов, имел повреждения в машине, а "Властный" - рулевого привода, при чем руль был временно задержан в положении - "лево руля". В таком состоянии оба миноносца маневрировали между неприятельскими судами, число которых было не менее четырех, а по мнению лейтенанта Карцова - не менее шести, отстреливаясь по временам с обоих бортов и стараясь все время сближаться с неприятелем и, по возможности таранить его. В один из таких моментов боя с миноносца "Властный", распоряжением судового механика помощника старшего инженер-механика Воробьева, заменившего раненого офицера мичмана Александрова, были выпущены две мины из двух бортовых аппаратов; одна из этих двух мин взорвала неприятельский миноносец; это был 4-х трубный миноносец типа "Бойкий", но больше его. Продолжение следует.

РЮРИК: Продолжение. Имея раненых и убитых офицеров и нижних чинов и значительные повреждения корпуса и машины, а также пожар, на "Выносливом" офицеры и команда сами заменяли выбывших из строя товарищей и вели бой до тех пор, пока неприятель не удалился. Оба концевых миноносца "Внимательный" и "Бесстрашный", также по сигналу капитана 1 ранга Матусевича, полным ходом бросились на неприятеля, но на их долю выпало вести бой с более дальнего расстояния и они меньше других пострадали, так как неприятель повидимому направил все свои силы на два головных миноносца "Выносливый" и "Властный". По окончании боя, все 4 миноносца соединились у Ляотишана и соединенно пошли в Порт-Артур. Количество выпущенных снарядов и число раненых и убитых на миноносцах приведены ниже в таблице:* Подробное описание поранения офицеров и нижних чинов приложено к рапорту капитана 1 ранга Матусевича. К этому же рапорту приложено подробное описание повреждений миноносцев. На миноносцах "Внимательный" и "Бесстрашный" не было ни повреждений, ни убитых, ни раненых. В заключение я должен прибавить, что, как я выяснил себе из рассмотрения всех донесений и из расспроса командиров, личный состав всего отряда вел себя безукоризненно и храбро; более других посчастливилось отличиться двум головным миноносцам "Выносливый" (лейтенант Рихтер) и "Властный" (лейтенант Карцов), где каждому судовому офицеру пришлось выполнять самые разнообразные обязанности, не только своей, но и других специальностей, под жарким огнем отстреливаясь с обоих бортов, заделывать пробоины, тушить пожары, исправлять повреждения, помогать раненым и т.д., и все они вполне заслуживают наград, согласно заявлению командиров, за выдержанный ими славный бой. Г.г. офицеры и нижние чины особенно отличившиеся - указаны в донесениях капитана 1 ранга Матусевича и командиров миноносцев. Подписал: Контр-Адмирал Князь Ухтомский.** ** Резолюция вице-адмирала Макарова:"Все рапорты прочитаны; считаю выдачу крестов - командирам "Выносливого" и "Властного", также механику Воробьеву." * Таблица будет приведена позже.

РЮРИК: Рапорт Заведующего 1-м отрядом миноносцев - Командующему флотом Тихого океана, 29 Февраля 1904 г. №124. 26 Февраля около 1 часа ночи, получив через мичмана Эллиса приказание Вашего Превосходительства, приготовил к выходу в море миноносцы:"Выносливый", "Властный", "Внимательный" и "Бесстрашный", а сам направился на крейсер "Аскольд" для получения инструкций от Вашего Превосходительства. В 2 часа 15 минут вернулся на миноносец "Выносливый", который тотчас отдал швартовы и, соединенно с названными миноносцами, вышел в море в строе кильватерной колонны и дал средний ход. Вскоре на SO было замечено несколько вспыхивающих огоньков, по направлению на которые взял курс. Подойдя к ним и убедившись, что ничего кроме огоньков нет, отошел к берегу, так как был постоянно освещаем прожекторами наших батарей. Почти одновременно с этим увидел по горизонту подозрительные яркие вспышки, а вскоре еще и ряд огоньков, идущих по направлению к мысу Ляотишан. Придерживаясь берега и следя за видимыми огнями, которые постепенно становились все яснее, определив 4 судовых огня. Около Ляотишана мы сошлись на столько близко, что можно было решить, что эти огни принадлежат четырем неприятельским миноносцам, которые идут в кильватерной колонне. Сделав условный сигнал секретным фонарем Ла-Ратьера:"вижу неприятеля слева", а затем "атака", дал полный ход и пошел на неприятеля, с которым стал быстро сближаться. Продолжение следует.

