Форум » I-ая эскадра Тихого океана » Бой в Желтом море 28.07.1904. Повреждения русских кораблей. Рапорты офицеров, документы, мемуары. » Ответить

Бой в Желтом море 28.07.1904. Повреждения русских кораблей. Рапорты офицеров, документы, мемуары.

РЮРИК: Уважаемые господа, убедительно прошу Вас, на этой теме обсуждать повреждения судов. Для многих будет интереснее читать о пробоинах, а не треп о том кого лучше расстрелять. Со своей стороны приложу максимум усилий, чтобы наполнить эту тему интересными материалами. С уважением, РЮРИК.

Ответов - 80, стр: 1 2 All

РЮРИК: Повреждения полученные броненосцем "Пересвет". Копия с вырезки из артиллерийского формуляра эскадренного броненосца "Пересвет". I. У ватерлинии: 1) В гальванопластической мастерской. Снаряд 12" сделал пробоину и тотчас же разорвался, уничтожив все, что там находилось, выпучив дверь и переборки (гофрированного железа). Волной вымыло оттуда все до чиста. 2) В концелярии: Снаряд 12" - эффект тот же самый. Вода ходила фута на два над палубой, попала в подбашенное, в бомбовые погреба, в отделение подводных аппаратов. Люк последнего пришлось задраить. 3) и 4) Под носовым срезом в 7" броню. Оба снаряда, вероятно, 6" или 10" - разворотили медную и деревянную обшивку, но брони не тронули. №4 помял 5 шпангоутов и переборку №29. 5) Подводная пробоина под носовыми казематами. Снаряд 12" бронебойный ударил в угол броневой 9" плиты. Разрыв был затяжной. Снаряд брони не пробил, но сделал в ней лишь выбоину. Угол плиты видимо был плохо подкреплен, вследствие чего она поддалась фута на два внутрь, при чем погнулась лишь мягкая часть плиты, закаленная же дала несколько концентрических трещин. Водой залились 33-е и 37-е отделения верхнее (по 20 тонн) и нижнее (по 60 тонн). Нижние отделения залились через горловины в карапасной палубе, кои не плотно задраиваются. В Артуре на якоре их удалось очень скоро откачать, после чего вода очень медленно прибывала. 6) 12" снаряд попал в 4" броню жилой палубы, под 15-й пушкой, и сейчас же разорвался. Броня дала трещину. 7) Снаряд попал у WL под 17-й пушкой, разворотил медную и деревянную обшивку, но брони не испортил. 8) и 9) Два 6" снаряда ударили в борт, в 4" броню жилой палубы, под средним казематом, но брони не пробил. 10) Снаряд попал, при прохождении контр-галсами, в броню под кормовыми казематами; осколки его полетели в III каземат, где и испортили пушку.

РЮРИК: II. В верхнюю и нижнюю батареи: 11) Осколок разорвавшегося у борта снаряда ударил в дуло 47 мм. пушки №1, сделав вмятину с выпучиной в канале. Однако пушка после этого сделала 96 выстрелов. Другой осколок ударил в основание мушки 47 мм. пушки №3 и снес ее. 12) 12" снаряд попал в борт под самой верхней палубой, под запасным якорем, пробил борт, разворотил палубу и гальюны, выбил два контрафорса в правом канате. Осколки этого снаряда и палубы осыпали башню и боевую рубку. 13) и 14) Два 6" снаряда ударили в борт в помещении умывальников. 15) Снаряд ударил в броню носовых казематов, разорвался, не произведя никакого вреда. 16) 6" снаряд разорвался над 15-й 75 мм. пушкой, избил тело пушки, пробил резервуарное кольцо, пробил шток накатника, погнул стержень прицела, помял трубку куркового приспособления и сломал масленку. 17) 12" снаряд попал в борт над 17-й 75 мм. пушкой, разорвался и нанес ей следующие повреждения: сделал много глубоких выбоин в теле пушки, разбил правый цилиндр компрессора, разбил резервуарное кольцо, пробил шток накатника в гидравлическом отделении, отломил прицел у цапфы. Перебил цапфенное кольцо, направляющее кольцо, погнул вертлюг и погнул валик подъемного механизма. 18) 12" снаряд попал под средний каземат, вышиб два болта основания и погнул основание. Болты заклинили пушку и их пришлось рубить. Осколки избили пушку и станок, погнули прицельную коробку, ранили двух комендоров. Осколки снаряда, попавшие в нижнюю батарею, вывели из строя 7-ю и 9-ю 75 мм. пушки, перебили направляющие 3-го 6" и 3-го 75 мм. элеваторов, побили массу ружей в пирамидах, перебили направляющие 4-го 75 мм. элеватора и попортили рефрижератор и т.п. У 7-й пушки - большие забоины, разбито резервуарное кольцо, сломана масленка, шток накатника разбит пополам, разбит манометр, прицел сломан, сломаны двухплечный рычаг, рама и зацеп затвора, избит передний бугель и погнут вал подъемного механизма. У 9-й пушки - забоины, разбито резервуарное кольцо, согнут стержень прицела, сломан вал подъемного механизма. 19) 8" снаряд попал в борт между 19-й 75 мм. пушкой и VII казематом; вывел 19-ю пушку - забоины на теле пушки и на штоке накатника, погнут прицел.

РЮРИК: III. Носовая башня: 20) 12" или 10" снаряд попал в откидную крышку над правой пушкой, сбил крышку, избил осколками обе пушки, сделал выбоины в тройниковой коробке левой пушки и осколками, попавшими отчасти в верх крышки, в амброзуры рубок, а отчасти сквозь амбразуру правой пушки, убил башенного командира лейтенанта Солтанова, старшего командора Шевченко и командора Вдовицкого и вывел почти всю прислугу. 21) Большой снаряд ударил в броневую плиту башни, но не пробил и не сдвинул ее, осколками же погнул угольники момеранца, кои заклинили башню настолько, что вручную 10 человек едва могли повернуть ее. От сотрясения приборы оказались выведенными на очень небольшой промежуток времени, после чего их удалось быстро поправить (кроме горизонтальной наводки). Осколками этого снаряда обдало боевую рубку, перебило кабели управления огнем и переговорную трубу в носовую башню. Далее осколки пробили верхнюю палубу. 22) 57 мм. снаряд, пущенный ночью с миноносца, ударил в кожух ствола правой 10" пушки и сделал в ней выбоину в 1 3/4" глубиной, чем вывел пушку из строя.

РЮРИК: IV. Кормовая башня: 23) 75 мм. снаряд ударил в крышу башни, против бимса, прогнул крышу и бимс, разорвался и осколками влетел в рубку башенного командира, задев руку наклонившегося в это время артиллерийского квартирмейстера Стрелкова. V. Кормовая рубка: 24) Снаряд ударил в передний траверз рубки, разорвался и разворотил машинный люк и всеми осколками просыпался в машину. Вывел среднюю машину.

РЮРИК: VI. Мостики, мачты и трубы: 25) Снаряд попал в кронштейн, поддерживающий правое крыло мостика. Осколками пробил мостик и измял тумбу 47 мм. пушки №37, разбил шток накатника 23-й 75 мм. пушки, избил ее, забил компрессорный цилиндр, сломал прицел, погнул валик подъемного механизма, избил весь кожух, разбил монометр. 26) 12" снаряд попал в фок-мачту, выше штурманской рубки, пробил и разорвался в ней. Уничтожил дальномер Барра и Струда и компас. 27) Снаряд сбил фор-стеньгу и оба боевых фонаря. 28) и 29) Два небольших (6" или 120 мм.) снаряда в переднюю трубу и масса осколков от других снарядов. 30) 6" снаряд попал в машину правого катера №2. 31) Снаряд попал в ростры и разворотил их, избив осколками палубу, трубы и вентиляторы. 32) 12" снаряд попал в среднюю трубу и разворотил ее. 33) 12" снаряд попал в заднюю трубу и разворотил ее. 34) 6" снаряд попал в кромку задней трубы. 35) Снаряд попал в задний мостик и перебил шлюпки и стрелы. 37) 57 мм. снаряд с миноносца ночью попал в борт у 75 мм. пушки №15. Осколками избиты все надстройки на навесной батареи и палуба, которая местами даже пробита. В кочегарке выведены 7-й и 25-й котлы, пробиты две трубки.

