Форум » I-ая эскадра Тихого океана » Бой в Желтом море 28.07.1904. Повреждения русских кораблей. Рапорты офицеров, документы, мемуары. » Ответить

Бой в Желтом море 28.07.1904. Повреждения русских кораблей. Рапорты офицеров, документы, мемуары.

РЮРИК: Уважаемые господа, убедительно прошу Вас, на этой теме обсуждать повреждения судов. Для многих будет интереснее читать о пробоинах, а не треп о том кого лучше расстрелять. Со своей стороны приложу максимум усилий, чтобы наполнить эту тему интересными материалами. С уважением, РЮРИК.

Ответов - 80, стр: 1 2 All

РЮРИК: Повреждения полученные броненосцем "Пересвет". Копия с вырезки из артиллерийского формуляра эскадренного броненосца "Пересвет". I. У ватерлинии: 1) В гальванопластической мастерской. Снаряд 12" сделал пробоину и тотчас же разорвался, уничтожив все, что там находилось, выпучив дверь и переборки (гофрированного железа). Волной вымыло оттуда все до чиста. 2) В концелярии: Снаряд 12" - эффект тот же самый. Вода ходила фута на два над палубой, попала в подбашенное, в бомбовые погреба, в отделение подводных аппаратов. Люк последнего пришлось задраить. 3) и 4) Под носовым срезом в 7" броню. Оба снаряда, вероятно, 6" или 10" - разворотили медную и деревянную обшивку, но брони не тронули. №4 помял 5 шпангоутов и переборку №29. 5) Подводная пробоина под носовыми казематами. Снаряд 12" бронебойный ударил в угол броневой 9" плиты. Разрыв был затяжной. Снаряд брони не пробил, но сделал в ней лишь выбоину. Угол плиты видимо был плохо подкреплен, вследствие чего она поддалась фута на два внутрь, при чем погнулась лишь мягкая часть плиты, закаленная же дала несколько концентрических трещин. Водой залились 33-е и 37-е отделения верхнее (по 20 тонн) и нижнее (по 60 тонн). Нижние отделения залились через горловины в карапасной палубе, кои не плотно задраиваются. В Артуре на якоре их удалось очень скоро откачать, после чего вода очень медленно прибывала. 6) 12" снаряд попал в 4" броню жилой палубы, под 15-й пушкой, и сейчас же разорвался. Броня дала трещину. 7) Снаряд попал у WL под 17-й пушкой, разворотил медную и деревянную обшивку, но брони не испортил. 8) и 9) Два 6" снаряда ударили в борт, в 4" броню жилой палубы, под средним казематом, но брони не пробил. 10) Снаряд попал, при прохождении контр-галсами, в броню под кормовыми казематами; осколки его полетели в III каземат, где и испортили пушку.

РЮРИК: II. В верхнюю и нижнюю батареи: 11) Осколок разорвавшегося у борта снаряда ударил в дуло 47 мм. пушки №1, сделав вмятину с выпучиной в канале. Однако пушка после этого сделала 96 выстрелов. Другой осколок ударил в основание мушки 47 мм. пушки №3 и снес ее. 12) 12" снаряд попал в борт под самой верхней палубой, под запасным якорем, пробил борт, разворотил палубу и гальюны, выбил два контрафорса в правом канате. Осколки этого снаряда и палубы осыпали башню и боевую рубку. 13) и 14) Два 6" снаряда ударили в борт в помещении умывальников. 15) Снаряд ударил в броню носовых казематов, разорвался, не произведя никакого вреда. 16) 6" снаряд разорвался над 15-й 75 мм. пушкой, избил тело пушки, пробил резервуарное кольцо, пробил шток накатника, погнул стержень прицела, помял трубку куркового приспособления и сломал масленку. 17) 12" снаряд попал в борт над 17-й 75 мм. пушкой, разорвался и нанес ей следующие повреждения: сделал много глубоких выбоин в теле пушки, разбил правый цилиндр компрессора, разбил резервуарное кольцо, пробил шток накатника в гидравлическом отделении, отломил прицел у цапфы. Перебил цапфенное кольцо, направляющее кольцо, погнул вертлюг и погнул валик подъемного механизма. 18) 12" снаряд попал под средний каземат, вышиб два болта основания и погнул основание. Болты заклинили пушку и их пришлось рубить. Осколки избили пушку и станок, погнули прицельную коробку, ранили двух комендоров. Осколки снаряда, попавшие в нижнюю батарею, вывели из строя 7-ю и 9-ю 75 мм. пушки, перебили направляющие 3-го 6" и 3-го 75 мм. элеваторов, побили массу ружей в пирамидах, перебили направляющие 4-го 75 мм. элеватора и попортили рефрижератор и т.п. У 7-й пушки - большие забоины, разбито резервуарное кольцо, сломана масленка, шток накатника разбит пополам, разбит манометр, прицел сломан, сломаны двухплечный рычаг, рама и зацеп затвора, избит передний бугель и погнут вал подъемного механизма. У 9-й пушки - забоины, разбито резервуарное кольцо, согнут стержень прицела, сломан вал подъемного механизма. 19) 8" снаряд попал в борт между 19-й 75 мм. пушкой и VII казематом; вывел 19-ю пушку - забоины на теле пушки и на штоке накатника, погнут прицел.