РЮРИК: Продолжение. С расстояния 8-10 кабельтовов, по головному кораблю сделал выстрел, который послужил сигналом начать бой следующим миноносцам. Неприятель открыл огонь несколько позднее. Командир миноносца "Выносливый" устремился на головной и завязал с ним артиллерийский бой, желая как можно ближе сойтись с ним, поражая его носовыми орудиями, но получил повреждения в машине, что лишило его хода и возможность управляться; этим воспользовался неприятель и отошел влево. Другие неприятельские суда прошли за кормой "Выносливого" и, прорезав строй, вступили в бой с остальными нашими миноносцами. Приняв второй неприятельский миноносец в огонь своих орудий правого борта, командир миноносца "Выносливый" заставил его отойти, при чем неприятельский миноносец сильно парил. Вскоре миноносец "Выносливый" был окружен тремя неприятельскими судами, стрелявшими по нему с носу и левого борта, а третье, шедшее с правой стороны с видимым намерением таранить миноносец, но, вероятно получив повреждение и потеряв возможность управляться, прошло очень близко за кормой, осыпая миноносец снарядами, которые произвели пожар в кормовой части миноносца. При проходе неприятельского судна, на нем видели пожар и оно уже больше не вступало в бой. Остальные два неприятеля частым и метким огнем не были допущены до миноносца ближе 3-4 кабельтовов и были принуждены отойти и прекратить бой. После этого неприятель больше не приближался. К этому времени, по моему приказанию, лейтенант Давыдов очень быстро прекратил пожар в кормовом отделении и заделал самые большие пробоины близ ватер-линии. Помощником инженер-механика Блиновым с полным самоотвержением велись обследования повреждений в машинах, при чем они были наполнены паром. В 4 часа 15 минут утра, т.е. через четверть часа после прекращения боя, механик Блинов доложил командиру, что, принятыми им мерами, можно дать ход одной правой машине, при чем, так как трубы отработанного пара были перебиты, то вся машинная команда была выведена из машинного отделения, и отработанный пар выходил в машину. Левой же машине, вследствие больших повреждений, нельзя было дать ход.

РЮРИК: Продолжение. Имея около 5 узлов хода, командир миноносца "Выносливый" направился к берегу, следуя вдоль которого, соединился с остальными тремя миноносцами и, по моему приказанию, пошел в Порт-Артур, куда прибыл в семь часов утра. Деятельность остальных миноносцев во время боя, согласно прилагаемым донесениям командиров, заключалась в следующем: миноносец "Властный", как второй в колонне, почти одновременно с головным миноносцем вступил в бой на ближайшем расстоянии с неприятелем, при чем, выпущенной миной, один из неприятельских миноносцев был взорван и затонул. Миноносцы "Внимательный" и "Бесстрашный" вели артиллерийский бой с неприятелем на более далеком расстоянии, который к ним не приближался, сосредоточив все свои силы на миноносце "Выносливый", как потерявшем ход. Окончив описание хода 20 минутного боя с неприятелем, я считаю долгом доложить Вашему Превосходительству, что миноносец "Выносливый" сохранился и мог вернуться, благодаря выдающемуся хладнокровию и распорядительности командира лейтенанта Рихтер, который ни на минуту не упускал из виду все действия своей артиллерии, чем заставил три неприятельские миноносца прекратить бой и удалиться от стоящего без движения миноносца.* Помощник старшего инженер-механика Блинов, имея обваренными обе руки и рану у левого виска, ни на минуту не оставил машины и служил лучшим примером машинной команде при работах во время боя. Столь беззаветное самоотвержение, выказанное названным механиком по исправлению и приведению хотя одной машины в состоянии дать ход, дало возможность миноносцу присоединиться к своему отряду и вернуться в Порт-Артур без помощи буксира. Не могу не засвидетельствовать о той распорядительности и хладнокровии, выказанных во время боя состоявшим при мне лейтенантом Овандером, который, после получения раны мичманом Заевым, принял управление носовой артиллерией, так как лейтенант Давыдов в это время, занятый тушением пожара, управлял кормовыми орудиями. Команды в бою вели себя с поразительным хладнокровием и присущей им храбростью; о более достойных и выдающихся своей храбростью нижних чинах, имею честь представить на благоусмотрение Вашего Превосходительства список, представленный командирами отделения миноносцев, бывших в бою под моим начальством. Подписал: Капитан 1 ранга Матусевич.

