Форум

ОРГАНИЗАЦИЯ БОЕВОГО РОСПИСАНИЯ

РЮРИК: Предисловие. Данная книга была издана ГМШ в 1904 году, как рекомендательная. В ней описаны образцы боевых росписаний броненосцев типа "Бордино", крейсеров "Олег" и "Жемчуг", а так же миноносцев. Часть I На всяком корабле команда делится на 2 вахты, каждая вахта на 2 отделения, каждое отделение делится на 2 полуотделения. 1-ю вахту состовляют 1-е и 3-е отделения. 2-ю вахту составляют 2-е и 4-е отделения. При распределении коечных номеров по отделениям, выпущены номера кончающиеся на 0 и 9. Людям 1-й вахты присваиваются нечетные номера. Людям 2-й вахты присваиваются четные номера. Таким образом: 1-е отделение получает №№, кончающиеся на 1 и 5. 2-е отделение получает №№, кончающиеся на 2 и 6. 3-е отделение получает №№, кончающиеся на 3 и 7. 4-е отделение получает №№, кончающиеся на 4 и 8. Сообразно с этим полуотделения называются 1-е, 5-е, 2-е, 6-е, 3-е, 7-е, 4-е, 8-е. По роду своих специальностей, для порядка раздачи №№, команда делится на 8 отделов, при чем каждому отделу присвоен свой отличительный номер сотни и дано число номеров с избытком. 1-й отдел, №№ 1-398, составляют: №№ 1-48 Фельтфебели Боцманматы Квартирмейстеры Старшие марсовые Марсовые Старшие водолазы Водолазы №№ 51-398 матросы 1 и 2 статьи: Прислуга орудий Прислуга подачи Прислуга минных аппаратов Прислуга минных и паровых катеров Ординарцы, если не достает вестовых 2-й отдел, №№ 401-598, составляют: Артиллерийские квартирмейстеры Старшие комендоры Комендоры Гальванерные квартирмейстеры Старшие гальванеры Гальванеры 3-й отдел, №№ 601-689, составляют: Минные квартирмейстеры Старшие минеры Минеры: У минных аппаратов, начиная с подводных У динамо-машин У боевых фонарей У прочих обязанностей Минно-машинные квартирмейстеры Минные мкшинисты} в том же порядке как минеры 4-й отдел, №№ 701-798, составляют: Рулевые боцманматы и квартирмейстеры Рулевые Сигнальщики боцманматы и квартирмейстеры Сигнальщики Дальномерщики Горнисты боцманматы и квартирмейстеры Горнисты и барабанщики 5-й отдел, №№ 801-898, составляют: Содержатели Юнги: артиллерийский, шкиперский, баталерский - из матросов Писари Фельдшеры Санитары Оружейник инструктор Плотники Конопатчики Парусники Маляры Ротные писари - они же ординарцы Буфетчики (командира, кают-компании, кондукторов) Вестовые - они же ординарцы (командира, старшего офицера, офицеров и кондукторов) Повара (командира, кают-компании, кондукторов) Помощники поваров (командира, кают-компании, кондукторов) Коки Хлебопеки 6-й отдел, №№ 901-998, составляют: Трюмные квартирмейстеры} По отсекам начиная от Ф.-штевня Трюмные } 7-й отдел, №№ 1001-1198, составляют: Машинные квартирмейстеры Машинисты: Боевая смена (в том числе юнга) Прочие обязанности 8-й отдел, №№ 1201-1398, составляют: Кочегарные квартирмейстеры Кочегары: Боевая смена (в том числе юнга) Прочие обязанности. Номера распределяются в последовательности перечисленных в отделах специальностей. Боцмана №№ не получают, а обозначаются буквой 1.Б - боцман первый и 2.Б - боцман второй. Незаполненные номера остаются пустыми. Все нижние чины, исполняющие должности лиц каких бы то ни было специальностей, принимают №№ этих лиц. Напимер: ученик комендор, исполняющий должность комендора, получает комендорский номер; кочегарный ученик, занимающий вакансию качегара, получает кочегарный номер и т.д. Нижние чины, имеющие на корабле временное пребывание, как то: музыканты, чины флагманских штабов, прикомандированные и другие, не входящие в состав судовой команды, составляют особый отдел, получают №№ свыше 1400, - после судовых и для них делается совершенно отдельное росписание. Если почему либо кто нибудь из этих чинов будет назначен на судовую обязанность, то он получает и соответствующий № судовой команды. Кроме того судовая команда делится на роты, при чем каждая рота, смотря по численности судовой команды, соответствует вахте или отделению, а на малых судах вся команда составляет одну роту. Каждая рота, для заведывания ею в дисциплинарном и хозяйственном отношении, имеет своего фельтфебеля, исполняющего обязанности палубного старшины. Для эскадренных миноносцев, в виду малочисленности на них команды, таблица номерации изменена. Сохраняя ту-же систему деления команды по специальностям, на 8 отделов, в каждый отдел положено число номеров в 10 раз меньше нежели для остальных судов, вследствие чего отличительным признаком отдела для миноносцев служит цифра десятков коечного номера. 1-й отдел, №№ 1-38: 1-4; 5-38 2-й отдел, №№ 41-58 3-й отдел, №№ 61-68 4-й отдел, №№ 71-78 5-й отдел, №№ 81-88 6-й отдел, №№ 91-98 7-й отдел, №№ 101-118 8-й отдел, №№ 121-138 Примечание. Вестовые назначаются по следующему рассчету: на три офицера - один вестовой; на пять кондукторов - один вестовой. P.S. Если промахнулся с разделом извините. Продолжение следует