РЮРИК: III. Носовая башня: 20) 12" или 10" снаряд попал в откидную крышку над правой пушкой, сбил крышку, избил осколками обе пушки, сделал выбоины в тройниковой коробке левой пушки и осколками, попавшими отчасти в верх крышки, в амброзуры рубок, а отчасти сквозь амбразуру правой пушки, убил башенного командира лейтенанта Солтанова, старшего командора Шевченко и командора Вдовицкого и вывел почти всю прислугу. 21) Большой снаряд ударил в броневую плиту башни, но не пробил и не сдвинул ее, осколками же погнул угольники момеранца, кои заклинили башню настолько, что вручную 10 человек едва могли повернуть ее. От сотрясения приборы оказались выведенными на очень небольшой промежуток времени, после чего их удалось быстро поправить (кроме горизонтальной наводки). Осколками этого снаряда обдало боевую рубку, перебило кабели управления огнем и переговорную трубу в носовую башню. Далее осколки пробили верхнюю палубу. 22) 57 мм. снаряд, пущенный ночью с миноносца, ударил в кожух ствола правой 10" пушки и сделал в ней выбоину в 1 3/4" глубиной, чем вывел пушку из строя.

РЮРИК: IV. Кормовая башня: 23) 75 мм. снаряд ударил в крышу башни, против бимса, прогнул крышу и бимс, разорвался и осколками влетел в рубку башенного командира, задев руку наклонившегося в это время артиллерийского квартирмейстера Стрелкова. V. Кормовая рубка: 24) Снаряд ударил в передний траверз рубки, разорвался и разворотил машинный люк и всеми осколками просыпался в машину. Вывел среднюю машину.

РЮРИК: VI. Мостики, мачты и трубы: 25) Снаряд попал в кронштейн, поддерживающий правое крыло мостика. Осколками пробил мостик и измял тумбу 47 мм. пушки №37, разбил шток накатника 23-й 75 мм. пушки, избил ее, забил компрессорный цилиндр, сломал прицел, погнул валик подъемного механизма, избил весь кожух, разбил монометр. 26) 12" снаряд попал в фок-мачту, выше штурманской рубки, пробил и разорвался в ней. Уничтожил дальномер Барра и Струда и компас. 27) Снаряд сбил фор-стеньгу и оба боевых фонаря. 28) и 29) Два небольших (6" или 120 мм.) снаряда в переднюю трубу и масса осколков от других снарядов. 30) 6" снаряд попал в машину правого катера №2. 31) Снаряд попал в ростры и разворотил их, избив осколками палубу, трубы и вентиляторы. 32) 12" снаряд попал в среднюю трубу и разворотил ее. 33) 12" снаряд попал в заднюю трубу и разворотил ее. 34) 6" снаряд попал в кромку задней трубы. 35) Снаряд попал в задний мостик и перебил шлюпки и стрелы. 37) 57 мм. снаряд с миноносца ночью попал в борт у 75 мм. пушки №15. Осколками избиты все надстройки на навесной батареи и палуба, которая местами даже пробита. В кочегарке выведены 7-й и 25-й котлы, пробиты две трубки.