РЮРИК: Рапорт Заведующего 1-м отрядом миноносцев - Командующему флотом Тихого океана, 29 Февраля 1904 г. №127. По выяснении с командирами миноносцев обстоятельств боя 26 Февраля, в дополнение моего рапорта от сего числа за №124, доношу Вашему Превосходительству, что неприятельских миноносцев было не 4, как мною было видено и указано в рапорте, а не менее шести, при чем неприятельские миноносцы отличались своей величиною, почему предполагаю, что они были не менее 400 тонн водоизмещением. Подписал: Капитан 1 ранга Матусевич.

РЮРИК: Рапорт Заведующего 1-м отрядом миноносцев - Начальнику Штаба Командующего флотом Тихого океана, 6 Марта 1904 г. №141. Рапортом за №124 от 29 Февраля с.г., докладывая Его Превосходительству Командующему флотом о произведенной отрядом миноносцев под моей командой атаке шести японских миноносцев, не указал на храбрость, находчивость и энергичное ведение боя, выказанное командиром миноносца "Властный" лейтенантом Карцовым, а также о смелом и правильном маневрировании командиров миноносцев "Внимательный" - лейтенанта Стеценко и миноносца "Бесстрашный" - лейтенанта Скороходова, которые, идя в атаку, дали совершенно правильную оценку положению неприятельских судов, быстро атаковали два концевых неприятельских миноносца и, действуя своей артиллерией, не допустили их соединения с четырьмя передовыми неприятельскими миноносцами, заставя их отступить и уйти, чем способствовали миноносцам "Выносливый" и "Властный" также заставить неприятеля прекратить бой. Донося о вышеизложенном Вашему Превосходительству, прошу представить на благоусмотрение Командующего флотом о столь достойных и примерных действиях командиров названных миноносцев. Подписал: Капитан 1-го ранга Матусевич.