Ответов - 19

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа!. Размещение команды на корабле. Для облегчения дисциплинарного надзора и всяких распоряжений, касающихся внутренней службы на корабле, что достигается тогда, когда команда находится большую часть времени в ведении своих ближайших начальников - фельдфебелей и отделенных квартирместеров, приняты следующие общие правила размещения команды: 1) 1-я вахта помещается на правой стороне корабля, 2-я - на левой. 2) Люди одного и того-же отделения помещаются всегда вместе, в одной и той-же палубе. 3) Если по размерам палубы в нее не помещается целое отделение, то выделяется из них та часть людей, связанных какой либо одной и той же обязанностью, в другое помещение. Например помещаются отдельно рулевые и сигнальщики, или вестовые, коки и хлебопеки, или минеры, или прислуга паровых и минных катеров. Но вообще следует избегать выделять из отделений людей 1-го отдела (см. номерацию команды). 4) На судах, имеющих две закрытые батареи, 1-е и 2-е отделения помещатся в нижней батареи, 3-е и 4-е в верней, - каждое отделение по своим полуотделениям. 5) На судах, имеющих одну закрытую батарею, 1-е и 2-е отделение помещается в носовой части ее, а 3-е и 4-е в кормовой, - каждое отделение по своим полуотделениям. Такой же порядок размещения команды соблюдается в жилой палубе для судов, имеющих только открытую батарею. 6) Машинная команда помещается со своими отделениями, не смешиваясь со строевой; ее желательно размещать в светлых и хорошо вентилируемых палубах и ближе к сходам в машинные и кочегарные помещения. 7) Фельдфебели состоят палубными старшинами тех палуб, в которых размещены их отделения. Квартирмейстеры размещаются со своими полуотделениями. 8) Сверхсрочнослужащие могут иметь отдельное помещения, по усмотрению судового начальства. Изложенные выше правила могут служить руководством для размещения во всех случаях и вносят некоторое однообразие, отступление от которого в деталях будет вообще несущественно. Помимо вышесказанного, для уменьшения до возможного беготни и сутолоки при передвижении большого числа людей во время тревог и авралов и других действий, вызываемых службой корабля, принято за общее правило: к орудиям и приборам вооружения корабля, расположенным в жилых помещениях, назначать людей живущих в этих помещениях, к орудиям же и приборам, установленным вне жилых помещений, - назначать людей живущих по близости. На этом основании даются коечные номера прислуг орудий, как это указано в следующей главе, и составляются росписания по умывальникам, бакам, хранению чемоданов и пр.