РЮРИК: Этот документ я продублировал на этой теме, здесь ему самое место. Акт об исследовании пробоины, полученной в бою 28 июля крейсером I ранга "Диана". 24 сентября 1904 года №31.* 28 июля с.г. во время боя с японским флотом у Порт-Артура один из неприятельских снарядов пробил правый борт крейсера между 103 и 104 шпангоутами, ниже ватерлинии, но выше броневой палубы. Проникнувшая сквозь эту пробоину вода залила два бортовых отсека: от 98 до 103 и от 103 до 112 непроницаемых переборок. 14 сентября крейсер был введен в док в Сайгоне, и комиссия, назначенная приказом командующего крейсером, от того же 14 сентября за №247, в составе: председатель - старший инженер-механик Иванцов, члены - лейтенант Палецкий, мичман барон Унгерн-Штернберг и младший инженер-механик Санников, тотчас же приступила к осмотру повреждений, причиненных вышеуказанным снарядом. При этом найдено следующее: В отсеке между переборками №№98 и 103 погнуты шпангоуты №№99, 100,101 и 102, при чем последний разорван; листы наружной обшивки корпуса вдавлены внутрь на всем протяжении от 99 до 103 шпангоутов, заклепки в продольном шве обшивки срезаны, и листы разошлись. Проходящая в этом отсеке сквозь переборку №103 сточная труба от лазаретной ванны и ватер-клозета смята и переломлена. Шпангоут №103 вдавлен внутрь на 14 дюймов, разорван, и прилегающая к нему непроницаемая переборка образовала глубокую складку. Между 103 и 104 шпангоутами листы корпуса пробиты снарядом, и разорванные кромки листов загнуты внутрь. Пробоина, площадью около 7 кв. фут, имеет вид неправильного четырехугольника, стороны которого равны 3 фута 2 дюйма, 2 фута 4 дюйма, 2 фута 3 дюйма и 2 фута 8 дюймов. Верхняя кромка отстоит от ватерлинии на 2 фута. Упомянутая выше сточная труба, имевшая в месте пробоины выходное забортное отверстие, сорвана с места и смята. Шпангоут №104 извернут и смят. В отсеке между 103 и 112 переборками помещались в ряд вдоль борта 8 железных цистерн для минерального масла. Снаряд, шедший под острым углом к борту крейсера от носа к корме, пробив борт, прошел между верхней палубой этого отсека и цистернами, разбив на своем пути верхнюю часть одной цистерны, смял верхние стенки двух следующих цистерн, порвал трубы, сообщающие эти цистерны между собой, пробил бимсы №№105, 106 и 107, выгнул кверху палубу между 105 и 106 шпангоутами, расшатав заклепки в шве этой палубы и, смяв бимс №108, упал на броневую палубу между цистернами, где и найден неразорвавшимся. Снаряд 8" стальной, длиной 4 калибра; ведущий поясок отсутствует и найден не был; тело снаряда не деформировано, смят лишь немного самый поясок. Вся деревянная наружная обшивка корпуса в месте пробоины уничтожена, концы обшивных досок расщеплены и отстали от корпуса, вдоль же всей вдавлины корпуса, от пробоины к носу крейсера до 98 шпангоута, обшивные доски получили трещины, простирающиеся в длину до 18 фут. В этих же местах повреждены и листы медной обшивки. При сем прилагаются 9 фотографических снимков и 5 чертежей поврежденных частей. * Представлен командиром крейсера I ранга "Диана" командующему флотом Тихого океана, при рапорте 20 ноября 1904 года. №1649.

SII: РЮРИК Два вопроса. 1. Правильно ли я понял, что броня Пересвета так и осталась непробитой, хотя и давала трещины? 2. Пушки носовой башни стрелять могли или были выведены из строя? (про горизонтальное наведение понятно, я именно про физическую возможность сделать выстрел из орудия, а не про возможность точно навести его на цель)

Евгений: Доброе время! >Правильно ли я понял, что броня Пересвета так и осталась непробитой, хотя и давала трещины? По воздействию на броню есть проникание (нет сквозного пробития). По характеру разрушению это скорее дробление и/или хрупкое разрушение >Пушки носовой башни стрелять могли или были выведены из строя? (про горизонтальное наведение понятно, я именно про физическую возможность сделать выстрел из орудия, а не про возможность точно навести его на цель) Пушки стрелять могли в течение остатка боя. После ночных атак вышло из строя правое орудие - из него уже не стреляли С уважением, Поломошнов Евгений

РЮРИК: Правое носовое 10" орудие было выведено из строя, выбоина 1 3/4 ", т.е. стрелять не могло. Броня не пробита. Пробоины были на "Победе".

andreyfinn: Из донесения контр-адмирала Ухтомского царю о повреждениях кораблей вернувшихся в Порт-Артур (в сжатом виде присутствует в Мейдзи): «… Выведены из строя пушки: 12 дюймовые – 4, 10 дюймовые – 3, 6 дюймовые – 19, 75 мм. – 16, 47 мм. – 17. Выпущено снарядов: крупного калибра – 464, 6 дюймовых – 2 428, мелкокалиберных – 5517. Уничтожено прожекторов – 15. испорчено – 3. Получено больших пробоин: броненосцы «Пересвет» - 19, «Победа» - 11, «Ретвизан» - 18, «Полтава» - 14, «Севастополь» - 14, на крейсере «Паллада» - нет. Больше всех поврежден броненосец «Полтава», часть надводных пробоин близко к ватерлинии. На ходу и при волнении заливаются. Число мелких пробоин – множество. Часть пушек удалось временно исправить…»

РЮРИК: К вечеру начну шлепать рапорт Щенсновича о повреждениях "Ретвизана".

