Форум » I-ая эскадра Тихого океана » Документы. Действия флота. Период командования вице-адмирала Макарова. » Ответить

Документы. Действия флота. Период командования вице-адмирала Макарова.

РЮРИК: Уважаемые господа! Вашему вниманию предлагаются документы, периода командования вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. К великому сожалению почти все документы, относящиеся к периоду командования, этого Великого Человека погибли с Его флагманским кораблем. Та уцелевшая, малая толика не может донести до нас всех идей (планов разгрома врага) этого Человека, но данные документы надеюсь приоткроют, несколько, завесу, над Его замыслами. С уважением, РЮРИК.

Ответов - 251, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

РЮРИК: Ведомость пробоин и повреждений на миноносце "Выносливый". I. Одна подводная пробоина в 7-м отсеке, в помещении офицерского WC и буфета, при чем пробита переборка между 7 и 8-8 и 9 отсеками (7 отсек - кают-компания, 8 - унтер-офицерское помещение). II. Семь надводных пробоин без особых внутренних повреждений, кроме отделения машин. Начавшийся пожар в подшхиперской каюте и унтер офицерском отделении был немедленно прекращен. III. Повреждения в механизмах: 1. Правая машина: пробита труба отработанного пара главной машины. 2. Пробита переборка между машинами. 3. Левая машина: пробита труба отработанного пара главной машины. 4. Отбит угол золотниковой коробки Ц.Н.Д. с левой стороны. 5. Отбита часть фланца, скрепляющего между собой корпуса цилиндров среднего и низкого давления. 6. Пробит промежуточный резервуар у цилиндра среднего давления. 7. Перебита труба рабочего пара вспомогательных механизмов. 8. Перебита одна труба парового отопления и несколько трубок нагревания рубашки. 9. Разбит угол теплого ящика и масленая систерна. 10. Разбиты запасные поршневые кольца и пружины. IV. По снабжению: 1. Пробит вельбот. 2. Разбиты и испорчены запасные части 75 мм. пушки Канэ. 3. Пробит учебный пластырь. 4. Разбит запасной якорь. 5. Испорчены запасы в шхиперской каюте. 6. Обожжены и перебиты русские карты, судовые чертежи и чертежи артиллерийских установок. 7. Перебиты и приведены в негодность все штурманские инструменты. Кроме того в числе повреждений нужно считать мину, пробитую осколком в хвостовую часть. Подписал: Лейтенант Рихтер.

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа! Рапорт Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 7 Марта 1904 г. №192. Вчера, 5 Марта, я посетил командира миноносца "Решительный" капитана 2 ранга Боссе, который лежит в постели и еще не оправился от полученной контузии. Из разговоров с ним, в дополнение прилагаемого рапорта, выяснилось следующее: Миноносцы "Решительный" и "Стерегущий" 25 Февраля вечером, на высоте Дальнего, встретили превосходящие их силы неприятеля и удачно избежали столкновения с ними, обходом в море. Затем, уже на рассвете, подходя с юга ко входу в Порт-Артур, заметили сначала четыре, а затем подальше еще два миноносца и один минный крейсер, шедший на пересечку нашим. Маневрирование "Решительного" и "Стерегущего", для избежания встречи, повело к соответствующим поворотам кильватерной колонны японцев, с явным намерением охватить наших и поставить их в два огня. Видя это, командир "Решительного" повернул прямо на неприятеля и пошел полным ходом, имея "Стерегущего" в кильватере, в расстоянии 2-3 кабельтовов. Японцы были, видимо, озадачены таким приемом. Огонь они открыли с расстояния семь кабельтовов, а потом сблизились до четырех и шли параллельным курсом. Наши отстреливались на обе стороны. Несмотря на контузию, полученную командиром, он все время вел миноносец, который получил серьезные повреждения. Младший инженер-механик Кисляков с полным хладнокровием успевал исправлять повреждения в паровых трубах, и потому ход был самый полный. Выстрелы "Решительного" заставили один большой неприятельский миноносец повернуть обратно, остальные понемногу отстали. В начале боя было замечено на "Стерегущем" повреждение паровых труб или котлов, так как из него повалил пар и он сразу отстал, а в это время на него насел неприятель, окруживший его со всех сторон. Повернуть ему на выручку - значило бы погибнуть наверняка, вместо одного миноносца - двум, почему "Решительный", не изменяя ни курса, ни хода, пошел в Порт-Артур, куда и прибыл в 8 часу утра. У командира "Решительного", капитана 2 ранга Боссе, результатом боя оказалась сильная контузия головы, с разрывом барабанной перепонки левого уха и, несколько дней продолжавшаяся, глухота на оба уха, с тошнотой и головной болью. Лопнувшая перепонка в настоящее время заростает, и прочие болезненные явления постепенно проходят, хотя и теперь еще, по истечении девяти дней, он ничего не ест. Докладывая о вышеизложенном, считаю долгом выразить мое мнение, что капитану 2 ранга Боссе, когда он увидел перед носом неприятельские миноносцы, не следовало брать курса на них, а уклониться в сторону, хотя курс и уводил в сторону от своего порта. Очевидно, капитан 2 ранга Боссе не рассчитывал, что его миноносец будет иметь преимущество в ходе, а потому поступил иначе, взяв курс на неприятеля. Решение это отважное, хотя, может быть, и не совсем благоразумное, а потому я не признаю возможным обвинить его за такое решение.* Случайным выстрелом были подбиты паровые трубы на "Стерегущем", который остался без двигателя. Если бы даже "Решительный" повернул на помощь "Стерегущему", он не мог бы его выручить, ибо неприятельский отряд, состоявший из шести миноносцев и одного минного крейсера, был в четыри раза сильнее двух миноносцев. В этих условиях выручить "Стерегущий" было невозможно, а потому я считаю, что как капитан 2 ранга Боссе, так офицеры и команда миноносца заслуживают награды, в особенности младший инженер-механик Кисляков. Представляю при сем: 1) 1 список офицеров с показанием какие знаки отличия они имеют.** 2) Список нижних чинов, которых, приказом от 2 Марта с.г. за №19, я, Именем ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, наградил знаками отличия Военного ордена.*** 3) 2 донесения командира эскадренного миноносца "Решительный", в копиях. Покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство о награждении командира и офицеров миноносца по Вашему усмотрению. Подписал: Вице-Адмирал Макаров. * Резолюция Наместника: "Согласен". ** Приложен при подлинном рапорте. *** Приложен при подлинном рапорте.