РЮРИК: Этот документ я продублировал на этой теме, здесь ему самое место. Акт об исследовании пробоины, полученной в бою 28 июля крейсером I ранга "Диана". 24 сентября 1904 года №31.* 28 июля с.г. во время боя с японским флотом у Порт-Артура один из неприятельских снарядов пробил правый борт крейсера между 103 и 104 шпангоутами, ниже ватерлинии, но выше броневой палубы. Проникнувшая сквозь эту пробоину вода залила два бортовых отсека: от 98 до 103 и от 103 до 112 непроницаемых переборок. 14 сентября крейсер был введен в док в Сайгоне, и комиссия, назначенная приказом командующего крейсером, от того же 14 сентября за №247, в составе: председатель - старший инженер-механик Иванцов, члены - лейтенант Палецкий, мичман барон Унгерн-Штернберг и младший инженер-механик Санников, тотчас же приступила к осмотру повреждений, причиненных вышеуказанным снарядом. При этом найдено следующее: В отсеке между переборками №№98 и 103 погнуты шпангоуты №№99, 100,101 и 102, при чем последний разорван; листы наружной обшивки корпуса вдавлены внутрь на всем протяжении от 99 до 103 шпангоутов, заклепки в продольном шве обшивки срезаны, и листы разошлись. Проходящая в этом отсеке сквозь переборку №103 сточная труба от лазаретной ванны и ватер-клозета смята и переломлена. Шпангоут №103 вдавлен внутрь на 14 дюймов, разорван, и прилегающая к нему непроницаемая переборка образовала глубокую складку. Между 103 и 104 шпангоутами листы корпуса пробиты снарядом, и разорванные кромки листов загнуты внутрь. Пробоина, площадью около 7 кв. фут, имеет вид неправильного четырехугольника, стороны которого равны 3 фута 2 дюйма, 2 фута 4 дюйма, 2 фута 3 дюйма и 2 фута 8 дюймов. Верхняя кромка отстоит от ватерлинии на 2 фута. Упомянутая выше сточная труба, имевшая в месте пробоины выходное забортное отверстие, сорвана с места и смята. Шпангоут №104 извернут и смят. В отсеке между 103 и 112 переборками помещались в ряд вдоль борта 8 железных цистерн для минерального масла. Снаряд, шедший под острым углом к борту крейсера от носа к корме, пробив борт, прошел между верхней палубой этого отсека и цистернами, разбив на своем пути верхнюю часть одной цистерны, смял верхние стенки двух следующих цистерн, порвал трубы, сообщающие эти цистерны между собой, пробил бимсы №№105, 106 и 107, выгнул кверху палубу между 105 и 106 шпангоутами, расшатав заклепки в шве этой палубы и, смяв бимс №108, упал на броневую палубу между цистернами, где и найден неразорвавшимся. Снаряд 8" стальной, длиной 4 калибра; ведущий поясок отсутствует и найден не был; тело снаряда не деформировано, смят лишь немного самый поясок. Вся деревянная наружная обшивка корпуса в месте пробоины уничтожена, концы обшивных досок расщеплены и отстали от корпуса, вдоль же всей вдавлины корпуса, от пробоины к носу крейсера до 98 шпангоута, обшивные доски получили трещины, простирающиеся в длину до 18 фут. В этих же местах повреждены и листы медной обшивки. При сем прилагаются 9 фотографических снимков и 5 чертежей поврежденных частей. * Представлен командиром крейсера I ранга "Диана" командующему флотом Тихого океана, при рапорте 20 ноября 1904 года. №1649.

SII: РЮРИК Два вопроса. 1. Правильно ли я понял, что броня Пересвета так и осталась непробитой, хотя и давала трещины? 2. Пушки носовой башни стрелять могли или были выведены из строя? (про горизонтальное наведение понятно, я именно про физическую возможность сделать выстрел из орудия, а не про возможность точно навести его на цель)

Евгений: Доброе время! >Правильно ли я понял, что броня Пересвета так и осталась непробитой, хотя и давала трещины? По воздействию на броню есть проникание (нет сквозного пробития). По характеру разрушению это скорее дробление и/или хрупкое разрушение >Пушки носовой башни стрелять могли или были выведены из строя? (про горизонтальное наведение понятно, я именно про физическую возможность сделать выстрел из орудия, а не про возможность точно навести его на цель) Пушки стрелять могли в течение остатка боя. После ночных атак вышло из строя правое орудие - из него уже не стреляли С уважением, Поломошнов Евгений

РЮРИК: Правое носовое 10" орудие было выведено из строя, выбоина 1 3/4 ", т.е. стрелять не могло. Броня не пробита. Пробоины были на "Победе".

andreyfinn: Из донесения контр-адмирала Ухтомского царю о повреждениях кораблей вернувшихся в Порт-Артур (в сжатом виде присутствует в Мейдзи): «… Выведены из строя пушки: 12 дюймовые – 4, 10 дюймовые – 3, 6 дюймовые – 19, 75 мм. – 16, 47 мм. – 17. Выпущено снарядов: крупного калибра – 464, 6 дюймовых – 2 428, мелкокалиберных – 5517. Уничтожено прожекторов – 15. испорчено – 3. Получено больших пробоин: броненосцы «Пересвет» - 19, «Победа» - 11, «Ретвизан» - 18, «Полтава» - 14, «Севастополь» - 14, на крейсере «Паллада» - нет. Больше всех поврежден броненосец «Полтава», часть надводных пробоин близко к ватерлинии. На ходу и при волнении заливаются. Число мелких пробоин – множество. Часть пушек удалось временно исправить…»

РЮРИК: К вечеру начну шлепать рапорт Щенсновича о повреждениях "Ретвизана".

Заинька: РЮРИК

РЮРИК: Заинька

РЮРИК: Приложение к донесению командира эскадренного броненосца "Ретвизан" - Временно Командующему эскадрою флота Тихого океана. 29 июля 1904 года. №1900. Сведения о действии артиллерии эскадренного броненосца "Ретвизан" в бою 28 июля 1904 года. 28 июля 1904 года, до сражения, на броненосце было орудий: 12" - IV; 6" - X; 75мм. - XVII; 47мм. - XXII. Недостовало до комплекта: 6" - 2(№№ 9 и 10); 75мм. - 3(№№ 1, 2 и 27); 47мм. - 2(№№ 47 и 48). Эти орудия поставлены на береговые позиции и одно 75мм. орудие было повреждено во время бомбардировки 27 июля. Были сняты также 6 - 37мм. орудий и 4 пулемета. В 12 час. 15 мин. неприятельская эскадра, следуя в кильватер контр-галсом, открыла огонь с правого борта. Так как за большим расстоянием (свыше 80 кабельтовов) мелкие орудия не могли принять участия в бою, то вся прислуга 75мм. и 47мм. пушек, равно как и все люди, находящиеся по расписанию наверху, были убраны за броню. Голосовая передача была организована через оба передние казамата верхней батареи, соединенные (своими средствами) с рубкой переговорными трубами. Наверху, на прожекторной площадке фор-марса, находились лишь мичман Свиньин и дальномерщики, наблюдавшие за падением наших снарядов. Когда расстояние уменьшилось до 75 кабельтовов, открыли, следуя движению адмирала, огонь из 12" орудий. В кормовой башне стреляли оба орудия, в носовой - одно правое, так как у левого не закончена была еще установка барабана зарядника, сломанного 15 июля во время перекидной стрельбы. Когда эскадры сблизились на расстояние около 60 кабельтовов, открыли огонь из 6" орудий правого борта. Попробовали сначала произвести пристрелку одним орудием, но это оказалось совершенно не выполнимо, так как за большим расстоянием и большим количеством ложившихся снарядов, отличить падение своих снарядов было невозможно. Тогда прямо перешли на залповую стрельбу, которая оказалась наиболее подходящей на дальней дистанции, так как явилось возможность корректирования. За весь этот период боя стрельба велась исключительно фугасными снарядами. Наименьшее расстояние было 57 кабельтовов. Вначале стреляли по ближайшему, затем преимущественно по флагманскому броненосцу "Микаса", а под конец огонь переносили все время на суда, приходившие в углы обстрела орудий. Когда эскадры разошлись контр-галсами и японский флот стал разворачиваться сделали несколько выстрелов из кормовой башни по створившимся японскими судами. Это Вам дамы и господа для затравки. Читайте наслаждайтесь.

РЮРИК: В 1 час дня был пробит отбой (орудия не разряжались). Очередную вахту развели по орудиям. За это время было сделано выстрелов: 12" - 42; 6" - 82. При этом у 6" орудия №13 на 8 выстреле вырвало втулку воздушного клапана, а у 6" орудия №33 на 21 выстреле выломало зубец подъемной шестерни. Оба эти повреждения были исправлены через час времени. За первый период боя два 6" орудия (№№ 13 и 33) были повреждены, а под конец боя оставались действующими только 3 - 12" орудия (№№22, 35 и 36) и 3 - 6" орудия (№№11, 15 и 25). Около 2 часов дня вновь открыли огонь из башенных орудий. После нескольких выстрелов, давших недолеты, прекратили стрельбу. То же сделали и японцы. Около 3 часов 30 минут дня, сблизившись с неприятелем кабельтовов на 60-70, вновь открыли огонь с правого борта, направив его, согласно сигнала адмирала, исключительно на флагманский броненосец "Микаса". Вскоре после этого работы у зарядника левого орудия носовой башни были закончены и орудие могло стрелять. Башни стреляли по мере готовности, при чем из рубки по возможности передовали им корректуру. Сношения с кормовой башней было затруднены тем обстоятельством, что переговорная труба в эту башню была перебита упавшим на нее гафелем, а телефонная цепь также была повреждена, так что приходилось посылать ординарцев с записками или пользоваться голосовой передачей через жилую палубу и подачное отделение. В батареях до сближения на 30 кабельтовов производили залповую стрельбу. В середине этого боя у обоих 6" орудий верхней батареи (№№25 и 33) сломались зубцы подъемных дуг и шестерен. Поломки эти произошли у орудия №33 на 15 выстреле, а у орудия №25 на 30. К концу боя у переднего орудия дуга и валик с шестерней были заменены имевшимися запасными, а у заднего - этого не пришлось сделать, так как при начале работ у него было отбито дуло попавшим неприятельским снарядом. Те же поломки зубцов оказались на 8 выстреле у одного 6" орудия нижней батареи (№11) и оно не было исправлено до конца боя.