Заинька: РЮРИК

РЮРИК: Заинька

РЮРИК: Приложение к донесению командира эскадренного броненосца "Ретвизан" - Временно Командующему эскадрою флота Тихого океана. 29 июля 1904 года. №1900. Сведения о действии артиллерии эскадренного броненосца "Ретвизан" в бою 28 июля 1904 года. 28 июля 1904 года, до сражения, на броненосце было орудий: 12" - IV; 6" - X; 75мм. - XVII; 47мм. - XXII. Недостовало до комплекта: 6" - 2(№№ 9 и 10); 75мм. - 3(№№ 1, 2 и 27); 47мм. - 2(№№ 47 и 48). Эти орудия поставлены на береговые позиции и одно 75мм. орудие было повреждено во время бомбардировки 27 июля. Были сняты также 6 - 37мм. орудий и 4 пулемета. В 12 час. 15 мин. неприятельская эскадра, следуя в кильватер контр-галсом, открыла огонь с правого борта. Так как за большим расстоянием (свыше 80 кабельтовов) мелкие орудия не могли принять участия в бою, то вся прислуга 75мм. и 47мм. пушек, равно как и все люди, находящиеся по расписанию наверху, были убраны за броню. Голосовая передача была организована через оба передние казамата верхней батареи, соединенные (своими средствами) с рубкой переговорными трубами. Наверху, на прожекторной площадке фор-марса, находились лишь мичман Свиньин и дальномерщики, наблюдавшие за падением наших снарядов. Когда расстояние уменьшилось до 75 кабельтовов, открыли, следуя движению адмирала, огонь из 12" орудий. В кормовой башне стреляли оба орудия, в носовой - одно правое, так как у левого не закончена была еще установка барабана зарядника, сломанного 15 июля во время перекидной стрельбы. Когда эскадры сблизились на расстояние около 60 кабельтовов, открыли огонь из 6" орудий правого борта. Попробовали сначала произвести пристрелку одним орудием, но это оказалось совершенно не выполнимо, так как за большим расстоянием и большим количеством ложившихся снарядов, отличить падение своих снарядов было невозможно. Тогда прямо перешли на залповую стрельбу, которая оказалась наиболее подходящей на дальней дистанции, так как явилось возможность корректирования. За весь этот период боя стрельба велась исключительно фугасными снарядами. Наименьшее расстояние было 57 кабельтовов. Вначале стреляли по ближайшему, затем преимущественно по флагманскому броненосцу "Микаса", а под конец огонь переносили все время на суда, приходившие в углы обстрела орудий. Когда эскадры разошлись контр-галсами и японский флот стал разворачиваться сделали несколько выстрелов из кормовой башни по створившимся японскими судами. Это Вам дамы и господа для затравки. Читайте наслаждайтесь.

РЮРИК: В 1 час дня был пробит отбой (орудия не разряжались). Очередную вахту развели по орудиям. За это время было сделано выстрелов: 12" - 42; 6" - 82. При этом у 6" орудия №13 на 8 выстреле вырвало втулку воздушного клапана, а у 6" орудия №33 на 21 выстреле выломало зубец подъемной шестерни. Оба эти повреждения были исправлены через час времени. За первый период боя два 6" орудия (№№ 13 и 33) были повреждены, а под конец боя оставались действующими только 3 - 12" орудия (№№22, 35 и 36) и 3 - 6" орудия (№№11, 15 и 25). Около 2 часов дня вновь открыли огонь из башенных орудий. После нескольких выстрелов, давших недолеты, прекратили стрельбу. То же сделали и японцы. Около 3 часов 30 минут дня, сблизившись с неприятелем кабельтовов на 60-70, вновь открыли огонь с правого борта, направив его, согласно сигнала адмирала, исключительно на флагманский броненосец "Микаса". Вскоре после этого работы у зарядника левого орудия носовой башни были закончены и орудие могло стрелять. Башни стреляли по мере готовности, при чем из рубки по возможности передовали им корректуру. Сношения с кормовой башней было затруднены тем обстоятельством, что переговорная труба в эту башню была перебита упавшим на нее гафелем, а телефонная цепь также была повреждена, так что приходилось посылать ординарцев с записками или пользоваться голосовой передачей через жилую палубу и подачное отделение. В батареях до сближения на 30 кабельтовов производили залповую стрельбу. В середине этого боя у обоих 6" орудий верхней батареи (№№25 и 33) сломались зубцы подъемных дуг и шестерен. Поломки эти произошли у орудия №33 на 15 выстреле, а у орудия №25 на 30. К концу боя у переднего орудия дуга и валик с шестерней были заменены имевшимися запасными, а у заднего - этого не пришлось сделать, так как при начале работ у него было отбито дуло попавшим неприятельским снарядом. Те же поломки зубцов оказались на 8 выстреле у одного 6" орудия нижней батареи (№11) и оно не было исправлено до конца боя.