РЮРИК: Рапорт Командира эскадренного миноносца "Властный" - Заведующему 1-м отрядом эскадренных миноносцев, 26 Февраля 1904 г. №126. В 2 часа 10 минут, вследствие словесного приказания Вашего Высокоблагородия, снялся со швартовов и, следуя в кильватер миноносцу "Выносливый", вышел на рейд. Пройдя затопленные пароходы, увидел на горизонте вспышки. Подойдя к этим огням ближе, различили - должно быть патроны фосфористого кальция. Я видел около этих огней темные предметы в роде анкерок, а по заявлению стоявшего на юте мичмана Черкасова, это были мины Уайтхеда, не имевшие движения. Продолжая идти в кильватер "Выносливому", лег параллельно берегу к Ляотешану. Подойдя к SO-му мысу полуострова, увидели на левом крамболе ряды белых вспышек. Пройдя еще немного берегом, повернул за "Выносливым" на эти вспышки. Вспышки все делались чаще и в скором времени в бинокль можно было различить силуэты судов. Было около 3-х часов. С "Выносливого" был сделан сигнал: "вижу неприятеля слева", - который я лично передал по линии. По сигналу с "Выносливого": "атаковать неприятеля", - сделанного вскоре после этого, я, передав его по линии, положил право руля и, прибавив ход до полного, направился на неприятельский миноносец, носивший красный огонь за кормой. Правее этого огня виден был миноносец, носивший зеленый кормовой огонь, на который направился "Выносливый". В расстоянии 2-2 1/2 кабельтовов, я открыл огонь с левого борта по миноносцу с красным огнем, который только после второго моего выстрела начал отвечать. Я сближался с расчетом нанести таранный удар. Неприятель, увидя это, остановился, вследствие чего я положил право на борт. Но, заметив, что тогда неприятель дал ход вперед, переложил руль лево на борт. Мой маневр не удался, и я прошел под его кормой в расстоянии от четырех до пяти сажен; за то, когда миноносец вошел в угол обстрела обоих бортовых аппаратов, были выпущены с правого борта, в расстоянии 15-20 саженей, в правый борт неприятеля обе мины, из коих одна взорвалась под кочегарными отделениями. Ослепительное действие боевого фонаря, коим он нас освещал, а равно и ослепляющий блеск и грохот выстрелов и разрывающихся снарядов, как наших орудий, так и его, помешали мне лично убедиться во взрыве, который был произведен несколько секунд до того, как я резал ему корму. По донесениям мичмана Черкасова и Александрова и по опросу нижних чинов, видевших как самый взрыв, так и его последствия, и по личным моим отрывочным впечатлениям, - обстоятельства этого взрыва были нижеследующие: после минных выстрелов, которые были произведены один очень скоро вслед за другим, одна из мин взорвалась около задних труб; поднялся столб воды, и за ним из всех дымовых труб, равно как и из верхней палубы, выбросило столбы пара и дыма с искрами. Миноносец, накренившись на правый борт и осевши на корму, стал быстро погружаться, при чем нос сильно поднялся. Луч боевого фонаря, коим он нас освещал, спустя несколько секунд направился вверх, но он почти сейчас же погас, равно как и другие огни. Стрельба с него прекратилась, и он спустил вверх невысокую тонкую ракету, которая, разорвавшись, дала букет маленьких блесток, при чем кормовая часть его уже сравнялась с водой. Это был четырех-трубный миноносец типа "Бойкий", но больше его. Все это произошло в промежуток времени, пока я успел с момента выпуска мин сделать пол-циркуляции при 18-ти узловом ходе, из чего заключаю, что все вышеописанное продолжалось около 1м. 15сек. После этого миноносца не стало видно. Продолжение следует.