Евгений: Доброе время! >К вечеру начну шлепать рапорт Щенсновича о повреждениях "Ретвизана". О!!! Спасибо, давно его искал, наконец м.б. прояснится проблема с кол-вом 21-23 С уважением, Поломошнов Евгений

Евгений: Доброе время! >Сношения с кормовой башней было затруднены тем обстоятельством, что переговорная труба в эту башню была перебита упавшим на нее гафелем Вот это мне не совсем понятно. 1) труба прокладывалась в боевую рубку через верхний каземат местными средствами, т.е. просто м.б. брошена по верхней палубе. "Голосовая передача была организована через оба передние казамата верхней батареи, соединенные (своими средствами) с рубкой переговорными трубами" 2) На фото Ретвизана после боя перебитый гафель просто весит над верхним ярусом кормового мостика. 3) башни соединяются перег.трубами с рубкой и явно не поверху. Где же тогда прокладывалась перег.труба, если ее мог перебить гафель? С уважением, Поломошнов Евгений

realswat: РЮРИК пишет: Это Вам дамы и господа для затравки. Читайте наслаждайтесь. Спасибо. Вероятно, имеет смысл забить сюда сведения о повреждениях Севастополя, чтобы просто собрать все сведения в одном месте (поскольку само описание Эссеном боя у Тима лежит). Как завершите с Ретвизаном, сделаю. Поскольку сведения Черкасова Вы, видимо, не нашли (они тоже есть в сети), на всякий случай, чтобы облегчить Вашу работу:-)), адрес описания повреждений Цесаревича: http://www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Cesarevich_1/21.htm Переносить сюда вряд ли стоит.

realswat: Евгений пишет: Вот это мне не совсем понятно. Да и другие непонятки имеются: РЮРИК пишет: При этом у 6" орудия №13 на 8 выстреле вырвало втулку воздушного клапана, а у 6" орудия №33 на 21 выстреле выломало зубец РЮРИК пишет: Поломки эти произошли у орудия №33 на 15 выстреле РЮРИК пишет: Те же поломки зубцов оказались на 8 выстреле у одного 6" орудия нижней батареи (№11) и оно не было исправлено до конца боя. То ли имеет место двойной счет для орудий 11 и 33, то ли они ломались дважды, причем у орудия 11 наблюдается интересное совпадение (оба раза на 8 выстреле).

ser56: РЮРИК пишет: Попробовали сначала произвести пристрелку одним орудием, но это оказалось совершенно не выполнимо, так как за большим расстоянием и большим количеством ложившихся снарядов, отличить падение своих снарядов было невозможно. Тогда прямо перешли на залповую стрельбу, которая оказалась наиболее подходящей на дальней дистанции, так как явилось возможность корректирования. Красными бы чернилами в докуметны 2ТОЭ....

РЮРИК: realswat пишет: Поскольку сведения Черкасова Вы, видимо, не нашли Все я нашел, времени на переписывание уходит очень много, просто чисто физически не успел.realswat пишет: То ли имеет место двойной счет для орудий 11 и 33, то ли они ломались дважды, причем у орудия 11 наблюдается интересное совпадение (оба раза на 8 выстреле). Я конечно перепроверю себя, но скорее всего опечатка издателя.Евгений пишет: Вот это мне не совсем понятно. 1) труба прокладывалась в боевую рубку через верхний каземат местными средствами, т.е. просто м.б. брошена по верхней палубе. "Голосовая передача была организована через оба передние казамата верхней батареи, соединенные (своими средствами) с рубкой переговорными трубами" 2) На фото Ретвизана после боя перебитый гафель просто весит над верхним ярусом кормового мостика. 3) башни соединяются перег.трубами с рубкой и явно не поверху. Где же тогда прокладывалась перег.труба, если ее мог перебить гафель? Ну Вы уж извините мужики, я на "Ретвизане" не был, приходится верить рапортам на слово. По поводу других рапортов быстро выложить их на форуме не обещаю, но постараюсь побыстрее.

fidel: РЮРИК пишет: В середине этого боя у обоих 6" орудий верхней батареи (№№25 и 33) сломались зубцы подъемных дуг и шестерен. Поломки эти произошли у орудия №33 на 15 выстреле, а у орудия №25 на 30. К концу боя у переднего орудия дуга и валик с шестерней были заменены имевшимися запасными, а у заднего - этого не пришлось сделать, так как при начале работ у него было отбито дуло попавшим неприятельским снарядом. Получается,что в наличии были запасные дуги и шестерни.В таком случае почему их не было у ВОКа при Ульсане?

realswat: РЮРИК пишет: Все я нашел, времени на переписывание уходит очень много, просто чисто физически не успел. Я имел в виду, что выложенные выше сведения по Пересвету уже есть в сети, как приложение к воспоминаниям Черкасова. И именно в сети Вы этот документ и не нашли. И именно потому, что на переписывание уходит много времени, привел адрес сведений по Цесаревичу - для того, чтобы Ваше время сэкономить. На тот случай, если приложения к Мельникову в сети Вы тоже не видели. Короче, хотел помочь. Если не надо - извиняйте.

NMD: fidel пишет: Получается,что в наличии были запасные дуги и шестерни.В таком случае почему их не было у ВОКа при Ульсане? Скорее всего -- снимали с орудий нестреляющего борта. При Урусане же всё время маневрировали.

РЮРИК: Уважаемый realswat! То, что уже имеется в сети я видел, спасибо большое за Ваше искреннее желание помочь. Выписка из артиллерийского формуляра Черкасова у меня лежала уже давно списанная из документов и набитая в Ворде, так что я просто перенес ее со своего компа, большого труда не составило. Некоторые вещи лучше продублировать усваиваются хорошо. С уважением, РЮРИК.

Anton: fidel пишет: Получается,что в наличии были запасные дуги и шестерни.В таком случае почему их не было у ВОКа при Ульсане? Точно ответить на этот вопрос можно при наличии ведомосей снабжения артиллерийским имуществом. А если общие соображения: 1. Вполне могло быть 1-2 запасных комплекта шестерен как на ЭБР так и на Кр, но при Ульсане больше орудий вышло из строя из-за большей длительности боя (и боевых повреждений) и ЗИП не хватило; 2. На Ретвизане мог быть сверхкомплектный артиллерийский ЗИП (на себя и Варяг) - т.к. испытания их артиллерии производились в америке, то и быстро доставить из России (артиллерия-то российская) ту же шестерню - проблема, ну а по приходу в Россию - просто не сдали "лишний " ЗИП на склады - да и все.

realswat: РЮРИК

РЮРИК: Продолжение. Около 5 часов дня неприятельский снаряд попал в кромку левой амбразуры носовой башни. При этом был убит один комендор (второй номер левого орудия) и ранены: башенный командир, артиллерийский квартирмейстер, старший комендор, старший гальванер и третьи номера прислуги обоих орудий. Таким образом башня лишилась всех своих главнейших работников. Сейчас же вслед за этим башенного командира заменил артиллерийский кондуктор Емельянов, прислуга была пополнена комендорами мелкой артиллерии, а артиллерийский квартирмейстер Алексеев после перевязки вернуся в башню. Этот же снаряд раздробил часть свеса над неподвижной броней, чем заклинил вращение башни, а осколками своими заклинил орудие в переднем связном кольце рамы. В момент попадания снаряда производилось заряжание левого орудия; снаряд и первый полузаряд были досланы до места и зарядник был поднят в 3 положение. От удара наш снаряд сместился обратно в камеру орудия и сдавил этим оба полузаряда, благодаря чему зарядник заклинился наверху. Таким образом левое орудие вновь было выведено из строя. Парусиновые чехлы на амбразурах загарелись и образовался пожар, при тушении которого были подмочены реле и электрические провода прибойников и вертикального наведения, так что эти приборы пришлось перевести на ручное действие. В течении приблизительно часа времени, пока налаживались все приборы, башня не действовала вовсе. Наяала вновь стрельбу башня уже тогда, когда броненосец повернул за "Цесаревичем", пошел на сближение с неприятелем; но все же вращать башню не было еще возможности, а приходилось стрелять в тот момент, когда благодаря поворотам броненосца , неприятельские корабли сами входили в прицел. Таким образом было сделано только три выстрела. После всей этой аварии, из левого орудия был сделан только один выстрел, и хотя оно и давало правильный откат и накат, но все же тело орудия сильно царапалось заклинившимися между ним и связным кольцом осколками. Осколками попавшего снаряда в башне был разбит левый циферблат и приборы его привода, благодаря чему получилось в цепи прямое сообщение с корпусом и все приборы управления артиллерийским огнемлевого борта перестали действовать. Когда флоты сблизились на дистанцию около 30 кабельтовов, то по сигналу "короткая тревога", из орудий открыли беглый огонь и ввели в стрельбу 75 мм. орудия. Несколько позже, примерно с 23 кабельтовов из 6" и 12" орудий стали стрелять бронебойными снарядами. В это время с борта могли действовать только кормовая башня (орудия №№35 и36) и всего два 6" орудия (№№13 и15). Из них только одно (№15) в течении всего боя не имело никаких повреждений, у другого же (№13) в первый период была вырвана втулка воздушного клапана и заменена новой. Когда броненосец повернул левым бортом к неприятелю, то тут уже могли стрелять все 6" орудия левого борта, но в нижней батареи у орудия (№16) сейчас же на 3 выстреле вырвало втулку воздушного клапана. В это же время осколкаим снарядадов перебило провода циферблата 19-го орудия, получилось в цепи прямое сообщение с корпусом и приборы управления артиллерийским огнем правого борта перестали действовать.

