Форум

Последние годы "Ростислава"

yuu2: Пересмотрел тут на днях "Броненосец Потёмкин" Эйзенштейна. Большей частью фильм был снят на палубе "Ростислава". Если отбростить в сторону революционные настроения и то, что "адмиральскую эскадру" играли "Гангуты", то отстаётся вопрос по "Ростиславу": в кадрах фильма неоднократно фигурируют его бортовые башни. Но при этом они одноорудийные. А на местах "родных" амбразур под 6"ки торчат квадратные отверстия - как будто заделали, но не качественно. Собственно вопрос - кто, когда и зачем над ним так измывался?

Ответов - 22

Danila: а разве не 12 апостолов использовали при съемках?

yuu2: Danila пишет: разве не 12 апостолов использовали при съемках? Там всё хитро - силуэт "12 апостолов". Но сцены на палубе - "Ростислав". Эйзенштейн "сочинил" корабль. Как "сочинил" и противостоящую ему эскадру. Но вот кто и когда изуродовал бортовые башни ...

Bars: А разве "Ростислав" не был затоплен в 1920 году в Керченском проливе? И если его позже подняли- был ли он "киногеничен"?


Алекс: yuu2 пишет: в кадрах фильма неоднократно фигурируют его бортовые башни. Но при этом они одноорудийные. А на местах "родных" амбразур под 6"ки торчат квадратные отверстия - как будто заделали, но не качественно. Собственно вопрос - кто, когда и зачем над ним так измывался? Очень жаль, но фильм снимали на 12 Апостолах, Ростислав в это время прекрасно лежал на дне и до него никому дела не было. Увы это исторический факт.

Джи-джи: Снимали на 12 Апостолах и , если мне не изменяет память, на Коминтерне.

Сергей И: Не изменяет. :) Там много сюжетов с "Коминтерном".

Danila: Из арбузовки про 12 апостолов: Приложение № 2: «Двенадцать Апостолов» С.М. Эйзенштейн Достаточно известна "непонятная" история рож-дения фильма "Броненосец Потемкин". История о том, как он родился из полстранички необъятного сценария "Пятый год", который был нами написан в совместной работе с Ниной Фердинандовной Агаджановой летом 1925 года. Для того чтобы сделать картину вокруг броне-носца, нужен ... броненосец. А для воссоздания истории броненосца в 1905 году надо, чтобы он был еще именно такого типа, какие существовали в девятьсот пятом году. За двадцать лет — а дело было летом 1925 года — облики военных кораблей категорически изменились. Ни в Лужской губе Финского залива — в Балтфлоте, ни во флоте Черного моря летом 1925 года броненосцев старого типа уже не было. Особенно в Черном море, откуда военные суда даже старого типа были уведены Врангелем и в боль-шом количестве были затоплены. Весело покачивается на водах Севастопольс-кого рейда крейсер "Коминтерн". Но он вовсе не то, что нам надо. У него нет площадки юта — плацдарма знаменитой "драмы на Тендре", которую нам надо воссоздать. Сам "Потемкин" много лет тому назад разоб-ран, и даже не проследить, куда листопад истории разнес и разметал листы тяжелой брони, когда-то покрывавшей его мощные бока. Однако "разведка" — киноразведка — доно-сит, что если не стало самого "Князя Потемкина Таврического", то жив еще его друг и однотипный сородич — когда-то мощный и славный бронено-сец "Двенадцать Апостолов". В цепях, прикован-ный к скалистому берегу, притянутый железными якорями к неподвижному песчаному морскому дну, стоит его когда-то героический остов в одной из самых дальних извилин так называемой Сухарной балки. Именно здесь, в глубоких подземельях, про-должающих извилины залива в недрах гор, хранят-ся сотни и тысячи мин. У входа к ним, как бдитель-ный цербер в цепях, лежит продолговатое ржаво-серое тело "Двенадцати Апостолов". Не видно ни орудийных башен, ни мачт, ни флагштоков, ни капитанского мостика на громад-ной широкой спине этого дремлющего сторожево-го кита. Их унесло время. И только многоярусное железное его брюхо иногда грохотом отзывается на стук вагонеток, перекатывающих тяжелое и смер-тоносное содержимое его металлических сводов: мины, мины, мины. Серое тело "Двенадцати Апостолов" тоже ста-ло минным пакгаузом. И потому-то оно так тща-тельно приковано, притянуто и прикручено к твер-ди: мина не любит толчков, мина избегает сотрясе-ния, мина требует неподвижности и покоя. Казалось, навеки застыли в неподвижности "Двенадцать Апостолов", как недвижно стоят две-надцать каменных изваяний сподвижников Христа по бокам романовских порталов. Но железному киту суждено еще раз пробудить-ся, еще раз двинуть боками, еще раз повернуть в сторону открытого моря свой нос, казалось, навсег-да упершийся в утесы. Броненосец стоит около са-мого скалистого берега, параллельно ему. А "дра-ма на Тендре" происходит в открытом море. Ни сбо-ку, ни с носа броненосца никак не "взять" кинока-мерой таким образом, чтобы фоном не врывались в объектив тяжелые отвесные черные скалы. Однако зоркий глаз помощника режиссера Крю-кова, разыскавшего великого железного старца в извилинах Севастопольского рейда, разглядел воз-можность преодоления и этой трудности. Поворо-том своего мощного тела на девяносто градусов корабль становится к берегу перпендикулярно; та-ким образом он фасом своим, взятым с носа, по-падает точно против расщелины окружающих скал и рисуется во всю ширину своих боков на чистом небесном фоне! И кажется, что броненосец в от-крытом море. Вокруг него носятся удивленные чай-ки, привыкшие считать его за горный уступ. И по-лет их еще усугубляет иллюзию. В тревожной тишине ворочается железный кит. Особое распоряжение командования Черноморс-кого флота снова, в последний раз, поставило же-лезного гиганта носом к морю. И кажется, что но-сом этим он втягивает соленый воздух открытой глади после застойного запаха тины у берегов. Дремлющие в его чреве мины, вероятно, не заме-тили, пока свершался этот плавный оборот его груз-ного тела. Но стук топоров не мог не тревожить его сон: это на палубе подлинного броненосца собирают верхнюю часть броненосца фанерного. Из реек балок и фанеры по старым чертежам, хранящимся в Адмиралтействе, был воссоздан точный внешний облик броненосца "Потемкина". В этом почти символ самого фильма: на базе подлинной истории воссоздать средствами искус-ства прошлое. Но ни единого рывка ни вправо ни влево, ни одного сантиметра вбок! Иначе погибнет иллюзия открытого моря, иначе в объектив станут лукаво заглядывать седые скалы (Правда, в картине есть вид сбоку. Но этот вид снят в мавританских хоромах Сандуновских бань в Москве. В теп-ловатой воде бассейна покачивается серое тельце малень-кой модели броненосца. (Прим. С.М. Эйзенштейна)). Жесткие пространственные шоры держат нас в узде. Не менее жесткие шоры времени: строгие сроки необходимости сдачи картины в день юби-лея не дают разбегаться замыслам. Цепи и якоря держат в узде старое тело броненосца, рвущего-ся в море. Мины, мины, мины. Под знаком мин идет работа. Курить нельзя, бегать нельзя, даже быть на палубе без особой нужды и то нельзя! Страшнее мин специально к нам представлен-ный их хранитель — товарищ Глазастиков! Глазастиков! Это не игра слов. Но зато полная характерис-тика внутреннего содержания носителя этого не-дреманного ока, этого аргуса, охранявшего ярусы мин под нашими ногами от вспышек, от излишней тряски, от детонации. На выгрузку мин потребова-лись бы месяцы, а у нас всего две недели сроку, чтобы успеть окончить фильм к юбилею. Попробуйте в таких условиях снимать вос-стание! Однако "тщетны россам все препоны": восста-ние было снято! Не напрасно ворочались мины в брюхе старо-го броненосца и вздрагивали от грохота воссоз-данных событий истории, проносившихся по его палубам. Что-то от их взрывной силы захватил с собой в свое плавание и экранный его образ.