РЮРИК: Донесение Командира эскадренного миноносца "Решительный" - Заведующему отрядом миноносцев, 26 Февраля 1904 г. 25 сего Февраля, согласно личному приказанию Командующего флотом и портами Тихого океана, в 5 часов 35 минут вечера вышел на внешний рейд и поджидал миноносец "Стерегущий", дабы идти совместно к острову Торнтон и осмотреть группу островов Эллиот, а в случае встречи с неприятелем - атаковать его. В шесть часов вечера, имея в кильватере "Стерегущий", взял курс на 10 миль к югу от Сан-шан-тоу и пошел 15-ти узловым ходом. На траверзе Кепа заметил на левой раковине свет боевого фонаря большого корабля. Желая атаковать его, я увеличил ход, но в это время из дымовой трубы 3 котла показалось пламя, и еще шесть миноносцев начали светить за кормой миноносца "Стерегущий", который шел мне в кильватер. Часть миноносцев, забежав между берегом и мною, начала теснить меня в море, другая же часть их начала заходить со стороны моря мне на пересечку курса, остальные следовали сзади. Уменьшив ход, я пошел к проходу между Саш-шан-тоу, дабы пропустить мимо себя неприятеля и атаковать его из под берега, но на траверзе южного Сан-шан-тоу неприятель закрыл огни, а был виден только свет боевого фонаря неприятельского корабля, который был направлен на вход в залив Дальнего. Посоветовавшись с командиром миноносца "Стерегущий", пошел в море, взяв курс на S. Пройдя этим курсом 30 миль 10-ти узловым ходом, повернул на W, идя той же скоростью. В 4 часа утра заметил, что "Стерегущего" не видно за кормой, пройдя еще прежним курсом, я повернул обратно и пошел "Стерегущему" навстречу и в 5 часов увидел его, повернул обратно, имея его в кильватере, в расстоянии 4-х кабельтовов. В 5 часов 30 минут утра взял курс на Ляотишан и увеличил ход до 16-ти узлов. Через несколько времени заметил, что "Стерегущий" отстал, тогда я убавил ход и дал возможность ему догнать меня. В 6 часов утра под берегом Ляотишана увидел 4 корпуса японских судов, которые медленно шли в строе кильватера вдоль берега, к Кепу. Прибавив ход, я пошел на них, а они повернули на меня, при чем два из них пошли мне на пересечку курса и зашли на правую сторону, желая отрезать от берега, а два другие по левую сторону, желая таким образом поставить меня под перекрестный огонь. Положив право на борт, я дал полный ход и оставил их справа от себя, тогда они в строе кильватера пошли вдоль правого борта и открыли огонь, на что ответил я и "Стерегущий", который следовал моим движениям. В это время из под берега, правее Ляотишана, показались два минных крейсера, которые пошли с правого борта и открыли огонь из пушек крупного калибра, снаряды которых, начиненные мелинитом, разрывались близко около борта. В 6 часов 15 минут снаряд ворвался в угольную яму правого борта носовой кочегарки, где разорвался и тяжело ранил кочегара Числова, который разгребал уголь. Осколками снаряда перебило переборку угольной ямы, тяжело ранило кочегарного квартирмейстера 2-ст. Рудых, который упал на площадку, смяло главную и вспомогательную паровые трубы носового котла, пробило переборку Ярроу, боковой щит носового котла, сорвало воздухомер, перебило переговорную трубу в кочегарном отделении и сорвало заклепки водяной бортовой цистерны. Продолжение следует.

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа! Продолжение. В это время "Стерегущий" немного отстал, два миноносца и крейсер начали нагонять его, а остальные преследовали меня, при чем один миноносец типа "Боевой" пошел мне по правому борту на пересечку курса, но два удачно попавшие снеряда 75 мм. пушки заставили его круто повернуть обратно. Остальные миноносцы продолжали преследование, а крейсер осыпал нас разрывными снарядами, начиненными мелинитом, и, только благодаря большому ходу и значительной качке, стрельба их оказалась малодействительной. В это время на миноносце "Стерегущий" произошел паровой взрыв, и он начал отставать от меня. Вслед за тем его окружили три миноносца и крейсер и, за сильным паром, нельзя было разобрать, что происходило. Первая мысль была - повернуть ему на помощь, желание чего было написано на лицах всех, но в виду того, что помочь миноносцу "Стерегущий" было невозможно, а вверенный мне миноносец был бы в короткое время потоплен при повороте, я, имея повреждение паровых труб, решил продолжать идти тем же курсом, отстреливаясь. Сделав опознательные и подняв позывные, я в начале 8 часа утра вошел в гавань и подошел к флагманскому крейсеру, чтобы свезти раненых и лично доложить адмиралу. Считаю долгом донести Вашему Высокоблагородию о безпримерном поведении за все время тяжелого перехода г.г. офицеров и команды. Офицеры своими хладнокровными и спокойными распоряжениями, а также видимым желанием сразиться с неприятелем, воодушевляли команду, которая рвалась в бой, и только неблагоприятное обстоятельство, т.е. пламя из трубы, при ходе большем 14-ти узлов, не дало нам возможности ночью незаметно подойти к одному из судов для минной атаки. Кроме того, знания г.г. офицеров берегов оказали мне большую помощь, ввиду полного моего незнания местности ночью, так как я плаваю здесь только первый раз. Судовой механик, младший инженер-механик Кисляков, со своей неутомимой энергией успевал из одной кочегарки в другую и лично руководил перенесением и перевязкой раненых. Машины самым полным ходом работали безукоризненно. О чем Вашему Высокоблагородию доношу. Подписал: Капитан 2 ранга Боссе 1-й.

РЮРИК: Рапорт Командира миноносца "Решительный" - Командующему флотом Тихого океана, 6 Марта №188. В дополнение донесения моего от 26 Февраля доношу, что за время тяжелого перехода, а в особенности вовремя прорыва через неприятеля, значительно превосходящего нас по силам, офицеры вверенного мне миноносца выказали себя действительно лихими и бравыми офицерами. Лейтенант Волков и мичман Петров, несмотря на очень серьезное наше положение, своими хладнокровными и спокойными распоряжениями действовали на команду воодушевляюще, почему стрельба производилась не торопясь, без замешательства. Судовой механик младший инженер-механик Кисляков с неутомимой энергией успевал лично руководить действием механизмов и котлов и приводил в чувство машинистов, которые часто приходили в бессознательное состояние, вследствие высокой температуры в машинном отделении при боевой обстановке на полном ходу, при полном отсутствии какой либо вентиляции. Безукоризненному действию механизмов и котлов я, главным образом, приписываю успех прорыва, о чем Вашему Превосходительству на благоусмотрение доношу. Подписал: Капитан 2 ранга Боссе 1-й.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 28 февраля 1904 г. №118. С эскадрою 27 Февраля выходил для эволюций и, по возвращении, вошел во внутренний рейд. Подписал: Макаров.