РЮРИК: Как в этих боях, так и предыдущих стрельбах по береговым позициям, у многих 6" орудий очень часто происходили одни и те же повреждения, а именно - ломались зубцы подъемных дуг и шестерен и вырывало втулки воздушных клапанов. Характерная постоянность этих повреждений указывает на то, что эти части Канэтовских установок конструктивно слабы и настоятельно требуют усовершенствований. В подаче снарядов и патронов за все время боя задержки не было, исключая левое орудие носовой башни. Хотя у шести элеваторов лебедки по разным причинам отказались действовать электрически, но это стрельбы не задержало, так как лебедки были сейчас же переводимы на ручное действие. Повреждения у лебедок были следующие: у двух (элеваторы корм. №18 и передат. №1) сгорели обмотки электромагнитов, у двух других (элеваторы грот-мачты и машин. №3) были перебиты электрические провода и, наконец, у лебедки обоих элеваторов Н. 7 - реле были подмочены водой, протекавшей в пробоины на баке, полученные во время боя. Только у фор-марсового элеватора, снарядом, попавшим в мачту, был перебит подъемный гордень и направляющие планки, так что подачу пришлось вести ручную. 47 мм. орудия за весь бой в стрельбу не вводились, так как наименьшая дистанция до неприятельского флота была 17 кабельтовов, да и то весьма короткое время. Когда разошлись с главной японской эскадрой, то сделали несколько выстрелов из 12" и 6" орудий по броненосцу "Чин-Иен" и крейсерам. Затем сделали из носовой башни 2 выстрела по крейсеру "Токива", державшемуся с миноносцами впереди по курсу. В этот момент в башне уже наладили вращение, так что с трудом млжно было несколько ворочать ее. В течении ночи несколько раз показывались неприятельские миноносцы, по которым открывали огонь из 75 мм. и 47 мм. орудий. За время боя, кроме указанных выше повреждений, выведены из строя осколками неприятельских снарядов три 75 мм. пушки (№№19, 22 и 29), из которых две (№№19 и 29) потом исправили, и шесть 47 мм. пушек (№№41, 49, 59, 66, 70 и 71), их которых одна исправлена (№59).

РЮРИК: Окончание. За все время боя с неприятелем и отражения атак израсходовано: 12" бомб бронебойных ...............4. 12" бомб фугасных....................73. 6" бомб бронебойных.................51. 6" бомб фугасных.....................241. 6" бомб сегментных...................18. 75 мм. стальных.......................260. 75 мм. чугунных.......................81. 47 мм. стальных.......................230. 47 мм. чугунных.......................60. Подписал: Командир эскадренного броненосца "Ретвизан", Капитан 1 ранга Щенснович.

РЮРИК: Номера орудий калибра от 75 мм. до 12" правого борта. Номера всех орудий правого борта нечетные, номара орудий левого борта четные.

РЮРИК: Опись повреждений, полученных во время бомбардировки 27 июля и во время эскадренного боя 28 июля 1904 года. Обозначения: I. - Бой 28 июля контр-галсами, на расстоянии от 100 до 57 кабельтовов, с 12 часов 15 минут до 1 часа дня. II. - Бой 28 июля - неприятель нагонял сходящимися курсами, от 80 до 60 кабельтовов, с 1 часа 50 минут до 2 часов 30 минут. III. - Бой 28 июля - неприятель следовал тем же курсом, от 45 до 17 кабельтовов, с 3 часов 40 минут до 6 часов 30 минут дня. Наименование повреждений. Фок-мачта.Пробита снарядом, раздроблен в ней элеватор для подачи снарядов на марс и винтовой трап. - III. Фор-марс.Палуба марса и стенки пробиты мелкими осколками; разбиты ящики для артиллерийских принадлежностей. - II, III. Разбит прожектор (фор-марсовой). - III. Грот-мачта. Пробита в нескольких местах осколками снарядов. Грот-марс.Палуба и стенки марса пробиты осколками. - II, III. Разбит прожектор (грот-марсовой). - III.

РЮРИК: Передний верхний мостик. Разбита деревянная палуба мостика. - I. Перебита осколками часть деревянных поручней, тентовых и леерных стоек. - I. Перебиты осколками сектора, поддерживающие левое крыло мостика. - III. Разбиты прожектора №№1 и2. - III. Разбит носовой главный компас. - III. Передний средний мостик. Пробита во многих местах палуба. - I, II и III. Разбита правая передняя коечная сетка. - II. Разбит трап и поручни трапа, идущего на верхний мостик (правый трап). - II. В походной рубке разбиты все деревянные рамы и часть азбестовых щитов. Перебита осколками вся находящаяся в ней мебель; у носового путевого компаса пробит осколками ноктауз и разбито стекло у компаса. - II, III и 27 июля.

РЮРИК: Передний средний мостик. Пробита осколками палуба во многих местах. - I, II, III и 27 июля. Разбита верхняя часть коечной сетки. -"- Пробиты осколками в нескольких местах три раструба вентиляторных труб. -"- Перебиты осколками шпигатная труба с правой стороны и пиллерсы. -"- Раздроблена часть деревянных шкапов для сигнальных флагов. -"- У путевого компаса в боевой рубке выскочили из гнезд магниты. - III. Продольный мостик. Палуба пробита мелкими осколками. - III. Перебита осколками часть поручней. - III. Пробиты в нескольких местах коечные сетки. - III.

РЮРИК: Верхний задний мостик. Пробита палуба мелкими осколками. -I, III. Разбита задняя коечная сетка. - I, III. Пробиты осколками три коечные сетки. - I, III. Разбиты две вентиляторные трубы с раструбами. - I, III. Раздроблен деревянный банкет. - I, III. Перебито шесть тентовых стоек, леера и одна леерная стойка. - I, III. Перебита переговорная труба, идущая к прожектору №3. - I, II. Перебиты поручни на площадке прожектора №3. - III и при отражении минной атаки. Разбиты прожекторы №№3 и 4. - III и при отражении минной атаки. У кормового главного компаса пробит осколками ноктауз и колпак. - III и при отражении минной атаки.

РЮРИК: Задний нижний мостик. Палуба пробита во многих местах осколками. - Все бои. Пробиты осколками две вентиляционные трубы. - II. В кормовой рубке разбиты дверь и рамы окон. - I. Помята дверь элеватора и сам элеватор с правой стороны. - I, II, III. Перебиты ступеньки и поручни правого трапа на верхний мостик. - II. Перебиты стойки и поручни левого трапа на верхний мостик. - II.

РЮРИК: Навесная палуба. Под передним мостиком пробиты осколками две коечные сетки. - 27 июля. Раздроблен деревянный курятник. - III. Пробит осколками кожух в командный камбуз и крыша кожуха с иллюминаторными стеклами. - III. Пробита осколками левая водяная цистерна. - II, III. Перебиты поручни и стойки левого трапа, идущего на нижний передний мостик. - II, III.

РЮРИК: Под задним мостиком. Разбита коечная сетка. - II. Пробиты осколками три вентиляторных трубы. - II. В крышках светлого машинного люка разбиты шесть иллюминаторных стекол. - II. Разбиты оба борта (стенки) под мостиком. - II. Перебиты поручни у правого трапа на нижний мостик. - II. Раздроблена деревянная вьюшка для троса. - III. Пробиты снарядами передняя и задняя дымовые трубы, средняя же пробита во многих местах осколками. - I Сбиты свисток и сирена. - 7 июля, I. Пробита часть труб-бакштагов. - Все бои. Пробиты осколками все находящиеся на навесной палубе вентиляторные трубы с раструбами. -Все бои. Пробит ватер-вейс по правому борту. - Все бои. Деревянная палуба пробита в двух местах. - Все бои.

РЮРИК: На баке. Разбит ватер-вейс по левому борту. - III. Палуба пробита в трех местах. - III. Пробита осколками крышка люка Н.301-3. - III. Избит осколками правый трап и поручни трапа на навесную палубу. - III. Пробита мелкими осколками вентиляторная труба вместе с раструбом, ведущая в помещение Н3. - III. Носовая башня дала щели в стыке брони и разбита часть подзора площадки, идущей кругом башни. - III.

РЮРИК: На юте. Палуба пробита в трех местах. - 27 июля и I. Перебиты бортовые леера и часть леерных стоек. - 27 июля и I. Пробит осколками кнехт по правому борту. - III. Разбит комингс и крышка люка Н. 300-3. - III. Разбито иллюминаторное стекло в световом адмиральском люке. - III. Разбиты поручни и трап на навесную палубу с правой стороны. - III.

РЮРИК: Верхняя батарея. Разбиты два иллюминаторных стекла в передней стенке. - III. Сломана задрайка у двери на бак. - III. Разбита правая дверь для входа на шканцы и две задрайки. - II. В каюте №19 разбит иллюминатор, мраморные доски умывальника и перебита осколками вся мебель. - III. В каютах №№ 22 и 23 разбиты мраморные доски умывальника. - III. Пробит осколками порт и полупортики пушки № 27. - II. Разбиты осколками полупортики орудия № 26. - 27 июля и I, II. В каюте № 25 разбит иллюминатор. - 27 июля и I, II.

РЮРИК: Носовая батарея. Разбит левый командный ватер-клозет. - 27 июля, I. Разбит кондукторский ватер-клозет. - 27 июля. Пробита осколкаимстенка кондукторского ватер-клозета и ванны. - 27 июля. Разбит шкап с дождевым платьем по левому борту. - 27 июля, I. Пробит борт и полупортик у орудия № 2. - 27 июля. Отбит осколками край муфты брашпиля. - II. Пробита осколками палуба в нескольких местах. - III. Раздроблена дверь в каюту боцманов. - 27 июля. Разбит порт и два полупортика у орудия № 5. - I, III.