Евгений: Доброе время! >К вечеру начну шлепать рапорт Щенсновича о повреждениях "Ретвизана". О!!! Спасибо, давно его искал, наконец м.б. прояснится проблема с кол-вом 21-23 С уважением, Поломошнов Евгений

Евгений: Доброе время! >Сношения с кормовой башней было затруднены тем обстоятельством, что переговорная труба в эту башню была перебита упавшим на нее гафелем Вот это мне не совсем понятно. 1) труба прокладывалась в боевую рубку через верхний каземат местными средствами, т.е. просто м.б. брошена по верхней палубе. "Голосовая передача была организована через оба передние казамата верхней батареи, соединенные (своими средствами) с рубкой переговорными трубами" 2) На фото Ретвизана после боя перебитый гафель просто весит над верхним ярусом кормового мостика. 3) башни соединяются перег.трубами с рубкой и явно не поверху. Где же тогда прокладывалась перег.труба, если ее мог перебить гафель? С уважением, Поломошнов Евгений

realswat: РЮРИК пишет: Это Вам дамы и господа для затравки. Читайте наслаждайтесь. Спасибо. Вероятно, имеет смысл забить сюда сведения о повреждениях Севастополя, чтобы просто собрать все сведения в одном месте (поскольку само описание Эссеном боя у Тима лежит). Как завершите с Ретвизаном, сделаю. Поскольку сведения Черкасова Вы, видимо, не нашли (они тоже есть в сети), на всякий случай, чтобы облегчить Вашу работу:-)), адрес описания повреждений Цесаревича: http://www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Cesarevich_1/21.htm Переносить сюда вряд ли стоит.

realswat: Евгений пишет: Вот это мне не совсем понятно. Да и другие непонятки имеются: РЮРИК пишет: При этом у 6" орудия №13 на 8 выстреле вырвало втулку воздушного клапана, а у 6" орудия №33 на 21 выстреле выломало зубец РЮРИК пишет: Поломки эти произошли у орудия №33 на 15 выстреле РЮРИК пишет: Те же поломки зубцов оказались на 8 выстреле у одного 6" орудия нижней батареи (№11) и оно не было исправлено до конца боя. То ли имеет место двойной счет для орудий 11 и 33, то ли они ломались дважды, причем у орудия 11 наблюдается интересное совпадение (оба раза на 8 выстреле).

ser56: РЮРИК пишет: Попробовали сначала произвести пристрелку одним орудием, но это оказалось совершенно не выполнимо, так как за большим расстоянием и большим количеством ложившихся снарядов, отличить падение своих снарядов было невозможно. Тогда прямо перешли на залповую стрельбу, которая оказалась наиболее подходящей на дальней дистанции, так как явилось возможность корректирования. Красными бы чернилами в докуметны 2ТОЭ....

РЮРИК: realswat пишет: Поскольку сведения Черкасова Вы, видимо, не нашли Все я нашел, времени на переписывание уходит очень много, просто чисто физически не успел.realswat пишет: То ли имеет место двойной счет для орудий 11 и 33, то ли они ломались дважды, причем у орудия 11 наблюдается интересное совпадение (оба раза на 8 выстреле). Я конечно перепроверю себя, но скорее всего опечатка издателя.Евгений пишет: Вот это мне не совсем понятно. 1) труба прокладывалась в боевую рубку через верхний каземат местными средствами, т.е. просто м.б. брошена по верхней палубе. "Голосовая передача была организована через оба передние казамата верхней батареи, соединенные (своими средствами) с рубкой переговорными трубами" 2) На фото Ретвизана после боя перебитый гафель просто весит над верхним ярусом кормового мостика. 3) башни соединяются перег.трубами с рубкой и явно не поверху. Где же тогда прокладывалась перег.труба, если ее мог перебить гафель? Ну Вы уж извините мужики, я на "Ретвизане" не был, приходится верить рапортам на слово. По поводу других рапортов быстро выложить их на форуме не обещаю, но постараюсь побыстрее.

fidel: РЮРИК пишет: В середине этого боя у обоих 6" орудий верхней батареи (№№25 и 33) сломались зубцы подъемных дуг и шестерен. Поломки эти произошли у орудия №33 на 15 выстреле, а у орудия №25 на 30. К концу боя у переднего орудия дуга и валик с шестерней были заменены имевшимися запасными, а у заднего - этого не пришлось сделать, так как при начале работ у него было отбито дуло попавшим неприятельским снарядом. Получается,что в наличии были запасные дуги и шестерни.В таком случае почему их не было у ВОКа при Ульсане?