РЮРИК: Продолжение. В то время, как я, имея лево на борт, циркулировал вдоль левого борта неприятельского минолносца, к нам в жилую палубу попал 75 мм. снаряд, разорвавшись там, поранил людей подачи, перебил паровые трубы рулевой машины, при чем газами отшибло рулевого от штурвала, и он, вылетев из рубки, доложил мне, что рулевая машинка не действует. Под управлением мичмана Черкасова были заложены румпель-тали, после чего был сообщен кормовой штурвал. Прислуга же минных аппаратов пробанила и готовила мины в аппараты. Вся эта работа происходила в то время, когда, по подъеме вверх луча боевого фонаря тонущего миноносца, меня осветил другой неприятельский миноносец с зеленым кормовым огнем, на который, управляясь машинами, я и направился, открыв по нему огонь из носового плутонга. Держа меня в луче своего фонаря, он уходил, отстреливаясь, и, так как я имел большой ход, то нагнав его, прошел вдоль левого его борта и, так как в это время катился вправо, обрезал ему нос на расстоянии не более 20-ти саж., расстреливая его продольно 75 мм. орудиями и всеми пушками правого борта. Орудия же левого борта стреляли в другой миноносец (третий), находившийся невдалеке и имевший 2 белых огня. Сейчас же эти два миноносца прекратили стрельбу, закрыв все огни. Пройдя немного, я остановил машины; кругом все было тихо. К этому времени я уже имел возможность управляться с кормового мостика. Этот момент замечен был по часам спустившимся в машину помощником старшего инженер-механика Воробьевым - 3 часа 20 минут. В это время выяснилось, что снарядом попавшим в левый борт и влетевшим в переднюю (правую) машину, убило наповал машинного квартирмейстера 2 ст. Трофима Потехина; в носовом же плутонге оказались ранеными - хозяин трюмных отсеков 1 ст. Иван Сенников, которому перебило левую ногу в бедре, комендор левой носовой 47 мм. пушки Федор Обидин со смертельной раной в правом паху, машинист 1 ст. Павел Алкаев, бывший 3-м номером у той же пушки, ранен в правую голень, кок Дмитрий Степанов, бывший при носовой подаче - в левую сторону груди, в область 6 ребра на вылет, минер Ефим Матвеев, исправлявший совместно с минным квартирмейстером Мухортовым перебитую цепь боевого фонаря и носовой проводки, ранен в правое плечо, кочегар 1 ст. Михаил Рязанов получил незначительные поранения пальцев правой руки, и подшхипер Павел Михайлов получил несколько ссадин в правом плече. Немедленно же было приступлено к переноске в кают-компанию и перевязке раненых, которым были произведены перевязки помощником старшего инженер-механика Воробьевым, и.д. минно-артиллерийского содержателя Борисом Сорокиным и матросом 1 ст. Гаврилом Юшаковым. Простояв около 10 минут на месте и осмотревшись, я направился малым ходом под южный берег Ляотишана, где вскоре я заметил миноносец "Бесстрашный" и через короткий промежуток времени миноносец "Внимательный". Минуты через 3 или 4 подошел миноносец "Выносливый". В это время мичман Черкасов доложил мне, что мичман Александров, которому мною было поручено смотреть вперед, ранен. Я приказал мичману Черкасову его сменить. Оказалось, что мичман Александров ранен осколком в верхнюю треть правого бедра. Миноносцы держались до рассвета соединенно, при чем маневрируя, миноносец "Внимательный" близко приблизился и нанес вверенному мне миноносцу таранный удар в отделение передней (правой) машины, у кочегарной переборки, между 4 и 5 носовыми шпангоутами. Был подведен пластырь, но вследствие того, что он был во многих местах прострелен, эжектор не успевал откачивать, и это отделение наполнилось водою. Под одной левой машиной я, совместно с остальными миноносцами, вернулся в гавань Порт-Артура и ошвартовались у броненосца "Полтава" около 7 часов утра. Здесь же была подана врачами помощь раненым, которые были потом свезены в госпиталь, кроме 3-х, а именно: кочегара 1 ст. Михаила Рязанова, и.д. подшхипера Павла Михайлова и минера Ефима Матвеева, которые, вследствие незначительности ран, остались в строю. Минер Ефим Матвеев в 10 часов утра был отправлен в портовый лазарет. Полученный с "Полтавы" пластырь был подведен, и вода из машинного отделения выкачена. Все повреждения, полученные миноносцем, находятся преимущественно в носовой части; список их при сем представляю. Полагаю, что, при усиленной помощи порта, повреждения могут быть исправлены в 10-ти дневный срок.

РЮРИК: Вообще, я всегда считал экипаж моего корабля примерным, а теперь увидел - на какой нравственной высоте он стоит и насколько он проникнут чувством исполнения долга. Мичман Георгий Александров, будучи почти в самом начале дела ранен, стоял на своем посту и, перемогая боль, помогал мне в управлении кораблем. Мичман Петр Черкасов своей хладнокровной и толковой распорядительностью под выстрелами быстро завел сперва румпель-тали, а потом произвел с неменьшей быстротой сложный переход с парового на ручной штурвал. Что касается и.д. старшего механика помощника старшего инженер-механика Павла Воробьева, находчивость его, равно как и спокойно обдуманные и целесообразные действия, вполне хорактеризуют этого доблестного офицера. Мичман Александров отозван был мной от своих прямых обязанностей по росписанию, чтобы помочь мне в управлении кораблем; помощник старшего инженер-механика Воробьев вступил в обязанности этого офицера и, лишь благодаря его распорядительности, были своевременно выпущены мины. Когда телеграф правой машины и одновременно с ним рулевая отказались действовать, он немедленно устроил передачу, чем дал мне возможность, управляясь машинами, атаковать неприятеля с зеленым фонарем. Он своевременно подумал первый и оказал помощь раненым. О нижних чинах скажу, что в их спокойствии и примерной исполнительности я черпал решительность для своих поступков. Офицеры и нижние чины были достойны достойны друг друга. С чувством особой гордости привожу имена следующих нижних чинов: минные квартирмейстеры 1 ст. Алексей Сафронов и Ермолай Бобур; минно-машинный квартирмейстер 1 ст. Николай Кузнецов; кочегарные квартирмейстеры 2 ст. Григорий Прихотьков и Александр Корельский; минные машинисты Александр Новиков и Василий Сухинин; минеры Василий Савчира и Яков Майсос; рулевые Семен Зубков и Степан Просвирин; кочегар 1 ст. Степан Казенов, подручный хозяин трюмных отсеков Сергей Нечепуренко, и.д. минно-артиллерийского содержателя Борис Сорокин, боцманмат Григорий Кошелев и комендоры Андрей Огородников и Максим Захаров. Люди эти своей хладнокровной и умелой работой служили примером своим товарищам. Подписал: Лейтенант Карцов.