РЮРИК: Кормовая батарея. Разбита каюта командира со всей находящейся в ней мебелью. - I. В судовой концелярии пробиты осколками шкапы, разбиты двери в шкапах, переборка по правому борту и угол стола. - I. Раздроблены двери кают вестовых, ватер-клозета офицерского, спальни старшего офицера и каюты кормового брашпиля. - I. В каюте №16 разбиты две доски мраморного умывальника и пробиты осколками шкапы. - I. В каютах №№ 10 и 11 выломаны азбестовые щиты. - I. В каюте старшего офицера раздроблена часть азбестовых щитов. - 27 июля.

РЮРИК: Жилая палуба. В кондукторской кают-компании разбита часть азбестовых щитов и мебели. - I. В лазарете пробит снарядами наружный борт, выбит иллюминатор и избита вентиляционная труба. - I. В заразном лазарете избиты две подвесные койки и разбита дверь. - I. В лазаретном проходе пробит шкап с грязным лазаретным бельем. - I.

Евгений: Доброе время! >Ну Вы уж извините мужики, я на "Ретвизане" не был, приходится верить рапортам на слово. Ну что Вы уважаемый Рюрик. Разве к Вам претензии или к кому-то? Просто вопрос на обсуждение >По поводу других рапортов быстро выложить их на форуме не обещаю, но постараюсь побыстрее. По Севастополю помогу со статьей инж-мех.Белова С уважением, Поломошнов Евгений

РЮРИК: Правый наружный борт. Носовая подводная пробоина около ватер-линии в кондукторской кают-компании. - I. Перебиты ступеньки местного трапа у заднего среза. - II. Две надводные пробоины в каюте командира. - II. Поврежден башмак шлюпбалки вельбота №1. - III. Сбиты все обухи для установки правого забортного трапа. - III. Повреждены сети заграждения, их леера, топенанты и брасы. - III.

РЮРИК: По "Севастополю" есть рапорт Эссена. Сброшу его сегодня, но позже.

РЮРИК: Левый наружный борт. Подводная пробоина у шпангоута №26. - 27 июля. Пробит осколками кожух мусорного рукава. - 27 июля. Отбит верх шлюпбалки левого катера №2. - III. Повреждены сети заграждения, их леера, брасы и топенанты. - I, II и III.

РЮРИК: Повреждение шлюпок. Разбита кормовая часть парового катера. - II. Разбита средняя часть минного катера. - III. Разбита носовая часть барказа №2. - II, III. Пробит осколками барказ №1. - II, III. Пробит осколками вельбот №1. - II, III. Пробит осколками вельбот №2. - II, III. Пробит осколками легкий катер №2. - II, III. Пробита осколками кормовая часть и правый борт легкого катера №1. - II, III. Пробит осколками 16-ти весельный полубарказ. - II, III.

РЮРИК: Окончание. Повреждения орудий. Отбито дуло у 6" орудия №33. - III. Отбито дуло у 75 мм. орудий №№22 и 27. - III. Отбито дуло у 47 мм. орудия №49. - I, II и минная атака. Сделано несколько выбоин осколками на 12" орудиях кормовой башни. - , II и III. Подписал: Капитан 1 ранга Щенснович.

РЮРИК: Повреждения эскадренного броненосца "Севастополь" - это часть показаний Эссена по бою 28 июля для Следственной Комиссиии. 1) По правому борту в средней части судна залиты два бортовых коридора, вследствие течи, получившейся в подводной части (уже поврежденной ранее) от сотрясения при ударе снаряда в броню. 2) Надводная пробоина около WL у шпангоута №23, при чем разбита каюта содержателей. 3) Два попадания в броневые плиты, одно впереди 6" башни №1, другое позади башни №3. Последний снаряд крупного калибра произвел сильные трещины и повел плиту, при чем турбинная отливная труба сорвана и имеет течь ниже шельфа. Первый же снаряд отколол верхний угол 5" плиты. 4) В кают-компанию, на 2' выше WL, попал большой снаряд, разорвался, уничтожил каюты и обстановку. 5) В батарейной палубе три пробоины у шпангоутов №№ 42, 57 и 66; разнесено три каюты. 6) Сильно пробиты в нескольких местах обе дымовые трубы и кожух левой кормовой кочегарни. 7) У оснований 6" башен (№№1 и 3) - попавшим снарядом повредило электрическую лебедку. 8) В спардеке две пробоины; пробит дымовой кожух. 9) Все мостики изрешечены осколками, одна пробоина в палубе и повреждены все надстройки. 10) Разбита фок-мачта, стрелы, сбита грот-стеньга, вместе с беспроволочным телеграфом. 12) Разбиты все шлюпки. 13) Сбиты три прожектора. 14) Прорвало паровую трубу от вспомогательных механизмов в правой кормовой кочегарне. 15) Сорвало дуло одной 47 мм. пушки. 16) Верхние компасы сбиты. В одной из шлюпок найден неразорвавшийся 6" японский снаряд, а на мостике кусок дула 6" японской пушки, вероятно оторвавшийся при выстреле. За время боя на "Севастополе" израсходовано: 12" бомб - 78, 6" - 313 и 47 мм. - 318. Повреждения орудий. Три 6" орудия (2 батар. и 1 башен.) в 5 1/2 час. вечера. У обоих орудий батареи сломались шестерни подъемного механизма, у одного из них повреждена дуга. У 6" орудия в башне расплавился капсуль патрона и запаял отверстие ударника. Две 47 мм. пушки повреждены. У одной сорвало дульную часть, а другой сорвало мушку и несколько повредило прикрывающее кольцо. Случаи исправления орудий в бою. Поврежденной в башне орудие исправлено через 1/4 часа после случившегося повреждения в затворе. Одно поврежденное 6" орудие в батареи после боя приведено в возможность стрелять со сломанной шестерней подъемного механизма на малые расстояния. (Это орудие участвовало в отражении минных атак ночью). Подписал: Капитан 1 ранга Эссен.

Вячеслав: Уважаемый Рюрик. Если Вы не возражаете, я разбавлю Ваши разговоры о разрушениях их видами. Если фотки в тему. есть еще разрушения внутри корабля. Если нужно подробнее, можно дать с увеличением. С уважением, В.В.

РЮРИК: Уважамый Вячеслав , огромное Вам спасибо за фотографии. Было бы интересно посмотреть фотографии повреждений внутри корабля. Рапорты о повреждениях "Цесаревича" я планирую выложить на форуме в конце этой недели. Помимо рапортов командира есть много рапортов строевых офицеров и специалистов. P.S. Если можно фотографии с увеличением.

РЮРИК: Повреждения эскадренного броненосца "Победа". Описание повреждений эскадренного броненосца "Победа" в бою 28 июля, представленное в Штаб Временно Командующего эскадрой Тихого океана. От 12 Августа 1904 года №1386. 1) Пробоина верхней палубы на правой стороне перед носовой башней, между 18 и 19 шпангоутами. Пробита водяная цистерна в командном гальюне. Размер пробоины 29"/ 16". 2) Пробоина верхней палубы на 57 шпангоуте. Пробит борт коечной сетки на верхней палубе. Разбита шлюпбалка минного катера; корпус катера осколками пробит во многих местах, его дымовая труба и носовой минный аппарат сбиты. 3) Пробоина задней дымовой трубы. Снарядом пробило кожух и трубу; внутренние переборки сдвинуты с места. Размер пробоины в трубе: 12 фут высоты и 9 фут ширины. Испорчены 3 листа трубы и 4 листа кожуха. Осколками пробита труба травления пара, 2 вентилятора у кормовой трубы и шлюпочная стрела. Осколками от снарядов пробиты передняя труба и вентиляторы. 4) На 103 шпангоуте в корме снаряд попал в верхнюю палубу, пробил деревянную настилку, вдавил лист палубы и, ударившись о кормовой шпиль, разбил барабан шпиля и согнул баллер. 5) Пробоины между 42 и 43 шпангоутами в нижней батарейной палубе. Размер пробоины: 66" ширины и 48" высоты. Испорчены 2 листа борта. Осколками пробиты: вентиляторные трубы из 4 угольной ямы и 75 мм. патронного погреба, 42-й бимс, поперечина для податочного рельса и труба парового отопления. Осколками пробита во многих местах переборка командного камбуза, пробита в нем водопроводная труба и пробиты 3 самовара. Перебит мусорный рукав, уничтожено основание кормовой шлюпбалки 1 парового катера и пробиты коечные сетки, 43-й бимс согнут. Осколками в верхней батарее у 9-й - 75 мм. пушки согнут и пробит полупортик. У 11-й 75 мм. полупортик совсем снесен. В нижней батарее пробит и согнут полупортик. Осколками снаряда испорчен корпус 1 парового катера.

Комендор: Ув. Рюрик, очень хорошее дело делаете! Так держать!