realswat: РЮРИК пишет: Все я нашел, времени на переписывание уходит очень много, просто чисто физически не успел. Я имел в виду, что выложенные выше сведения по Пересвету уже есть в сети, как приложение к воспоминаниям Черкасова. И именно в сети Вы этот документ и не нашли. И именно потому, что на переписывание уходит много времени, привел адрес сведений по Цесаревичу - для того, чтобы Ваше время сэкономить. На тот случай, если приложения к Мельникову в сети Вы тоже не видели. Короче, хотел помочь. Если не надо - извиняйте.

NMD: fidel пишет: Получается,что в наличии были запасные дуги и шестерни.В таком случае почему их не было у ВОКа при Ульсане? Скорее всего -- снимали с орудий нестреляющего борта. При Урусане же всё время маневрировали.

РЮРИК: Уважаемый realswat! То, что уже имеется в сети я видел, спасибо большое за Ваше искреннее желание помочь. Выписка из артиллерийского формуляра Черкасова у меня лежала уже давно списанная из документов и набитая в Ворде, так что я просто перенес ее со своего компа, большого труда не составило. Некоторые вещи лучше продублировать усваиваются хорошо. С уважением, РЮРИК.

Anton: fidel пишет: Получается,что в наличии были запасные дуги и шестерни.В таком случае почему их не было у ВОКа при Ульсане? Точно ответить на этот вопрос можно при наличии ведомосей снабжения артиллерийским имуществом. А если общие соображения: 1. Вполне могло быть 1-2 запасных комплекта шестерен как на ЭБР так и на Кр, но при Ульсане больше орудий вышло из строя из-за большей длительности боя (и боевых повреждений) и ЗИП не хватило; 2. На Ретвизане мог быть сверхкомплектный артиллерийский ЗИП (на себя и Варяг) - т.к. испытания их артиллерии производились в америке, то и быстро доставить из России (артиллерия-то российская) ту же шестерню - проблема, ну а по приходу в Россию - просто не сдали "лишний " ЗИП на склады - да и все.

realswat: РЮРИК

РЮРИК: Продолжение. Около 5 часов дня неприятельский снаряд попал в кромку левой амбразуры носовой башни. При этом был убит один комендор (второй номер левого орудия) и ранены: башенный командир, артиллерийский квартирмейстер, старший комендор, старший гальванер и третьи номера прислуги обоих орудий. Таким образом башня лишилась всех своих главнейших работников. Сейчас же вслед за этим башенного командира заменил артиллерийский кондуктор Емельянов, прислуга была пополнена комендорами мелкой артиллерии, а артиллерийский квартирмейстер Алексеев после перевязки вернуся в башню. Этот же снаряд раздробил часть свеса над неподвижной броней, чем заклинил вращение башни, а осколками своими заклинил орудие в переднем связном кольце рамы. В момент попадания снаряда производилось заряжание левого орудия; снаряд и первый полузаряд были досланы до места и зарядник был поднят в 3 положение. От удара наш снаряд сместился обратно в камеру орудия и сдавил этим оба полузаряда, благодаря чему зарядник заклинился наверху. Таким образом левое орудие вновь было выведено из строя. Парусиновые чехлы на амбразурах загарелись и образовался пожар, при тушении которого были подмочены реле и электрические провода прибойников и вертикального наведения, так что эти приборы пришлось перевести на ручное действие. В течении приблизительно часа времени, пока налаживались все приборы, башня не действовала вовсе. Наяала вновь стрельбу башня уже тогда, когда броненосец повернул за "Цесаревичем", пошел на сближение с неприятелем; но все же вращать башню не было еще возможности, а приходилось стрелять в тот момент, когда благодаря поворотам броненосца , неприятельские корабли сами входили в прицел. Таким образом было сделано только три выстрела. После всей этой аварии, из левого орудия был сделан только один выстрел, и хотя оно и давало правильный откат и накат, но все же тело орудия сильно царапалось заклинившимися между ним и связным кольцом осколками. Осколками попавшего снаряда в башне был разбит левый циферблат и приборы его привода, благодаря чему получилось в цепи прямое сообщение с корпусом и все приборы управления артиллерийским огнемлевого борта перестали действовать. Когда флоты сблизились на дистанцию около 30 кабельтовов, то по сигналу "короткая тревога", из орудий открыли беглый огонь и ввели в стрельбу 75 мм. орудия. Несколько позже, примерно с 23 кабельтовов из 6" и 12" орудий стали стрелять бронебойными снарядами. В это время с борта могли действовать только кормовая башня (орудия №№35 и36) и всего два 6" орудия (№№13 и15). Из них только одно (№15) в течении всего боя не имело никаких повреждений, у другого же (№13) в первый период была вырвана втулка воздушного клапана и заменена новой. Когда броненосец повернул левым бортом к неприятелю, то тут уже могли стрелять все 6" орудия левого борта, но в нижней батареи у орудия (№16) сейчас же на 3 выстреле вырвало втулку воздушного клапана. В это же время осколкаим снарядадов перебило провода циферблата 19-го орудия, получилось в цепи прямое сообщение с корпусом и приборы управления артиллерийским огнем правого борта перестали действовать.