invisible: РЮРИК пишет: Вообще, я всегда считал экипаж моего корабля примерным, а теперь увидел - на какой нравственной высоте он стоит и насколько он проникнут чувством исполнения долга. Непонятно только решение командира идти в гущу врага на таран, в то время как другие корабли следовали в обратную сторону к берегу, где условия боя были более выгодны, поскольку береговые прожекторы слепили неприятеля.

РЮРИК: Рапорт Командира эскадренного миноносца "Выносливый" - Заведующему 1-м отрядом миноносцев, 28 Февраля 1904 г. №153. Согласно приказанию Вашего Высокоблагородия, в 2 часа 15 минут ночи 26 Февраля, отдав швартовы, пошел в море. Отойдя от затопленных пароходов от 20-25 кабельтовов, заметил огоньки по направлению SO от Артура, увеличил ход и пошел на них. Огоньки быстро приближались и оказались вспыхивающими на воде огоньками, весьма напоминающими огоньки, образуемые фосфористым кальцием. Полагаю, что это поставленное минное заграждение, положил лево на борт и пошел к южному берегу Ляотишана. Выйдя за пределы освещения батарей, которые весьма мешают ночным операциям, освещая все время миноносцы, заметил впереди и влево зеленые и красные огни, на которые и взял курс; известил по приказанию начальника отряда капитана 1-го ранга Матусевича остальные миноносцы сигналом фонаря Ла-Ратьера, что вижу неприятеля слева и "атаковать", дал полный ход и, подойдя на дистанцию около 10 кабельтовов и видя миноносцы, открыл по ним огонь из 75 мм. пушки. Видя впереди себя идущий поперек миноносец, направился на него с намерением таранить, что, к сожалению, не удалось, потому что уже в это время оказалось испорченной машина. Потеряв возможность управляться и дать ход, был окружен тремя миноносцами, от которых отстреливался. В это время, около 4 часов 45 минут, увидели упавшего капитана 1-го ранга Матусевича, которому осколком снаряда, разбившегося на боевой рубке, ранило руку и контузило спину. Послав перевязать его, пошел к машинному отделению, чтобы узнать о повреждениях. Около машины увидел помощника старшего инженер-механика Блинова с обожженными руками, распоряжавшегося починкой повреждений и давшего через некоторое время ход машине; в это же время узнал, что ранен мичман Заев. В продолжение около 10 минут был под огнем трех судов, из которых одно шло с явным намерением потопить таранным ударом, но, вероятно, удачным выстрелом получив повреждение в рулевых приводах, прошло под кормой. Из показаний прислуги кормовых орудий выясняется, что это был миноносец, значительно больше наших, трехтрубный. Выбывшего из строя мичмана Заева заменил лейтенант Овандер, который управлял носовой частью артиллерии. Лейтенант Давыдов 3-й был занят заделкой пробоины в кают-компании и унтер-офицерском помещении и тушением пожара в подшхиперской. В начале пятого часа (точно определить время не могу, так как часы в рубке были разрывом испорчены) неприятель стал отступать по направлению к островам Miao-toy. К 4 часам 30 минутам подошли остальные миноносцы. С особой похвалой должен отозваться о выдающемся поведении инженер-механика Блинова, который, будучи сильно обожжен, не покидал своего поста и настолько исправил машину, что мне удалось без посторонней помощи подойти к Порт-Артуру и стать на якорь под кормой лодки "Отважный". Поведение в бою и после него лейтенанта Давыдова отличалось хладнокровием и мужеством, полной распорядительностью при тушении пожара и заделке пробоин. Мичман Заев до последней минуты еще управлял огнем и подбадривал комендоров; уже раненый, падая, крикнул: "стреляй по левому". Нижние чины вели себя превосходно и трудно отдать предпочтение, кому бы то ни было. Больше всего работы выпало на долю машинной команды, которая поголовно работала в пару и горячей воде, выходившей из пробитых частей машины. Рулевой Савва, за спиной которого в рубке разорвался снаряд и осколками его заклинило рулевую машинку, будучи ранен, исправил это повреждение и оставался без перевязки, не отходя от руля, до прихода в Порт-Артур. Хозяин трюмных отсеков Науменко, перевязав сам себе рану руки, помогал заделке пробоин и тушению пожара. Комендоры вели себя превосходно. Подшхипер Суслов, под огнем и при взорвавшемся в офицерском отделении снаряде, делал перевязку раненым, число которых достигло до 9. Боцманмат Мечетин сам заделывал пробоины в унтер-офицерском отделении и подшхиперской, где направлял в то же время тушение пожара. Сигнальщики Сергеев и Тряпкин, будучи на боевой рубке, спокойно приготовили на место фонарь Табулевича и делали сигналы и наблюдали за неприятельскими судами. Минный квартирмейстер Никитин и минно-машинный квартирмейстер Карасев дважды успели исправить повреждение в электрическом освещении. Вообще поведение нижних чинов было выше отличного. Подписал: Лейтенант Рихтер.