Вячеслав: Уважаемый Рюрик. Пояснение насчет снимков. Все они из первоисточника, сделаны на "Цесаревиче" после 28 июля и были, как и другие, размещенные мной на tsushime и Kortice , пронумерованы, но список пропал. Скорее всего у них могли быть дубли и где нибудь перечень существует и может выплыть. Поэтому я стараюсь давать номера. Но в данном конкретном случае нет и номеров. Вернее, они существуют, но попали в число тех, которые я передал в ЦВММ. У меня тогда не было сканера, а опись не составлялась. На них тоже были номера, а на некоторых и надписи карандашом. Не знаю, насколько серьезны Ваши исследования, но при необходимости их можно будет найти. У Вас отличные рапорты по "Севастополю, если такие же есть по "Цесаревичу" то Вы сможете сопоставить их с иллюстрациями. Кстати, вдогонку кидаю подарочек для "Севастополя". Дерзайте! В.В.

Вячеслав: "

Вячеслав: По снимкам "Цесаревича" получилась накладка. Проскочила парочка, которую приготовил для Порт-Артура. Хотя тоже разрушения. Так что извините, не умею вытаскивать. В.В.

РЮРИК: Вячеслав здравствуйте! По фотографиям - нет слов, одни эмоции. Фотографии прекрасные, замечательные (если конечно можно их так назвать). Огромнейшее Вам спасибо. P.S. С меня к выходным рапорты офицеров "Цесаревича" и отчет по повреждениям. С уважением, РЮРИК.

realswat: Вячеслав РЮРИК спасибо еще раз! РЮРИК пишет: Повреждения эскадренного броненосца "Победа". Потрясающе - ни слова о пробитиях верхнего и главного пояса. В то же время предположить, что Кутейников их выдумал, тоже достаточно сложно.

realswat: Вячеслав пишет: Все они из первоисточника А что за первоисточник? Вячеслав пишет: не умею вытаскивать. Используете опцию "правка" - которая, правда исчезает через несколько часов после публикации сообщения. Соответственно, в режиме правки можно и полностью удалить сообщение (галочка внизу) и убрать ссылки на "лишние" фотки. Хотя в данном случае едва ли фотки лишние

РЮРИК: realswat пишет: Потрясающе - ни слова о пробитиях верхнего и главного пояса. В то же время предположить, что Кутейников их выдумал, тоже достаточно сложно. Уважаемый realswat , здравствуйте! В предыдущем сообщении я не закончил рапорт, окончание будет скоро.

РЮРИК: 6) Пробоина в жилой палубе, между 15 и 17 шпангоутами. Размер пробоины: ширина 25", высота 32"; толщина листа наружного борта 1", внутреннего 1/2". Разрывом снаряда вдавлена переборка между двумя каютами. Осколками перебило 2 вентиляторные трубы отделения шаровых мин и зарядных отделений. У ватерлинии борт вдавлен, срезано 32 заклепки. 7) Пробоина между 67 и 68 шпангоутами в нижней батарее. Снаряд попал в борт ниже совка 10-й угольной ямы. Пробиты оба борта; сорвано 5 листов внутреннего борта. Сбиты 2 трубы парового отопления. Снесло переборку малярного отделения и вдавило лист палубы нижней батареи. Осколками в верхней батарее пробит и согнут полупортик 15-го - 75 мм. орудия. 8) Пробоина в жилой палубе, между 50 , 51 и 52 шпангоутами. Пробита 4" броня и оба борта и переборка бортового коридора. Удар снаряда был на 51 шпангоуте. Три шпангоута 51, 52 и 53 сломаны, №№ 50 и 54 согнуты. Броневой лист сдвинут с места и верхним передним углом вдавлен внутрь на 7". В жилой палубе сбиты 2 электрические лебедки. Пробиты осколками оба элеватора патронных погребов, вентиляционная труба из 5-й угольной ямы, переборка угольной ямы, кожух шахты в кормовую кочегарку и кожух дымовой трубы. В нижней батарее осколками у 3-го - 75 мм. орудия полупортик снесен и у 5-го 75 мм. орудия полупортик пробит и согнут.

РЮРИК: 9) Подводная пробоина между 33 и 34 шпангоутами. 12" снарядом вышибло в 9" броне пробку, весом больше 7 пудов, которая пролетела в угольную яму. Броневой лист дал трещины по всем направлениям. Пробиты оба борта, наружный и внутренний и переборка бортового коридора. Размеры пробоины наружнего борта: 16" ширины и 14" высоты. Шпангоуты №№31, 32, 33, 34 и 35 согнуты; на 32, 33 и 34 (у ватерлинии) у палубного стрингера срезаны заклепки. Между 32 и 33 шпангоутами выбило 3 броневых болта; между 33 и 34 - 1 болт и 1 поврежден. Между 33 и 34 шпангоутами сорвано 15 заклепок в 5-м стрингере (в нижнем коридоре); между 33 и 34 там-же сорвано 17 заклепок. На 32 шпангоуте несколько заклепок наружного борта текут. На 33 шпангоуте в нижнем коридоре согнута горловина непроницаемой переборки. 32 и 33 шпангоуты - в палубном стрингере срезано 15 заклепок и 4 повреждены. 33 и 34 шпангоут - там-же срезано 14 заклепок. 4 бимса шпангоутов 31, 32, 33 и 34 - согнуты. У 9" брони на 37 шпангоуте вышидло средний болт; броневая плита сдвинута с места. От разрыва этого снаряда выгнуты два полупортика 6" орудий в нижнем каземате. Подписал: командир эскадренного броненосца "Победа", капитан 1 ранга Зацаренный.

РЮРИК: Сколько, какие, в какой момент боя и как повреждены орудия. Случаи исправления орудий в бою. Вопросы к командиру броненосца "Победа". 1) В начале первого боя. У 6" орудия №3 после 2-3 выстрелов прошибло сальник под краном для выпускания воздуха и спуска жидкости из компрессорного цилиндра; почти одновременно с этим сдали гайки крепительных болтов штыревого основания. Повреждения эти быстро были устранены, сальник заменен новым, а гайки крепительных болтов штыревого основания поджаты. Орудие продолжало действовать. 2) В половине первого боя. У 75 мм. орудия №1 между передним и резервуарным кольцами - осколками неприятельского снаряда нанесены неглубокие выбоины, вследствие чего орудия было выведено из строя. По зачистке забоин напилками - орудие было исправлено. У 75 мм. орудий №№ 9 - 11 неприятельскими снарядами перебиты штоки воздушных накатников. У 9-го орудия, кроме того, резервуарное кольцо и один (цапфенный) горбыль - разбиты, а на дуле орудия получились глубокие выбоины, вследствие чего оба орудия не действовали до конца боя.

РЮРИК: 3) В начале второго боя. У 6" орудий №№ 1 и 3 сорвало стальные крепительные винтики кранов для выпускания воздуха и спуска жидкости из компрессорных цилиндров, вследствие чего оба орудия не действовали довольно продолжительное время. Для крепления кранов потребовалось сделать вновь два крепительных винта для каждого орудия, которые и были сделаны в судовой машинной мастерской. По исправлении этого повреждения орудия снова действовали. На это исправление потребовалось около полутора часа. 4) В половине второго боя. У 6" орудия №5 было заклинивание патрона в канале, вследствие чего орудие не действовало 15-16 минут. По разборке затвора и извлечении патрона из канала, затвор вновь был собран и орудие продолжало действовать.

РЮРИК: 5) В конце второго боя. У 6" орудия №7 сдала дуга подъемного механизма, вследствие чего орудие было выведено из строя до конца боя. Между боем и ночной минной атакой дуга подъемного механизма была исправлена в судовой машинной мастерской и установлена на место. Орудие к отражению минной атаки было готово. У 6" орудия №9 отдались крепительные винты у перепускного крана компрессорного цилиндра, вследствие чего из компрессора вытекла жидкость и орудие временно было выведено из строя. По нажатии винтов перепускного крана и наполнении компрессора жидкостью, орудие продолжало действовать. У этого же орудия, спустя некоторое время, сломался экстрактор, вследствие этого орудия перестало действовать. Экстрактор был заменен запасным и орудие вновь действовало до конца боя. 6) В конце второго боя. У 75 мм. орудия №3 осколками неприятельского снаряда пробит шток воздушного накатника, перебит горбыль и избита дульная часть орудия в глубокие выбоины, вследствие чего орудие вышло навсегда из строя. У 75 мм. орудия №5 между передним и резервуарным кольцами - осколками снаряда нанесены неглубокие выбоины, вследствие чего орудие временно перестало действовать. По зачистке забоин напилками, орудие действовало до конца боя. У 75 мм. орудия №19 из воздушного накатника вытравился воздух, благодаря чему орудие не накатывалось, почему пришлось остановить стрельбу на некоторое время. По наполнении накатника воздухом до положенного давления орудие продолжало действовать. 7) В начале второго боя. У 47 мм. орудия №13, на переднем мостике, от осколков неприятельского снаряда на дуле получились глубокие выбоины и орудие это стало к дальнейшей службе непригодно. 8) В самом конце второго боя. Правое 10" орудие кормовой башни не накатилось до места. По разборке компрессоров, оказалось, что правый компрессор неисправен. Внутренняя поверхность заднего кольца штока поршня по всей длине оказалась задранной контр-штоком. Повреждения подачи, успешность ручной подачи. Неприятельским снарядом, пробившим броню верхнего пояса, были разбиты два элеватора и уничтожены две лебедки при погребе №3 (6" и 75 мм.). Ручная подача во время боя не применялась, так как в ней не было надобности. Количество выпущенных снарядов. 10" бронебойных - 60. 10" фугасных - 55. 6" бронебойных - 158. 6" фугасных - 250. 6" сегментных - 86. 75 мм. стальных - 351. 75 мм. чугунных - 376. 47 мм. - 1540. Подписал: Командир эскадренного броненосца "Победа", капитан 1 ранга Зацаренный.