РЮРИК: Рапорт Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 27 Февраля 1904 г. №95. Вице-адмирал Старк, перед сдачею дел, передал мне телеграмму Вашего Высокопревосходительства, в которой сказано:" Считаю, что появление неприятельского отряда перед Владивостоком было вызвано главной целью затруднить вход или отрезать наш крейсерский отряд от своей базы. Нахожу, что теперь благоприятное время для выхода нашей эскадры из Порт-Артура в море, чтобы оттеснить неприятеля от берегов Ляодуна, появление у которых делается все более дерзким, как это заключаю из донесений начальников береговой обороны". Вышеизложенное приказание не может быть понятым иначе, как переходом к наступательному образу действий в Корейском и Печелийском заливах. Мне еще не удалось вполне ознакомиться с положением дел: тем не менее, вполне ясно видно, что в теперешнем составе флот Тихого океана значительно слабее япоснского флота, действующего в этих водах. Я сильно рассчитывал на 24 миноносца, имеющиеся в Порт-Артуре, и сегодня, для эволюций с эскадрой, велел выйти в море всем наличным миноносцам, но исправными оказались лишь только восемь миноносцев и два минных крейсера. Из числа восьми миноносцев - один, по выходе на рейд, заявил, что у него течет котоел, а другой, что у него неисправна одна из машин, а потому их обоих пришлось возвратить. Все плавание продолжалось с восьми часов утра до 4 часов вечера, тем не менее, когда мы вернулись на внешний рейд и я захотел оставить эти миноносцы, чтобы они были при эскадре, когда она переходит с одного рейда на другой, то начальник отряда доложил, что на миноносцах нет больше пресной воды, и три миноносца пришлось тотчас же отправить в гавань. Если пресной воды у миноносцев хватает только на 12 часов, то, следовательно, их нельзя взять ни в одну, сколько нибудь отдаленную, экспедицию. Это дело я подробно разберу. Не могу не доложить Вашему Высокопревосходительству, что суда эскадры незадолго до начала войны начали компанию и, в теперешнем составе командиров, совместно не ходили. Выйдя сегодня на эволюции, мне это очень бросилось в глаза. Спешный выход эскадры из порта и вход ея - не практиковался, и сегодня в первый раз вышли в одну воду, а в следующую вошли - 9 больших судов, но к этому порт совершенно не приспособлен; между тем, я нахожу рискованным оставлять на внешнем рейде часть судов на якоре на ночь теперь, покамест море совершенно находится в руках неприятеля. Было бы крайне желательно углубить вход, чтобы суда могли входить во всякую минуту, не только в нормальном состоянии, но, главным образом, когда они пробиты и наполнены водой. Как только удосужусь, сейчас же вникну в этот предмет. Техника наша во многих отношениях стоит ниже техники неприятеля; так, сегодня, покамест мы шли 12 узлов, все корабли держались хорошо, а когда я сигналом прибавил до 14 узлов, то линия растянулась чрезвычайно. Беспроволочный телеграф на "Новике" во время хода совсем не действует, а затем, я не мог подать депеши на крейсер "Диану", державшийся в пяти милях. Дело это я тоже рассмотрю. Особенно меня озабочивают частые повреждения механизмов миноносцев, и почти каждая посылка в ночные небольшие экспедиции сопровождается некоторыми поломками. Исправление крейсера "Паллада" идет весьма успешно; что же касается броненосца "Ретвизан", то, хотя он и приведен на внутренний рейд, но до сих пор пробитые отделения откачать не удалось. По просьбе командира порта, по настоянию командира судна и с моего согласия, - поставили его на мелководье, но, вследствие отлива и прилива, броненосец сильно разрабатывает под собой грунт и сползает. Опасаюсь кроме того, что приэтой обстановке трюмы заполняются илистою грязью, и судно сильно отяжелеет. "Ретвизан" меня очень сильно озабачивает. Я уже докладывал Вашему Высокопревосходительству, что хочу устроить из грязи док, на подобие того, как это делается в Инкоу для мелких судов; командир порта и подполковник Престин находят это вполне осуществимым, но в течении этих четырех дней еще пока ищут место, и ничего не сделано, кроме бурения, хотя земляные работы по такому доку совершенно ничтожны для тех землечерпательных средств, которыми обладает Порт-Артур. Не пишу Вашему Высокопревосходительству о многом другом, которое требует моего подробного рассмотрения, как например - ежедневный расход угля, достигающий на якорных судах 23 тонн, даже во время стоянки во внутреннем бассейне. Цель моего настоящего рапорта заключается не в том, жаловаться на недостатки, а в том, чтобы Ваше Высокопревосходительство ясно представляли себе то положение, в котором находится флот; военные действия идут, с ними приходится считаться ежедневно - и в то же время вникать в тонкости техники и изыскивать средства, как помочь различным затруднениям. Кроме многого другого, я озабочен тем, чтобы командиры освоились и объединились в общих взглядах на порядок ведения боя, и по этой части я уже имел с адмиралами и командирами одно собеседование. Завтра рассмотрим те замечания, которые сделаны мною при сегодняшних эволюциях. Есть вероятность, что неприятель набрасал мины. Сегодня мы подняли у самого Порт-Артура поплавок с светящимся составом; неприятель ставит такие поплавки на якорь, чтобы отвлечь действие артиллерией на эти огоньки, но миноносцы так часто показываются у Порт-Артура, что нельзя отрицать возможности постановки мин. Сегодня я упражнял командиров крейсеров "Всадник" и "Гайдамак", как тралить, идя впереди эскадры. Буду разрабатывать кое что для каждого судна в отдельности, ибо потопление корабля от такой случайности было бы крупным ударом.* Как Ваше Высокопревосходительство видите, кроме текущих дел, - масса других работ, неотложно нужных для того, чтобы флот мог соответствовать тем задачам, которые на него возложены; но несмотря на всякие несовершенства и недостаток в исправных миноносцах, я нахожу, что мы могли бы рискнуть - теперь же попробовать взять море в свои руки и, преднаметив, постепенно увеличивать район действия эскадры; я предусматриваю генеральное сражение, хотя благоразумие подсказывает, что теперь еще рано ставить все на карту, а в обладании морем полумеры невозможны. Неприятель, обладая далеким беспроволочным телеграфом, черезчур легко концентрирует свои силы. Слабый отряд уклонится от дела, пользуясь преимуществом в ходе, и обыкновенно неприятель бывает здесь с 14 судами, тогда как у нас их только девять. По поводу разведок, считаю долгом доложить, что риск отдельных разведок в море, занятом сильнейшим неприятелем, не окупает ту пользу, которую дают эти разведки. Если посылать крейсера и миноносцы для потопления транспортов, то, ехав сюда, я предрешил, что миноносцы надо считать материалом расходным, посылая их, на риск, к Корейским шхерам для нападения на транспорты. Теперь же, выяснившееся состояние миноносцев лишает возможности это делать, пока не изыщем средство держать их в исправности.** Подписал: Вице-адмирал Макаров. * Резолюция Наместника: "Совершенно верно". ** Резолюция Наместника: "Вполне разделяю высказанный взгляд Командующего флотом, и в таком смысле составить письмо - в ответ на этот рапорт".