РЮРИК: Рапорт Командира эскадренного миноносца "Бесстрашный" - Заведующему 1-м отрядом миноносцев, 26 Февраля 1904 г. №166. Около часу ночи 26 Февраля получил словесное приказание поднять пары и быть готовым к походу вместе с миноносцами "Выносливый", "Власный" и "Внимательный". В случае похода - выходить последним, после "Внимательного". В 2 часа 15 минут ночи отдал швартовы и в кильватер "Внимательному" вышел на внешний рейд концевым и приготовился к бою. Выйдя на внешний рейд, взял направление на SO. Пройдя около 20 минут, заметил с левой стороны по носу мигающие огоньки и склонился на них. Приблизившись к месту появления огоньков, заметили, что огни похожи на вспышки фофористого кальция. В это время нас осветили боевым фонарем с батареи. Повернули к Ляотешану. Все время шли под лучами прожекторов. Пройдя Ляотешан, повернули на N. Шли средним ходом. В исходе 4 часа заметили огни неприятельских миноносцев и повернули на них. По сигналу с "Выносливого": "Бел. Кр. Зел.", приготовились к атаке. По первому выстрелу с "Выносливого" начали бой приблизительно с расстояния около 10 кабельтовов, продолжавшийся около 20 минут; за это время сделали по неприятелю по два выстрела 75 мм. и 23 выстрела 47 мм. К концу боя склонился в лево и, потеряв из виду свои миноносцы, подошел под берег Ляотишана, куда минут через десять подошел миноносец "Властный", затем "Внимательный" и "Выносливый", с которыми переговорил опознательными. Держались у Ляотишана до начала рассвета. В это время миноносец "Внимательный", разворачиваясь, таранил в середину левого борта "Властный". Миноносец "Властный" повернул к берегу, а я подошел к нему с предложением помощи и получил просьбу конвоировать его, и малым ходом совместно пошел к Артуру. В 6 часов 20 минут подошел, по сигналу, к крейсеру "Аскольд" и получил приказание идти в бассейн. Убитых и раненых нет; попаданий неприятельских снарядов не было. Во время боя неприятель светил фонарями. Некоторые нижние чины заявляют, что между неприятельскими судами видели взрыв. Офицеры и команда вели себя безукоризненно и без суеты. Особенно отличался своим спокойствием ихладнокровными указаниями комендорам - мичман Владимир Иениш 2-й. Судовой механик помощник старшего инженер-механика Василий Черкасов с поразительным спокойствием распоряжался в машине. Во время боя на руле стоял рулевой Клемашенко, который, кроме управления рулем, помогал отличать неприятельские миноносцы и вполне достоин всякой похвалы и награды за полное присутствие духа. Из комендоров выделялись своей стрельбой комендоры Борисов и Немов. Из машинной команды заслуживает особого внимания и поощрения машинный кондуктор Хоперский и кочегарный квартирмейстер 1 ст. Петр Гужва. О чем Вашему Высокоблагородию доношу. Подписал: Лейтенант Скороходов.