РЮРИК: Как в этих боях, так и предыдущих стрельбах по береговым позициям, у многих 6" орудий очень часто происходили одни и те же повреждения, а именно - ломались зубцы подъемных дуг и шестерен и вырывало втулки воздушных клапанов. Характерная постоянность этих повреждений указывает на то, что эти части Канэтовских установок конструктивно слабы и настоятельно требуют усовершенствований. В подаче снарядов и патронов за все время боя задержки не было, исключая левое орудие носовой башни. Хотя у шести элеваторов лебедки по разным причинам отказались действовать электрически, но это стрельбы не задержало, так как лебедки были сейчас же переводимы на ручное действие. Повреждения у лебедок были следующие: у двух (элеваторы корм. №18 и передат. №1) сгорели обмотки электромагнитов, у двух других (элеваторы грот-мачты и машин. №3) были перебиты электрические провода и, наконец, у лебедки обоих элеваторов Н. 7 - реле были подмочены водой, протекавшей в пробоины на баке, полученные во время боя. Только у фор-марсового элеватора, снарядом, попавшим в мачту, был перебит подъемный гордень и направляющие планки, так что подачу пришлось вести ручную. 47 мм. орудия за весь бой в стрельбу не вводились, так как наименьшая дистанция до неприятельского флота была 17 кабельтовов, да и то весьма короткое время. Когда разошлись с главной японской эскадрой, то сделали несколько выстрелов из 12" и 6" орудий по броненосцу "Чин-Иен" и крейсерам. Затем сделали из носовой башни 2 выстрела по крейсеру "Токива", державшемуся с миноносцами впереди по курсу. В этот момент в башне уже наладили вращение, так что с трудом млжно было несколько ворочать ее. В течении ночи несколько раз показывались неприятельские миноносцы, по которым открывали огонь из 75 мм. и 47 мм. орудий. За время боя, кроме указанных выше повреждений, выведены из строя осколками неприятельских снарядов три 75 мм. пушки (№№19, 22 и 29), из которых две (№№19 и 29) потом исправили, и шесть 47 мм. пушек (№№41, 49, 59, 66, 70 и 71), их которых одна исправлена (№59).

РЮРИК: Окончание. За все время боя с неприятелем и отражения атак израсходовано: 12" бомб бронебойных ...............4. 12" бомб фугасных....................73. 6" бомб бронебойных.................51. 6" бомб фугасных.....................241. 6" бомб сегментных...................18. 75 мм. стальных.......................260. 75 мм. чугунных.......................81. 47 мм. стальных.......................230. 47 мм. чугунных.......................60. Подписал: Командир эскадренного броненосца "Ретвизан", Капитан 1 ранга Щенснович.

РЮРИК: Номера орудий калибра от 75 мм. до 12" правого борта. Номера всех орудий правого борта нечетные, номара орудий левого борта четные.

РЮРИК: Опись повреждений, полученных во время бомбардировки 27 июля и во время эскадренного боя 28 июля 1904 года. Обозначения: I. - Бой 28 июля контр-галсами, на расстоянии от 100 до 57 кабельтовов, с 12 часов 15 минут до 1 часа дня. II. - Бой 28 июля - неприятель нагонял сходящимися курсами, от 80 до 60 кабельтовов, с 1 часа 50 минут до 2 часов 30 минут. III. - Бой 28 июля - неприятель следовал тем же курсом, от 45 до 17 кабельтовов, с 3 часов 40 минут до 6 часов 30 минут дня. Наименование повреждений. Фок-мачта.Пробита снарядом, раздроблен в ней элеватор для подачи снарядов на марс и винтовой трап. - III. Фор-марс.Палуба марса и стенки пробиты мелкими осколками; разбиты ящики для артиллерийских принадлежностей. - II, III. Разбит прожектор (фор-марсовой). - III. Грот-мачта. Пробита в нескольких местах осколками снарядов. Грот-марс.Палуба и стенки марса пробиты осколками. - II, III. Разбит прожектор (грот-марсовой). - III.