РЮРИК: Письмо Наместника Е.И.В. - Командующему флотом Тихого океана Вице-Адмиралу Макарову, 5 Марта 1904 г. №350. Милостивый Государь, Степан Осипович. Вполне разделяю взгляд, высказанный Вашим Превосходительством в рапорте за №95 - о невозможности теперь же перейти к наступательным действиям, и тем более, что общий ход предстоящих военных действий на сухом пути требует, по возможности на более долгий срок, сохранения остающихся судов флота, и во всяком случае - до окончания исправления поврежденных судов или до присоединения из России эскадры броненосцев. Как я уже указывал и ранее, наступательные действия могут быть возложены, при уверенности в успех, пока на миноносцы, и только в исключительно крайнем случае - на большие суда, когда особо важными обстоятельствами может быть оправдан риск их потери, как мною уже упоминалось в данном ранее предписании - Врем. Командующему флотом. Что касается до указываемых Вашим Превосходительством недостатков, которые выяснились при постепенном ознакомлении с судовым и личным составом вверенного Вам флота, то на большинство из них, в свое время, мною также было обращено должное внимание и частью приняты меры, но выполнение и достижению успешных результатов - мешали многие обстоятельства: 1) О непрочности постройки, неудаче в конструктивном отношении и выборе типа для эскадренных миноносцев Невского завода, собиравшихся в Артуре, по образцу "Сокол",-сообщалось и в Петербург и заведующему постройкой инженеру Гиппиусу, которым сделаны многте изменения, и для увеличения запаса пресной воды на них устроены, по предложению адмирала Витгефта, добавочные систерны, емкостью до 7-ми тонн. 2) Совместного эскадренного плавания в промежутке с 18 по 26 Января, т.е. со дня начала кампании всеми судами, большинство которых, в силу экономических причин, находилось в резерве,- очевидно и не могло быть. Но в Сентябре и Октябре, и во время маневров, все командиры броненосцев, кроме командира "Севастополя", плавали на эскадре и, при учебном ея еженедельном плавании, участвовали в производстве эскадренных эволюций. 3) Об углублении прохода на внутренний рейд было сделано распоряжение,- выполнению же мешало то обстоятельство, что все силы землечерпательного каравана были направлены к скорейшему углублению внутреннего рейда, для возможности поместить на нем всю эскадру, в чем была наибольшая необходимость и ставило эту работу в первую очередь. 4) Выход из порта и вход в порт - эскадрой практиковался по мере возможности, и в одну полную воду вошло шесть больших судов, даже в то время, когда стоял на мели броненосец "Ретвизан", заграждая свободу входа, и командиром порта был составлен план общего ввода судов. В отношении увеличения буксирных средств, еще в прошлом году испрашивалось приобрести 4 буксирных парохода, из которых - два должны были уже выйти весной в Артур и два собирались в Артуре. 5) Наконец, об улучшении действия беспроволочного телеграфа - приняты были многие меры с достижением того результата, что аппараты, высланные из Кронштадта и действовавшие не свыше чем на 25 миль, увеличили район своего действия вдвое, а были случаи переговоров станции Золотой горы с судном у Чифу, как например, при опытах с "Амуром". Вполне одобряю Ваше стремление, ознакомившись постепенно со всеми недочетами, принять должные меры к их устранению, я убежден, что при Вашей энергии и опытности - будут достигнуты, несмотря на все затруднения, вполне успешные результаты и флот подготовлен к предстоящей ему роли, в особенности же миноносцы. Прошу принять уверение в совершенном уважении и таковой же преданности. Алексеев.

РЮРИК: Письмо Наместника Е.И.В.- Командующему флотом Тихого океана Вице-Адмиралу Макарову, 10 Марта 1904 г. №413. Милостивый Государь, Степан Осипович. Капитан 1 ранга Эбергард, согласно Вашего приказания, передал мне предложение Вашего Превосходительства, в случае высадки японских войск в Инкоу, выйти с эскадрой и вступить в бой с охраняющим их флотом, и желание Ваше - получить мое мнение по этому вопросу. В виду этого, считаю долгом подтвердить свое мнение, высказанное уже и ранее в моем предписании вице-адмиралу Старку за №143 от 7 Февраля сего года и в письме Вашему Превосходительству от 5 сего Марта за №350, что выход флота, для противодействия неприятельским высадкам на побережье Ляотунга, признаю - как крайнюю меру, так как результат боя с значительно превосходящими силами неприятеля грозит большими и крайне чувствительными и тяжелыми для нас потерями. Избежать же таких серьезных последствий, могущих повлиять на ход всей кампании и расстроить планы посылки подкреплений эскадре из Балтийского моря,- возможно только временным усилением наших главных морских сил, присоединением к ним крейсерского отряда из Владивостока. Успешно же выполнить такое присоединение крейсеров можно лишь при условии выбора наиболее благоприятного момента для этого маневра, и, при этом, успех зависит в значительной доле от уверенности и решительности начальника отряда. При этом должен высказать, что образование крейсерского отряда, согласно первоначальному плану военных действий, вызывалось: 1) необходимо придать какую либо серьезную активную оборону Владивостоку; 2) отвлечь часть японского флота от Артура для уравнения сил; 3) ограничить, по возможности, свободу действий неприятеля для производства демонстративной активности высадки вблизи Владивостока; и 4) действовать на пути сообщения. Сверх того следует упоминуть, что работа по углублению внутреннего Артурского рейда, а также ремонт судов и пользование одним большим доком - заставляли часть эскадры держать во Владивостоке. Полагаю, что появление части японского флота для действия против Владивостока указывает, что присутствие там крейсерского отряда оправдывает частью эти предположения и дает благоприятные промежутки для наших действий в Печелийском и Корейском заливах или в Японском море, в последнем - для крейсерских набегов и преследования коммерческих судов. На основании изложенного - нахожу, что отозвание крейсеров на присоединение к эскадре должно быть строго взвешено перед его выполнением, а именно:- в какой мере оно может окупить ту пользу, которую приносит крейсерский отряд во Владивостоке. В заключение настоящего письма, я не могу не высказать еще одного общего и главного соображения, что, для достижения поставленной конечной задачи нынешней войны, участие флота может довершить скорейший успех и нанести неприятелю решительное поражение. Такое действие флота, вероятно, потребуется с переходом наших войск в пределы Кореи, а потому сбережение наших морских сил до того времени приобретает весьма важное значение, и в то же время, отдаляя всякое невыгодное столкновение с неприятельскими силами на море, мы можем более уверенно рассчитывать на присоединение к Тихоокеанскому флоту подкреплений, ныне спешно изготовляющихся к посылке из Балтики на Дальний Восток. Прошу принять уверение в совершенном уважении и таковой же преданности. Алексеев.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 29 Февраля 1904 г. №125. ною приняты некоторые меры, вследствие которых все подступы к Квантунскому полуострову минированы, а посему судам не следует без проводников подходить к этим берегам ближе пяти миль. Судно, желающее подойти к этим берегам или войти в Порт-Артур, должно подойти ко входу в этот порт, приведя вход на истинный Норд и, остановившись в расстоянии не менее пяти миль, поднять свой национальный флаг и лоцманский, после чего из порта будет выслан проводник для провода к желаемому месту; прошу об этом поставить в известность все иностранные государства.* Подписал: Вице-Адмирал Макаров. * Резолюция Наместника: "Морской канцелярии передать копию в Дипломатическую канцелярию - для осведомления всех наших консулов и Посланника в Пекине."