РЮРИК: Служебная записка Командира миноносца "Внимательный". По приказанию Заведующего 1-м отрядом, около 2 ч. отдал швартовы и вышел а море в строе кильватера. В 2ч. 45 м. повернул параллельно к беоегу и, пройдя траверз мыса Ляотишан, усмотрел огни, повидимому, неприятельских миноносцев и в скором времени силуэты их. С миноносца Начальника отряда сигнал: "вижу неприятеля слева". Следуя движению "Выносливого", дал полный ход и взял курс на неприятельские миноносцы. В 3 ч. 45 м. открыл, следуя движению "Выносливого", огонь по неприятелю. В 4 ч., разойдясь с неприятелем контр-галсами, лег на обратный курс к мысу Ляотишан, и затем изменил курс влево, параллеоьно берегу. Пробежавши этим курсом 15 минут, повернул к Порт-Артуру и усмотрел миноносец "Выносливый", а затем "Властный" и "Бесстрашный". По приказанию Заведующего отрядом, подходя к "Выносливому", чтобы взять его на буксир, не рассчитав циркуляции, ударил носом "Властный". Данный машинам задний ход не успел остановить миноносца. По приказанию Заведующего первым отрядом, взял курс в Порт-Артур, где и бросил якорь в Восточном бассейне и ошвартовался с кормы в 7 ч. 30 м. утра. Убыли в людях и повреждений на миноносце нет. Подписал: Лейтенант Стеценко 2-й.

Евгений: Доброе время! Уважаемый Рюрик, а какова дата служебной записки? С уважением, Поломошнов Евгений

РЮРИК: Доброе время, уважаемыйЕвгений! Данная служебная записка проходит приложением к рапорту Заведующего 1-м отрядом миноносцев - Командующему флотом Тихого океана, 29 Февраля 1904 г. №124., дата на документе отсутствует (по крайней мере не указана в книге). С уважением, РЮРИК.

РЮРИК: Ведомость повреждений, полученных миноносцем "Властный" в ночном бою 26 Февраля. Поврежден стопор правого якорного каната. Перебит правый якорный канат. Пробит правый борт в жилом помещении команды, в верхней части. Пробита во многих местах перегородка и дверь камбуза. В камбузе пробит котел для варки пищи в 3-х местах, а также его крышка. Перебита труба камбуза в пяти местах. Перебиты трубы свежего и отработанного пара к командному самовару и котлу. Перебита паровая труба к эжектору №3. Непроницаемая переборка, между жилой палубой и носовой кочегаркой, перебита в 15 местах. Перебит железный сходный трап в жилой палубе. Разбита жилая помпа от питьевой систерны. Боевая рубка пробита в одном месте с левой стороны. Пробит левый борт у командного камбуза в 2-х местах. Пробита внизу тумба правой носовой 47 мм. пушки. Пробита водосточная труба от умывальника. Перебиты две трубы с проводниками к боевому фонарю и носовой цепи. Вмята палуба над носовой кочегаркой, при чем немного разошелся шов. Пробит носовой кочегарный кожух в 6 местах. Пробита первая дымовая труба внизу и вторая по середине. Пробита систерна к командному умывальнику. Пробита систерна для мытья кочегаров - в 6 местах. Пробита выгородка выходного люка правой машины - в 2-х местах. Пробита верхняя палуба над правой машиной. Подбито три стойки под носовым минным аппаратом. В правой машине перебита труба парового отопления, электрические проводники, проволока правого телеграфа; перебит бимс в 3-х местах и передний конус холодильника;пробита труба машинного питания и немного вмята стальная главная паропроводная труба. Подбита направляющая дорожка у носового аппарата в расстоянии 38 1/2 сантиметров от конца совка. Подбит трап с левого борта. Сломан задержник у левого румпеля. Пробит левый борт в отделении правой машины (передней) у кочегарной переборки, между 5 и 6 носовыми шпангоутами, таранным ударом миноносца "Внимательный". Повреждения эти, я полагаю, могут быть исправлены при усиленной работе порта в 11-ти дневный срок. Подписал: Капитан 1-го ранга Матусевич.



полная версия страницы