РЮРИК: Рапорт Командира эскадренного броненосца "Полтава" - Временно Командующему эскадрою Тихого океана. 29 июля 1904 года. №1199. Согласно ст. 349 Морского Устава, доношу Вашему Сиятельству, что 28 сего июля, в 7 часов 45 минут утра, вышел, согласно ранее полученного приказания, на внешний рейд и сейчас же вступил в строй эскадры, заняв концевое место. По встрече всей японской эскадры с нашей - принял участие в сражении, при чем корабль получил следующие повреждения. Подводная пробоина с правого борта, между 85 и87 шпангоутами, размерами три фута на два фута. Пробоина на ватерлинии, размерами около двух кв. фут, - позади подводной, с правой же стороны. Пробоина надводная, между шпангоутами - от шпангоута 70 до 73, на всем протяжении между верхней палубой и жилой. Пробоины большие правого борта в батарейной палубе, между шпангоутами 29 и 30, 40 и 42. Несколько небольших пробоин в том же борту. Пробоина правого борта надводная, между шпангоутами 74 и 76, - большого размера. Поврежден мостик и штурманская рубка. В носу и в корме пробита верхняя палуба, особенно сильно за 12" носовой башней. Повреждена задняя дымовая труба и ее кожух, между мостиком и спардеком, и несколько дымовые ходы. Носовая 12" башня до осмотра действовать не может. 6" башня №1 не может вращаться. В 6" башне №4 разбито одно орудие. В батарейной палубе на правом борту разбито переднее 6" орудие, а у третьего орудия поврежден подъемный механизм. Повреждены три 47 мм. пушки. Поврежден один элеватор правого борта. Разбиты все шлюпки, кроме парового катера и гребного катера №2. Повреждены все верхние компасы, кроме левого путевого. Повреждена фок-мачта на высоте мостика. Повреждены кормовые стрелы для подъема шлюпок и электрическая лебедканосовых стрел. Разбиты все вентиляторы. Убит мичман Де-Ливрон, определявший расстояние до неприятеля. Тяжело ранен старший артиллерийский офицер, лейтенант Рыков в ногу и легко ранены - младший артиллерийский офицер мичман Зилов и мичман Феншоу. Убито 11 нижних чинов и ранено 40, большей частью тяжело. Подписал: Капитан 1 ранга Успенский.

Banker: Крейсер "Аскольд". (Правда в 1915 году... Уже после устранения повреждений, полученных в 1904 ) http://i006.radikal.ru/0802/de/4b33d3f9380e.jpg Есть еще фото на борту "турецкаго броненосца" , залп английского крейсера, фото эвакуации раненых с борта военного корабля, фото подводной лодки с цепеллина.... Но это все события 1914 г. и к данной теме не относится. Господа офицеры, старшины и матросы, если подскажите, куда положить, выложу остальные сканы...

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа! Как я ранее обещал повреждения "Цесаревича". Ведомость повреждений полученных эскадренным броненосцем "Цесаревич" в бою 28 июля 1904 года. Орел носового украшения поломан. Крепления правого якоря оборваны и поломаны. Две стойки поручней сломаны. Правый кнехт поврежден осколками снаряда. Вентиляторные трубы (2) помяты и местами пробиты. Переговорные трубы повреждены. В правом командном гальюне 7 пробоин в переборках. Пробита медная гальюнная цистерна. В правом борту выше коечных сеток 18 небольших пробоин. Петли дверок сломаны. Там же ниже коечных сеток 15 мелких пробоин. В левом командном гальюне несколько мелких пробоин. Двери мусорного рукава пробиты. Пробиты и поломаны коечные сетки. Камбуз командный разбит. Поломаны в нем: кожух, люки, стекла в люках, пробит шкаф и разбито стекло. Офицерский камбуз: светлые люки разбиты, в корпусе камбуза несколько пробоин, плита и котел разбиты, шкаф разбит, элеватор, вешалки, двери и замки разломаны. Зонт, стойки, леера и комингсы среднего грот-люка пробиты и поломаны. Хлебопекарня: корпус совершенно разбит, двери, печка, оконные рамы и стекла разбиты, а палуба разломана. Корпус адмиральского камбуза сдавлен трубой, погнут и имеет несколько мелких пробоин, труба медная побита, замок в двери сломан.

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа! Продолжение по повреждениям "Цесаревича". Патронный склад около адмиральского камбуза; пробиты переборки и дверь, замок сломан. В корпусе машинного кожуха, при спуске в помещение штабных кают, несколько пробоин; светлые люки, двери, шкаф для телефона - побиты, иллюминаторные стекла разбиты. Щиты вокруг кормовых лебедок побиты. У светлого люка адмиральской столовой комингс пробит в нескольких местах, крышки люка, решетчатые люки и стекла разбиты. Корпус адмиральского кабинета (на верхней палубе) имеет массу пробоин; двери, рамы и стекла разбиты, палуба пробита и кленка порвана. 47 мм. элеватор на задний верхний мостик разбит, поручни, стойки и леера побиты. В левом борту у наружного трапа пробоина, коечные сетки пробиты, верхняя площадка трапа разломана и иллюминаторы под ней разбиты. У входных дверей разбиты иллюминаторы, а сами двери повреждены. В борту несколько мелких пробоин от осколков снаряда. На левом борту около 6" кормовой башни пробоина, уничтожившая кожух вокруг башни, а в спардеке, в помещении адмиральской столовой, перебито 2 шпангоута, разбито 2 иллюминатора и в столовой уничтожена часть мебели. Пробоина простирается от 102-го до 106-го шпангоута, а по высоте - от кожуха до палубы спардека, ниже-же этой палубы несколько бортовых пробоин.

РЮРИК: Фок-мачта перебита под верхним мостиком почти совершенно, а между топом и верхним марсом повреждена попавшим в нее снарядом. Марсы и нижние реи обеих мачт пробиты в нескольких местах осколками снарядов. На юте планшир правого борта расколот, а левый борт, фальшборт и планшир пробиты между 124-м и 128-м шпангоутами. Там-же пробита палуба в двух местах и отломана снарядом половина чугунного кнехта. В кают-компании непроницаемая переборка пробита в нескольких местах осколками, внутренняя отделка испорчена, а мебель частью повреждена, а частью совершенно испорчена. Корпус адмиральского салона пробит в нескольких местах и в некоторых местах повреждена внутренняя отделка. Кормовой орел подбит. Крыша 12" кормовой башни у комендорского колпака вдавлена снарядом, а внутри отскочил кусок углового железа. В рострах с правого борта перебиты стойки лееров. То же самое на левом борту. Камбузные трубы, трапы, площадки, вентиляторные трубы, площадка для компаса, медные стойки под площадкой, трап переговорные трубы перебиты и частью уничтожены. Приспособления для постановки шлюпок в ростры (стрелы) у обоих труб уничтожены, рамовые шлюпбалки в нескольких местах пробиты, блоки повреждены.

РЮРИК: Главный средний компас совершенно уничтожен. Дымовые трубы: задняя пробита в двух местах 12" снарядами и совершенно распоролась по всей длине, передняя - пробита насквозь 12" снарядом в нижней части и обе имеют массу дыр от осколков; бакштаги обоих труб все перебиты; внутренние кожухи труб вмяты. Нижний передний мостик: разбиты коечные сетки, перебиты стойки, бимсы, рельсы для подачи снарядов, элеваторы 47 и 75 мм. подачи и во многих местах пробита палуба. Повреждена боевая рубка: у крыши один край отколот, а другой согнут, бимсы, рамы разбиты, переговорные трубы, машинный телеграф, циферблат электрического штурвала и двери повреждены. Каюта телеграфирования без проводов со всей обстановкой совершенно разбита. Командирская походная рубка также совершенно разбита, со всей обстановкой. Поручни обоих трапов на приступке побиты. Лебедка ручной подачи разбита. На переднем верхнем мостике: поручни и стойки побиты и поломаны, палуба пробита во многих местах, кранцы для 47 мм. патронов пробиты, переговорные трубы, элеваторы, лебедки повреждены, клетка для проводника безпроволочного телеграфирования и шкафы для флагов разбиты.

aptus: вопрос : была ли пробита на сквозь вертикальная броня если да то снарядом какого калибра и какой толщины