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 2 Марта 1904 г. №151. 29 Февраля в час дня меня уведомили, что с поста у деревни Булянцзя, близ кумирни, в 10 часов утра того же дня видели подводную лодку; выслал три миноносца и шесть катеров эскадры, но было поздно; потребовал к себе видевших солдат и, по разборе, нашел, что показание их правдоподобно, а потому принял все меры, чтобы на будущее время поймать ее. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 2 Марта 1904 г. №154. Красный Крест приспособил пароход "Монголия" и предлагает высылать его в море для спасения погибающих в морском сражении. Нахожу это весьма полезным и прошу Ваше Высокопревосходительство, чтобы, согласно статьи второй Женевской конвенции, об этом было объявлено - как воюющей, так и нейтральным державам. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Рапорт Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 27 Февраля 1904 г. №96. Бомбардировка 26 Февраля явно показала необходимость усилить вооружение южного фаса, против которого имеется мертвое пространство, совершенно необстреливаемое. Посему комендант крепости просил меня дать ему некоторое число пушек Морского ведомства. Таковых свободных нет, а так как потребность в усилении обороны весьма существенна, ибо безнаказанная бомбардировка неприятелю весьма выгодна и причиняет флоту существенные повреждения, о коих я в телеграмме умолчал, то я решил отдать ему четыри шестидюймовых орудия с "Ретвизана", и прошу Ваше Высокопревосходительство потребовать из С.-Петербурга от Морского или Военного ведомства, на замену этих и вдобавок на замену подбитых, по крайней мере, десять шестидюймовых орудий с установками. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Наместника Е.И.В. - Управляющему Морским Министерством, 3 Марта 1904 г. №326. Прошу экстренно выслать для "Ретвизана" шесть шестидюймовых орудий со станками и установкой, взамен переданных на другие суда - для замены подбитых и на берег - для устройства береговой батареи Ляотишана, для обстрела мертвого пространства, откуда 26 Февраля японцы безнаказанно обстреливали внешний рейд, бассейн и суда. Подписал: Алексеев.

РЮРИК: Телеграмма Управляющего Морским Министерством - Наместнику Е.И.В., 4 Марта 1904 г. №886. Благоволите уведомить: сколько из шестидюймовых пушек броненосца "Ретвизан" поставлено на береговую баьарею. По получении сведений, обращусь в Военное Министерство о высылке орудий и установок, взамен. О пополнении же части, поврежденной на суда вместо подбитых, сделаю распоряжение. Подписал: Авелан.

РЮРИК: Телеграмма Наместника Е.И.В. - Управляющему Морским Министерством, 5 Марта 1904 г. №357. На береговую батарею дано 4 орудия, заменено сбитых на других судах два. Просьба прислать 6 орудий вызывается необходимостью иметь запас для замены поврежденных. Сверх шестидюймовых, прошу прислать пять 75 мм., которых уже есть три поврежденных. Подписал: Алексеев.

РЮРИК: Доклад Морского Технического Комитета - Управляющему Морским Министерством, 2 Марта 1904 г. №518.* По возбужденным вице-адмиралом Макаровым вопросам, касающимся минной части, Морской Технический Комитет докладывает Вашему Превосходительству следующее: 1) Письмо вице-адмирала Макарова от 1 Февраля №24; с ходатайством о снабжении крейсеров типа "Жемчуг" минным вооружением. По докладе этого вопроса ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ Великому Князю Генерал-Адмиралу 20 Февраля, ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО изволил согласиться с представлением Комитета об установке на крейсерах "Жемчуг" и "Изумруд" по 3 надводных минных аппарата, из коих 1 кормовой и два поворотных в носовой части судна. О срочном заказе аппаратов, воздушных насосов, мин и принадлежностей - Комитетом сообщено Главному Управлению Кораблестроения и Снабжения. 2) Письмо от 11 Февраля №23 с просьбою о снабжении сетевым заграждением броненосца "Император Александр III" и всех других судов, идущих в Тихий океан, с устройством заграждения не только вдоль бортов, как это делается теперь, но также кругом носа и кормы. Кроме того вице-адмирал Макаров просит разработать устройство особых отводов в носовой части судна, состоящих из наклонных шестов с леерами, как изображено в наброске в письме,- для вылавливания и взрыва на безопасном для судна расстоянии встречаемых на ходу мин, если бы неприятель набросал таковые. Устройство сетевого заграждения на броненосце "Император Александр III" и всех остальных судах, кроме крейсеров "Жемчуг" и "Изумруд", было уже решено раньше и в настоящее время для всех судов выделывается. Последние два крейсера, конечно, нельзя обременять сетевым заграждением. Вопрос об устройстве заграждения для защиты носа и кормы - обсуждался 27 Февраля Минным Кораблестроительным отделами Комитета, при участии корабельных инженеров Балтийского завода и С.-Петербургского порта. Комитет находит возможным устроить кормовое заграждение, сделав его независимым от бортового - в смысле постановки и уборки. Устройство заграждения кругом носа так, чтобы оно не мешало носовой артиллерии, минному аппарату, действиям с якорями, и при якорной стоянке не ломалось бы своим же канатом, когда судно на нем ходит, - представляется весьма затруднительным, почему Комитет полагает - кругом носа заграждения не делать, а лишь продолжить бортовые сети дальше в нос, прибавив по одному шесту с борта и взяв сети от крайних носовых шестов к борту, позади якорных клюзов. Таким образом останется незащищенной лишь крайняя носовая оконечность. О практической возможности устройства отводов по предложению вице-адмирала Макарова, которые должны обладать чрезвычайно большою прочностью, чтобы не ломаться на ходу, и в то же время не должны быть слишком громозки, чтобы не представлять больших затруднений при из постановке и уборке,- нельзя дать заключения, не сделав предварительно, хотя бы приближенных, подсчетов, что и поручено корабельным инженерам Балтийского завода и С.-Петербургского порта. При устройстве такого приспособления явятся те же затруднения со стороны минных аппаратов, пушек и якорей, как и при устройстве сетевого заграждения вокруг носа. Является также опасение, что если приспособление лишь отведет, а не взорвет мину, то она, прокатившись по лееру и сойдя с него, выпрямится на своем минрепе под серединою судна, где может и взорваться (устройство замыкателей японских мин нам не известно). Журнал заседания Комитета по этим вопросам представляется при этом на благоусмотрение Вашего Превосходительства. Продолжение следует.