Bars: однотипный сородич — когда-то мощный и славный бронено-сец "Двенадцать Апостолов"... Забавно!

мечтатель: Умели Люди писать,поэма блин.

Titanic: Bars пишет: однотипный сородич Разве Двенадцать Апостолов и Потемкин однотипны?

Bars: Я как раз и процитировал из вышеприведённого текста

Danila: А еще говорят: вот раньше кино снимали и т.п. - тоже ни хрена не разбирались в технике

yuu2: Собственно меня смутило именно это орудие. При его вращении в кадре создаётся стойкое ощущение, что это не каземат, а честная цилиндрическая бортовая башня на манер "Севастополей" и "Ростислава". Соотвественно и вопросы: если башня, то чья? и на кой по бокам квадратные вырезы? (на данном кадре виден один, но второй симметричен).

Danila: Точно не Ростислав. ИМХО каземат, но чей? Квадратный вырез - прицел?

keu: yuu2 пишет: Собственно меня смутило именно это орудие. При его вращении в кадре создаётся стойкое ощущение, что это не каземат, а честная цилиндрическая бортовая башня на манер "Севастополей" и "Ростислава". ИМХО это бутафория. Вряд ли на 12 Апостолах оставались свои пушки.

asdik: keu пишет: ИМХО это бутафория. Вряд ли на 12 Апостолах оставались свои пушки. Левая передняя казематная 152мм установка крейсера. Как пример Олег вид слева

Danila: asdik опередил Может быть к съемкам привлекли Коминтерн - очень похоже на

yuu2: keu пишет: ИМХО это бутафория Банально из-за толщин не бутафория. Если это 6"ка, то видимая толщина "окна" 3-4": а неподвижная часть на все 6" тянет. Danila пишет: Может быть к съемкам привлекли Коминтерн - очень похоже на В части выреза за казематом (если это таки он) похоже, но верхняя площадка огорожена леерами. Диаметр подвижного щита (если это таки каземат) - около 2 метров. Срез борта перед орудием - не меньше 2х длин выступающей части ствола. Кто ещё в претендентах?

мечтатель: yuu2 пишет: Кто ещё в претендентах? Претендентов,не надо.Есть"мурзилка"-Подвиг броненосца"Потемкин"1965 года издания,так там,в разделе"бессмертие"прямо указано,что съемки велись на "Кaминтерне"(сцены,у башен,около орудий,на палубе на фоне моря}"12Апостолов" снимался с носа,снизу на фоне неба.Эта книжка{зеленая такая}лет 30-35 назад,была в каждой районой библиотеке.

мечтатель: yuu2 пишет: а неподвижная часть на все 6" тянет Внешний диаметр ствола(кожуха}8-8,5"так что 3,5"как раз.

keu: asdik пишет: Левая передняя казематная 152мм установка крейсера. Да, похоже. Кроме квадратного выреза.

keu: yuu2 пишет: Банально из-за толщин не бутафория. Если это 6"ка, то видимая толщина "окна" 3-4": Что мешает изготовить бутафорское окно любой толщины? :) Эх, надо бы дома из загашников кино извлечь и посмотреть самому.



полная версия страницы