пьер: aptus пишет: вопрос : была ли пробита на сквозь вертикальная броня если да то снарядом какого калибра и какой толщины На "Победе" было. "С право-го борта пробило ниже ватерлинии вось-мидюймовую броневую плиту, причем выбитый снарядом кусок пробил внут-ренний борт и попал в нижнюю угольную яму под броневой палубой вместе с го-ловной частью японского 305-мм снаря-да. Эта яма и прилегающие три отсека оказались затоплены. В районе миделя пробило плиту верхнего броневого поя-са, и снаряд разорвался в жилой палубе над патронным погребом. Еще одна бро-невая плита от взрыва снаряда перекосилась, и ее угол оказался вдавлен на глубину 19 см. Наружный борт, защищен-ный броней, больше не пострадал, хотя во многих местах виднелись следы по-паданий, выделявшиеся пятнами выго-ревшей краски". В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов. "Броненосцы типа "Пересвет". http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1998_01/index.htm У японцев тоже были пробития. Например здесь была тема о повреждениях у японцев 28.07.1904. http://tsushima.fastbb.ru/?1-2-0-00000180-000-0-0-1178995569 По Цусиме можно найти здес: http://battleship.spb.ru/Tsusima/Tsusima3.html

aptus: Про "Победу" я только,что прочитал на главной. За японцев большое спасибо

РЮРИК: Рулевая походная рубка: двери и окна побиты, полки разбиты, боевые крышки окон побиты и палуба пробита. Штурманская рубка: корпус и двери во многих местах пробиты, полки и места для шлюпочных компасов, диван, шкафы, рамы и стекла побиты, а сама палуба пробита. Поручни трапа при спуске на нижний мостик и стойки побиты и согнуты. Нижний задний мостик: две стойки поручней перебиты, несколько побитых, леера, поручни кругом мостика, пилерсы, бимсы, рельсы и переговорные трубы поломаны и побиты. Трапы с палубы на мостик, поручни к ним и стойки пробиты или сломаны. В штабной рубке: корпус и двери с левого борта совершенно разрушены, рамы окон, шкафы, стол, вся обстановка разбиты и в палубе большая пробоина. Бимс под палубой поврежден. На верхнем заднем мостике: поручни, леера, а также поручни трапов перебиты, палуба в нескольких местах пробита, шкафы для шкафов побиты. Снарядами, попавшими в срез наружного борта, сделанный для хранения якорей, повреждены три шпангоута, наружная обшивка разбита от 9-го до 11-го шпангоутов, а по высоте - от навесной палубы до палубы спардека. Правый якорь потерян, так как снарядами перебита якорная скоба и порваны все крепления. Повреждено 20 мест для хранения командных чемоданов, разбиты 2 шкафа для хранения пиронафта.

РЮРИК: Впереди 12" башни (носовой), снарядом попавшим в палубу, пробиты деревянная и железная палубы, 17 и 18 бимсы сломаны, повреждена осколками палуба спардека, оторваны и разбиты трубы и краны пожарного трубопровода и отломана часть правого кнехта. Между 23 и 26 шпангоутами на правом борту под палубой спардека снарядом повреждены 2 шпангоута, борт пробит, уничтожены 2 ящика для артельной посуды и ружейная пирамида, уничтожено 3 шпигата, поврежден рельс подачи к 75 мм. носовым орудиям, пробит борт в каюте шхипера (в батарейной палубе) и разломана в ней вся мебель и иллюминатор. На правом борту около носовой 6" башни, снарядом, попавшим в церковную каюту, сломан один шпангоут, борт пробит и все шкафы в каюте совершенно разбиты и церковная утварь повреждена. Полупортик и иллюминатор между 26 и 27 шпангоутами - один поврежден, один разбит. Полупортики между 31 и 32, а также между 46 и 47 шпангоутами - разбиты. Одна рама повреждена и шкафик разбит. На левой стороне между 31 и 32 шпангоутами полупортик и иллюминатор разбиты, борт поврежден. Поврежден выходной трап в среднем люке спардека. В каюте старшего офицера и в коридоре около нее палуба во многих местах пробита осколками, стекла иллюминаторов разбиты. В каюте командира борт поврежден осколками, верхняя палуба тоже повреждена, полупортики, иллюминаторы и рамы повреждены.

РЮРИК: Продолжение: В столовой адмирала с правого борта повреждены два полупортика и разбиты 2 иллюминаторных стекла. Щиты вокруг 6" левой кормовой башни и двери разбиты. В батарейной палубе в лазарете пробит борт и разбит иллюминотор (с правого борта). На левом борту в приемном покое, между 18 и 19 шпангоутами, пробита боевая крышка иллюминатора, а стекло иллюминатора разбито. Между 24 и 25 шпангоутами в каюте №3 разбито иллюминаторное стекло. С правого борта, между 26 и 28 шпангоутами пробит борт и разбита каюта №2. На правом борту в минном полупортике разбито стекло. В каюте №1 между 30 и 31 шпангоутами разбито стекло поврежден иллюминатор. В кают-компании кондукторов пробита переборка, разбиты рундуки и поврежден иллюминатор. В каюте №19 пробит борт и палуба, повреждены койки, иллюминаторы и разбиты стекла. В офицерской ванной каюте разбиты: дверь, иллюминатор и стекло. В каюте №20 разбито стекло и поврежден иллюминатор. В кают-компании офицеров на левом борту повреждены переборка и двери, 3 бимса перебиты, щиты и линолеум испорчены, письменный стол уничтожен, шкафы для книг пробиты, диваны, столы и стулья частью повреждены, частью совершенно разбиты. Вследствие разрыва неприятельского снаряда ниже подводной брони, залиты 2 нижних и 2 верхних бортовых коридора по правому борту, между 23 и 37 шпангоутами. Воды в залитых коридорах было 154 тонны. Так как отсеки эти были залиты очень скоро, то осмотреть их во время боя не удалось. По приходе в Циндао обнаружилось, что имеется большая вмятина, глубиною около 2 фут. Центр ее находится приблизительно против 29-го шпангоута, фута на 3-4 ниже нижней кромки брони. Между нижней кромкой броневых плит и кромкой обшивки образовалась щель, которая против центра вмятины имеет около 1/2 фута ширины и, идя в обе стороны, суживается на нет. Длина щели около 12-13 фут. Против шпангоутов 28, 29 и 30 замечено несколько вышибленных заклепок. На обоих броневых плитах видны две выбоины и трещины. При помощи водолазов удалось закупорить деревянными клиньями и пробками всю щель и дыры от заклепок, после этого удалось выкачать воду из всех залитых коридоров, при чем оказалось: в нижнем бортовом коридоре (от 25 до 31 шпангоута), между шпангоутами 30 и 31, верхний угол наклонного листа, соединяющего 2 листа обшивки в стыке, отогнут во внутрь, отчего 12-15 заклепок частью выскочили совсем, а частью повреждены и пропускают воду; флоры и стрингеры и угольники, крепящие их, у шпангоутов 28, 29 и 30, изломаны, погнуты и оторваны во многих местах; несколько заклепок выскочило и несколько повреждены. В эти коридоры вода попала через дыры выскочивших заклепок, через разошедшиеся швы листов и через отдавшиеся немного броневые болты.

РЮРИК: Разбиты 3 цистерны: опресненной, береговой и забортной воды; на рострах перебит почти весь трубопровод к цистернам и паровые трубы для подогревания воды. На верхней палубе перебит трубопровод соленой воды у командного правого гальюна. В спардеке перебит трубопровод пресной и соленой воды. Перебит самый носовой и самый кормовой отростки труб пожарной системы и попорчены три крана. Перебиты трубы и 1 кран у носовой и средней помп Стона. Перебиты отливные трубы носового и центрального аэрорефрежираторов. Совершенно разбиты 2 иллюминатора в батарейной палубе и один в спардеке и 11 иллюминаторов повреждены. Перебита вентиляторная труба в носовой сушилке. Разбит желоб правого командного гальюна. В ходовой передней рубке от сотрясения сброшен на палубу со стойки электрический штурвал, а у гидравлического штурвала погнут вал, идущий в боевую рубку. В боевой рубке наружный медный кожух электрического штурвала пробит осколками. Кроме главного среднего компаса, который совершенно снесен, у остальных от сотрясений сползли магниты. Перебиты переговорные трубы, провода звонков и освещения, разбиты стекла от компасов и лампочек. В рострах разбиты хранившиеся там 2 аппарата метательных мин. Прицелы для минных аппаратов: 2 совершенно уничтожены, а 4 сильно повреждены. Все 4 прожектора сильно повреждены в корпусах, а в трех из них разбиты рефлектора. Все приборы телеграфа без проводов совершенно уничтожены. Кабели электрических штурвалов боевой и ходовой рубок оторваны. Разбиты 9 телефонных станций. В спардеке разбиты 2 колокола громкого боя. Разбито стекло фонаря Табулевича и уничтожен искроусилитель. Снарядом, попавшим в верхнюю часть кормовой трубы и в ней разорвавшимся, перебиты водогрейные трубки экономайзера парового котла №14, разворотило и загнуло внутрь листы и угольники крепления внутреннего кожуха дымовой трубы. Разорвавшимся в нижней части кормовой трубы снарядом перебиты водогрейные трубки экономизаторов паровых котлов №№13 и 14, а также и питательная труба котла №15. Этим же снарядом разворотило совершенно внутренний кожух трубы вплоть до экономизаторной площадки, а загнутыми листами этого кожуха прекратило тягу в 10 кормовых котлах. Снарядом, попавшим в среднюю часть носовой трубы и разорвавшимся в ней, загнуло внутренний кожух (чем уменьшило тягу), перебило трубу парового свистка и воздушной сирены. Осколками от снарядов перебило коромысло спускового золотника и золотниковую тягу паровой лебедки правого топенанта для спуска минных и паровых катеров. Осколками разбиты: водогрейные трубки и верхний паровой коллектор котла парового катера №1 и золотниковая коробка, золотниковый шток и цепной барабан мусорной лебедки из третьей кочегарки. Гребные суда: Оба паровых катера в корпусе имеют массу пробоин от осколков. Палубы, кожухи, трубы и внутренняя отделка сильно повреждены. Два баркаса и два 16-ти весельных катера очень сильно разбиты, как внутри, так и снаружи. Два 14-ти весельных катера имеют несколько небольших пробоин и внутри повреждены незначительно. Две шестерки и вельбот №1 пробиты массой осколков, вельбот №2 поврежден незначительно. Подписал: капитан I ранга Иванов.



полная версия страницы