РЮРИК: Продолжение. 3) Письмо от 13 Февраля №27: о желательности установки станций беспроволочного телеграфа на всех именных и номерных миноносцах. Снабжение миноносцев беспроволочным телеграфом совершенно осуществимо. В виду незначительности расстояния, на котором, по мнению вице-адмирала Макарова, должно поддерживаться сообщение, станции миноносцев могут быть снабжены малыми спиралями; все остальные приборы должны быть полностью те же, какими снабжаются станции больших судов. Комитетом предложено мастеру приборов беспроволочного телеграфирования в Кронштадте, статскому советнику Коринфскому, заготовить две станции с малыми спиралями, для производства с ними испытаний. Таких станций понадобится около 50, для снабжения миноносцев Тихоокеанской эскадры, считая в том числе миноносцы, находящиеся в настоящее время в Средиземном море, и 8-типа "Циклон", назначенные к отправлению в Тихий океан в этом году. Если последует приказание Вашего Превосходительства установить беспроволочный телеграф на миноносцах, то станции придется заказать заграничным фирмам, так как Кронштадтской мастерской не справиться в короткий срок с таким заказом. Стоимость каждой такой станции приблизительно 4400 франков, а всех около 220000 франков или около 83000 рублей. Так как миноносцы действуют группами, то, по мнению Комитета, возможно было бы ограничиться на первое время установкою одной станции на каждую пару миноносцев. 4) Телеграмма от 22 Февраля №16, в которой вице-адмирал Макаров сообщает о необходимости, для успеха некоторых военных операций, иметь станции беспроволочного телеграфирования, действующие по крайней мере на 300 миль. Вашим Превосходительством было лично поручено профессору Попову снестись по этому вопросу с фирмой Сименс в Берлине. В настоящее время профессором Поповым получен от фирмы Сименс ответить, что для своих новейших станций она может гарантировать дальность передачи от 150 до 200 километров, т.е. от 80 до 108 миль. Вероятно, ближе к действительности будет первая цифра, сходная и с результатами, полученными на наших судах в Тихом океане ("Варяг" и "Баян"), которые передавали депеши на 85 миль. Судя по этому ответу Сименса, и имея сведения о результатах, достигаемых станциями Дюкрете, следует предполагать, что техника беспроволочного телеграфирования стоит приблизительно на одинаковой высоте во всех странах, и передача на 300 миль судовыми устройствами еще не достигнута. Опыты Маркони на большие расстояния производились на судне, специально для того приспособленном, имевшем несколько десятков воздушных проводов, что невозможно устроить в боевой обстановке. 5) Телеграмма от 22 Февраля №49: с предложением приобрести 2 комплекта беспроволочных телеграфов у профессора Фессендена в Вашингтоне, способных передовать через землю на 750 миль, за 90000 долларов, и комплектов, способных передовать через море (расстояние на телеграмме не понятно), за 250000 долларов, при чем Фессенден предлагает возвратить деньги, в случае неуспеха. По этому делу 23 Февраля был запршен наш морской агент в Америке капитан 2 ранга Бутаков следующею телеграммою:- "Фессенден предлагает Наместнику приобрести аппараты беспроволочного телеграфирования: землю - дальность 750 миль, морская дальность неизвестна. Проверьте серьезность предложения, узнайте - подтверждается ли опытами". Дубасов. На эту телеграмму последовал ответ: "Предложение серьезно, но опытов дальше 127 миль не было; подробности почтой". Бутаков. Эти подробности пока не получены. Об изложенном, Морской Технический Комитет представляет на благоусмотрение Вашего Превосходительства.** Подписали: Председатель - Вице-Адмирал Дубасов, Главный Инспектор - Вице-Адмирал Остелецкий. * Препровожден Командующему флотом Тихого океана вице-адмиралу Макарову при отношении Председателя Комитета вице-адмирала Дубасова 9 Марта 1904 г. №585. ** На подлинном резолюция Управляющего Морским Министерством: " ЕГО ВЫСОЧЕСТВО изволил приказать: 1) никаких изменений в сетевом заграждении судов, идущих в Тихий океан, - не делать, и разработать предложение вице-адмирала Макарова для вновь строящихся судов. 2) Установить, если на опыте окажется возможным, беспроволочное телеграфирование по одному - на каждой паре миноносцев Тихого океана, но только на именных, а на номерных не делать. 3) Беспроволочное телеграфирование на 200 и 750 миль не заказывать, в виду неблагоприятных ответов, полученных на запрсы по этому поводу. 4) О всех этих решениях ЕГО ВЫСОЧЕСТВА - сообщить вице-адмиралу Макарову".

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа! Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 4 Марта 1904 г. №164. По полученным сведениям, японский флот пользуется портом Вей-ха-вей, для стоянки военных судов, для разных закупок, для заготовки бонов и пр. Также есть известие, что неприятель пользуется бухтой Юнчен, лежащей к востоку от названного порта. Полагаю, что следует послать официальное лицо - удостовериться и, если это так, то протестовать против пользования нейтральным портом. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