РЮРИК: Передний верхний мостик. Разбита деревянная палуба мостика. - I. Перебита осколками часть деревянных поручней, тентовых и леерных стоек. - I. Перебиты осколками сектора, поддерживающие левое крыло мостика. - III. Разбиты прожектора №№1 и2. - III. Разбит носовой главный компас. - III. Передний средний мостик. Пробита во многих местах палуба. - I, II и III. Разбита правая передняя коечная сетка. - II. Разбит трап и поручни трапа, идущего на верхний мостик (правый трап). - II. В походной рубке разбиты все деревянные рамы и часть азбестовых щитов. Перебита осколками вся находящаяся в ней мебель; у носового путевого компаса пробит осколками ноктауз и разбито стекло у компаса. - II, III и 27 июля.

РЮРИК: Передний средний мостик. Пробита осколками палуба во многих местах. - I, II, III и 27 июля. Разбита верхняя часть коечной сетки. -"- Пробиты осколками в нескольких местах три раструба вентиляторных труб. -"- Перебиты осколками шпигатная труба с правой стороны и пиллерсы. -"- Раздроблена часть деревянных шкапов для сигнальных флагов. -"- У путевого компаса в боевой рубке выскочили из гнезд магниты. - III. Продольный мостик. Палуба пробита мелкими осколками. - III. Перебита осколками часть поручней. - III. Пробиты в нескольких местах коечные сетки. - III.

РЮРИК: Верхний задний мостик. Пробита палуба мелкими осколками. -I, III. Разбита задняя коечная сетка. - I, III. Пробиты осколками три коечные сетки. - I, III. Разбиты две вентиляторные трубы с раструбами. - I, III. Раздроблен деревянный банкет. - I, III. Перебито шесть тентовых стоек, леера и одна леерная стойка. - I, III. Перебита переговорная труба, идущая к прожектору №3. - I, II. Перебиты поручни на площадке прожектора №3. - III и при отражении минной атаки. Разбиты прожекторы №№3 и 4. - III и при отражении минной атаки. У кормового главного компаса пробит осколками ноктауз и колпак. - III и при отражении минной атаки.

РЮРИК: Задний нижний мостик. Палуба пробита во многих местах осколками. - Все бои. Пробиты осколками две вентиляционные трубы. - II. В кормовой рубке разбиты дверь и рамы окон. - I. Помята дверь элеватора и сам элеватор с правой стороны. - I, II, III. Перебиты ступеньки и поручни правого трапа на верхний мостик. - II. Перебиты стойки и поручни левого трапа на верхний мостик. - II.

РЮРИК: Навесная палуба. Под передним мостиком пробиты осколками две коечные сетки. - 27 июля. Раздроблен деревянный курятник. - III. Пробит осколками кожух в командный камбуз и крыша кожуха с иллюминаторными стеклами. - III. Пробита осколками левая водяная цистерна. - II, III. Перебиты поручни и стойки левого трапа, идущего на нижний передний мостик. - II, III.

РЮРИК: Под задним мостиком. Разбита коечная сетка. - II. Пробиты осколками три вентиляторных трубы. - II. В крышках светлого машинного люка разбиты шесть иллюминаторных стекол. - II. Разбиты оба борта (стенки) под мостиком. - II. Перебиты поручни у правого трапа на нижний мостик. - II. Раздроблена деревянная вьюшка для троса. - III. Пробиты снарядами передняя и задняя дымовые трубы, средняя же пробита во многих местах осколками. - I Сбиты свисток и сирена. - 7 июля, I. Пробита часть труб-бакштагов. - Все бои. Пробиты осколками все находящиеся на навесной палубе вентиляторные трубы с раструбами. -Все бои. Пробит ватер-вейс по правому борту. - Все бои. Деревянная палуба пробита в двух местах. - Все бои.

РЮРИК: На баке. Разбит ватер-вейс по левому борту. - III. Палуба пробита в трех местах. - III. Пробита осколками крышка люка Н.301-3. - III. Избит осколками правый трап и поручни трапа на навесную палубу. - III. Пробита мелкими осколками вентиляторная труба вместе с раструбом, ведущая в помещение Н3. - III. Носовая башня дала щели в стыке брони и разбита часть подзора площадки, идущей кругом башни. - III.

РЮРИК: На юте. Палуба пробита в трех местах. - 27 июля и I. Перебиты бортовые леера и часть леерных стоек. - 27 июля и I. Пробит осколками кнехт по правому борту. - III. Разбит комингс и крышка люка Н. 300-3. - III. Разбито иллюминаторное стекло в световом адмиральском люке. - III. Разбиты поручни и трап на навесную палубу с правой стороны. - III.



полная версия страницы