АВЩ: РЮРИК Огромное Вам спасибо за Вашу работу! С уважением. АВЩ

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа! АВЩ Не за что. Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 4 Марта 1904 г. №169. Прошу объявить представителям иностранных держав, что с 18 Марта старого стиля я предполагаю приступить к заграждению минами входов в корейские порты - Гензан, Чемульпо и Цинампо; также полезно предупредить, что у реки Ялу уже поставлены мины, и что я буду считать себя в праве минировать подходы к Ляохэ, против г. Инкоу, как только японский флот начнет там враждебные действия. Подписал: Вице-адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 5 Марта 1904 г. №180. Слух о перевозке японских войск Гензан - полагаю умышленно ложным; гораздо вероятнее - предположение японцев высадиться с открытием навигации по Ляохэ - у Инкоу, или произвести десант на Квантун. Подписал: Вице-адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 6 Марта 1904 г. №184. По дошедшим сведениям, японцы в Вей-ха-вее строят плоты и ставить на них пушки. Полагаю, что следует послать официальное лицо удостовериться и протестовать. Подписал: Вице-адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Наместника Е.И.В. - Комвандующему флотом Тихого океана, 6 Марта 1904 г. №360. Помощник старшего строителя Китайской дороги инженер Игнациус доложил мне свои проекты расширения входа существующего дока в Артуре и постройки нового - в шестимесячный срок. Зная инженера Игнациуса, лично как имевшего большую практику кессонных мостовых работ и опытного строителя инженера, и так как предлагаемые проекты кажутся вполне осуществимыми, то считаю необходимым, чтобы Ваше Превосходительство приняли его доклад, и, при участии командира порта и строителя порта, всесторонне были бы обсуждены и рассмотрены предлагаемые проекты и условия их выполнения. Заключение ваше прошу телеграфировать. Подписал: Генерал-Адьютант Алексеев.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 11 Марта 1904 г. №234. Рассмотрев вместе с командиром порта и инженер-строителями подробно вопрос о доке для броненосцев и больших крейсеров, пришел к заключению, что проект Игнациуса, требующий кессонных работ и основанный на применении затвора, системы никогда не употреблявшейся для этой цели,- нельзя признать надежным, и постройка его, помимо возможных неудач, займет полтора года по крайней мере, а не пять месяцев, как думает предприниматель. Второй прект инженера Словиковского заключается в устройстве ямы с земляной перемычкой. Мы сами пробуем кое-что подобное, без всяких излишних затрат. Третий проект техника Налетова состоит в вырытии такой ямы с временной облицовкой и плавучим деревянным батапортом. Все три проекта не пректированы принять поврежденный броненосец с большой осадкой. Нахожу, что самое практичное будет - ускорить выемку земли в строящемся доке и немедленно телеграфировать Управляющему Морским Министерством, чтобы, по имеемым в Техническом Комитете чертежам артурского дока и, применяясь к чертежу батапорта владивостокского дока,- немедленно заказать батапорт в Петербурге, с тем, чтобы он был доставлен по железной дороге, в разобранном виде, в кротчайший срок. Здесь в пять месяцев все будет готово для постановки батапорта, а потому усерднейше прошу Ваше Высокопревосходительство телеграфировать срочно Управляющему Морским Министерством, чтобы немедленно приступить к постройке батапорта, выслав нам точные чертежи онаго - для устройства шлюзной части. Как только Ваше Высокопревосходительство окажете этому делу поддержку, я буду телеграфировать о помпах. Подписал: Макаров.

РЮРИК: Телеграммма Начальника Временного Морского Штаба Наместника Е.И.В.- Начальнику Штаба Командующего флотом Тихого океана Контр-Адмиралу Моласу, 12 Марта 1904 г. №443. Наместник отнесся вполне сочувственно к предложению Командующего, но ранее телеграммы Управляющему - о заказе батапорта, запросил Владивосток, не получен ли батапорт строящегося дока. Также просил спросить - не признается ли возможным, вместо батапорта, принять затвор инженера Игнациуса, который возможно выполнить в Артуре, или употребить, изменив, строящийся батапорт в Артуре. Пдписал: Контр-Адмирал Витгефт.

РЮРИК: Телеграмма Управляющего Морским Министерством - Наместнику Е.И.В., 22 Марта 1904 г. №725. Сегодня срочно перечисляются сто тысяч рублей на уширение входа в док, из наличия 24 параграфа сметы, согласно требования Вашего Высокопревосходительства. О перечислении денег довожу до сведения Министра Финансов и Государственного Контролера, с внесением расхода в общую программу содержания Порт-Артура. Подписал: Авелан.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Управляющему Морским Министерством. 25 Марта 1904 г. №388. Покорнейше прошу возможно скорее заказать батапорт в Петербурге и выслать точные чертежи со всеми размерами для устройства входа в док. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 9 Марта 1904 г. №213. Сегодня 9 Марта, в полночь, два неприятельских миноносца приблизились на внешний рейд, но были открыты прожекторами с батарей и встречены огнем с батарей и сторожевых лодок - "Бобр" и "Отважный", а потому отступили. Вторая атака была в четыри часа утра; участвовало 3 миноносца, но тоже были отбиты. С утра стали приближаться с разных сторон 3 неприятельских отряда, состоявшие из 6 броненосцев, 6 бронированных крейсеров, 6 крейсеров 2-го и 3-го классов и 8 миноносцев. В семь утра наша эскадра стала выходить с внутреннего рейда; крейсера вперед, из них "Аскольд" под моим флагом. Броненосцы тронулись в половине десятого, как только позволила вода. Неприятельские броненосцы подошли к Ляотешану и оттуда сделали сто выстрелов двенадцатидюймовыми орудиями - по городу, внутренним редам и проходу, а также сто восемь выстрелов по маяку Ляотишан и окрестностям. Отвечали: батарея №2, броненосец "Ретвизан" - 13 выстрелов, "Победа" - 16, для которых после прошлой бомбардировки организована стрельба по невидимой цели; снаряды наши с дистанции 30 кабельтовов ложились хорошо и один снаряд, около 10 часов, попал в броненосец, после чего он отошел. Маяк Ляотишанский поврежден. Потерь в людях на эскадре нет. По окончании бомбардировки, около 11 часов, все неприятельские суда соединились и прошли вдоль внешнего рейда, но не решились атаковать эскадру, хотя к этому времени на внешнем рейде у меня было лишь семь судов, а у него 18. Неприятель удалился. Крейсер послан на разведку. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 10 Марта 1904 г. №218. После ночной атаки в ночь на девятое Марта - на внешнем рейде найдена неприятельская мина. Ночью высланы были для атаки японских судов три отряда миноносцев. В районе 40, на всех направлениях - японцы не обнаружены. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Штаб Командующего флотом Тихого океана - в Штаб крепости Порт-Артура. 10 Марта 1904 г. №104. Штаб Командующего флотом сообщает для сведения, что у берегов Квантуна, средствами флота, поставленны минные заграждения в следующих местах: 1) При входе в бухты Керр и Дип, - вдоль линии пяти-саженных глубин. 2) В заливе Талиенван заминированы проходы с моря на рейд и поставлена внутри рейда зигзагообразная линия между мысом Входным W и полуостровом Талиенван; проход внутрь бухты - вблизи последнего. 3) Бухта Восьми Кораблей - линия заграждения на параллели, немного к северу от пяти-саженной глубины и 4) На южном берегу полуострова Ляотишан, который нужно огибать, или совершенно вплотную к берегу в 100-200 саженях, или же обходить не ближе 4 морских миль. Подписал: Начальник Штаба Контр-Адмирал Молас.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 12 Марта 1904 г. №242. Получено сведение, что близ Вей-ха-вея японцами заготовляется большой брандер, по виду, трубам и остнастке - схожий с броненосцем; нагружен - более 1000 пудов горючих веществ. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 10 Марта 1904 г. №243. Ночью миноносец "Расторопный" обнаружил присутствие значительных неприятельских сил в 30 милях к О-сту от Артура, и с маяка Ляотишан видели на Зюйд-Вест свет прожектора. По временам ночью был туман, который с утра продолжается до сих пор. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Управляющему Морским Министерством, 12 Марта 1904 г. №246. Оказывается, что у "Паллады" и "Дианы" боковые винты вращаются верхними лопастями внутрь, а не так, как у всех остальных судов. Прошу телеграфировать - не будет ли лучше на "Палладе", стоящей в доке, переставить винты. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 12 Марта 1904 г. №258. По полученным сведениям, в бухте Юнгчен, близ Вей-ха-вея, японцами устраиваются паромы, настилаемые поверх паровых шлюпок; на паромах устанавливаются полевые орудия. 4 китайских крейсера, вышедшие из Шанхая на Чифу, повидимому, предназначены для обороны входа в реку Пейхо. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Наместнику Е.И.В., 25 Марта 1904 г. №385. По сведениям от лазутчиков, бывшие известия о постройке в Чифу деревянных плотов - не верны. Полагаю, что нам те фальшивые сведения присылались при посредстве самого неприятеля. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Циркуляр Штаба Командующего флотом Тихого океана, 12 Марта 1904 г. №11. Штаб, по приказанию Командующего флотом, вместе с сим препровождает командирам броненосцев, крейсеров и миноносцев - копию с секретной пояснительной записки флагманского обер-аудитора подпоковника Эйкар, которую Его Превосходительство приказал принять к руководству. Пояснительная записка Флагманского Обер-Аудитора Штаба Командующего флотом в Тихом океане. Право войны, в собственном смысле, или право жизни и смерти применяется ко всем неприятельским лицам, которыя носят оружие. Против этих лиц дозволяется действовать средствами разрушения, при чем обязанность щадить человеческую жизнь всегда должна уступать военной необходимости, которой принадлежит решающее значение в каждом отдельном случае; исходя из этого, следует признать правильным потопление миноносцем парохода с неприятельским десантом, конвоируемого военным флотом, так как, в этом случае, пароход является частью неприятельской военной силы. Если же миноносец встретит не конвоируемый пароход с десантом и пароход заявит, что он сдается, то потопление его может быть оправдано невозможностью для миноносца отвести пароход в порт без вредного влияния на ход военных операций миноносца. Миноносец, встретивший пароход без десанта, принадлежащий неприятелю, имеет право захватить его без всякого обыска, на основании принципов права морской добычи. Уничтожение миноносцем такого приза может быть оправдано невозможностью отделить на приз часть своей команды для доставления его в порт. Если встретившееся судно принадлежит нейтральному государству, миноносец обязан осмотреть его, и такое судно подлежит захвату только в случае обнаружения на нем военной контрабанды. Уничтожение такого приза может быть оправдано особенно исключительными обстоятельствами, при чем должно быть обращено внимание на то, чтобы как можно меньше пострадал личный состав его. Если же встретившееся с миноносцем судно откроет по нем огонь, оно может быть уничтожено миноносцем. Всякое судно, идущее ночью без огней, может быть принято за неприятельское и уничтожено, если об этом были сделаны соответствующия предупреждения.

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа! Телеграмма Командующего флотом Тихого океана - Управляющему Морским Министерством, 12 Марта 1904 г. №255. Прошу доложить Генерал-Адмиралу, что мои донесения о том, что бомбардировка японцев с дальнего расстояния не приносит вреда - не следует понимать буквально; бомбардировка приносит вред, который, по случайности, пока не велик. Подписал: Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Командующего флотом Тихого океана 12 Марта 1904 г. №256 - ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ Генерал-Адмиралу. При бомбардировках с дальних расстояний, крепостные 10 д. пушки не могли отвечать разрывными снарядами. Подробно переговорив с начальником артиллерии крепости, узнал, что броненбойные снаряды у них не снаряжают, фугасных нет, а при чугунных стрельба допускается лишь уменьшенным зарядом, а потому на большие дистанции эти снаряды не долетают. Мог бы дать снаряды фугасные и бронебойные наши, но для этого надо быть уверенным в высылке новых вместо них. Для того, чтобы неприятель не мог безнаказанно бомбардировать, признаю крайне необходимым обнаруженные недостатки обсудить обоими ведомствами совместно и дать сюда указание. Также заслуживает обсуждения общий вопрос о положении наших приморских крепостей, которые, по преимуществу, вооружены старыми пушками, не стреляющими дальше 8 верст. Все бомбардировки японцев были на дистанциях выше 10 верст, и на последней бомбардировке мы с броненосцев попали в неприятеля на дистанции 14 верст. Подписал: Вице-Адмирал Макаров.

РЮРИК: Телеграмма Управляющего Морским Министерством - Командующему флотом Тихого океана, 13 Марта 1904 г. №998. Главное Артиллерийское Управление, обсудив телеграмму вашу, высказало заключение: 10 дюймовые пушки сухопутного ведомства имеют 3 категории снарядов:- бронебойные, сегментные и чугунные, из которых бронебойные снаряды не снаряжаются, за невыработкою до настоящего времени способа снаряжения, не вредящего их ударному действию. Бронебойные снаряды, как назначенные для поражения бортовой брони, могут иметь боевое значение лишь на тех дистанциях, на которых такое действие может считаться обеспеченным, в зависимости от окончательной скорости и угла встречи. Предельной дистанцией для бронебойного действия принято считать 3 версты, и далее этого расстояния стрелять такими снарядами бесполезно. Чугунные 10 дюймовые снаряды, при уменьшенных зарядах, соответствующих начальной скорости в две тысячи фут в секунду, дают дальность свыше 10 верст. Вообще, стрельба на расстоянии свыше 10 верст по подвижному флоту представляется мало целесообразною, так как, при ничтожной вероятности попадания, такая стрельба обусловит мало полезный расход боевых припасов (комплекты которых ограничены) и вызовет износ пушек. При бомбардировках, - цели, по которым действует флот, весьма значительны по размерам - и то попадания должны считаться случайными, при чем для достижения каких либо заметных результатов должен потребоваться очень значительный расход снарядов. Вследствие изложенного, едва-ли следует считать правильным требование, предъявляемое к береговой крепости относительно стрельбы на дистанции свыше 10 верст. Такое заключение сообщаю вам. Подписал: Авелан.



полная версия страницы