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа! Номерация прислуги орудий. На всх судах: 1) Прислуге орудий правого борта даются номера 1-й вахты, а прислуге орудий левого борта - 2-й вахты. 2) Прислуге орудий носового и кормового орудий даются номера обеих вахт. 3) В каждом полуотделении для прислуги орудий выводится одинаковое число коечных номеров. Относительно-же расположения орудий на судах, прислуге орудий даются коечные номера следующим номером: а) На судах имеющих две закрытых батарейных палубы, прислуге всех орудий нижней батареи даются 1-е и 2-е коечные номера, начиная с носа, а за ним 5-е и 6-е (в корму); прислуге всех орудий верхней батареи 3-и и 4-е коечные номера, начиная с носа, а за ним 7-е и 8-е (к корме). Прислуге всех орудий верхней палубы (включая башенные), мостиков и прочих надстроек даются 1-е, 2-е, 3-е и 4-е коечные номера с носа, а за ним 5-е, 6-е, 7-е и 8-е к корме; из них преимущественно 1-е, 2-е, 5-е и 6-е номера даются прислуге орудий верхней палубы и башен, а 3-е, 4-е, 7-е и 8-е - прислуге орудий на мостиках и марсах. б) Суда, имеющие одну закрытую батарейную палубу, по числу орудий разделяются по длине на две равные части: прислуге орудий носовой части даются 1-е, 2-е, 5-е и 6-е коечные номера, начиная с закрытой батареи, с 1-х и 2-х номеров; прислуге орудий кормовой части даются в том же порядке 3-е, 4-е, 7-е и 8-е коечные номера. Продолжение следует.

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа! Часть 2. БОЕВОЕ РОСПИСАНИЕ. Боевое росписание состоит из 5-ти частей. 1. Управление кораблем. 2. Управление и действие артиллерией. 3. Управление и действие минным вооружением и электрической энергией. 4. Управление и действие главными и вспомогательными машинами. 5. Трюмно-пожарный дивизион и уборка раненых. УПРАВЛЕНИЕ КОРАБЛЕМ. В управление кораблем входят люди, находящиеся во время боя в непосредственном распоряжении командира. ОФИЦЕРЫ: 1. Старший штурманский 2. Управляющий стрельбой 3. Старший минный 4. Младший штурманский, назначаемый по усмотрению командира к различным обязанностям по штурманской части. 5. Офицер в центральном посту для передачи распоряжений командира по переговорным средствам групповым командирам и по кораблю. НИЖНИЕ ЧИНЫ: 1. Рулевой кондуктор или вообще старший из рулевых и при нем рулевой-подручный; оба - для управления штурвалом в боевой рубке; 2. Квартирмейстер гальванер или вообще старший из гальванеров и при нем минер подручным для управления электрическими и переговорными средствами, расположенными в боевой рубке. На тех-же судах, на которых все приборы сосредоточены исключительно в центральном посту, и боевые рубки соеденены непосредственно с ним широкой переговорной трубой, эти люди находятся в центральном посту. 3. Сигнальный кондуктор, или вообще старший из сигнальщиков для наблюдения за внешней обстановкой боя, - вблизи боевой рубки. 4. Квартирмейстер горнист, или вообще старший горнист, для подачи сигналов на рожке, - вблизи боевой рубки. 5. Ординарцы: а) строевой квартирмейстер - старшина капитанского вельбота б) вестовой из числа капитанских в) писарь. Эти люди держатся в местах, указываемых им лично командиром. Сообразно с местными условиями число ординарцев может быть увеличено. 6. В центральном посту находятся: а) рулевой квартирмейстер или следующий по старшинству после назначенного в боевую рубку; при нем рулевой-подручный - оба на штурвале; б) гальванер при управлении приборами и для передачи приказаний по переговорным трубам; в) ординарец матрос. 7. Сигнальщики: Часть сигнальщиков, не менее двух, назначаются в помощ сигнальному кондуктору для наблюдения за движением судов и сигналами, и держаться на верху на указанных местах. Остальные находятся в боевом сигнальном посту для разбора и подъема сигналов под руководством сигнального квартирмейстера или следующего по старшинству после назначенного при командире. Если нет специально устроенного защищенного места для подъема и разбора сигналов, то эти сигнальщики держатся за местными прикрытиями. 8. Часовыми назначаются: а) Строевой квартирмейстер - при всех поднятых стеньговых и кормовом флагах, - место его у грот-мачты; б) Матрос - к денежному сундуку, переносимому в защищенное место.


РЮРИК: 9) К управлению кораблем отнесены такие люди, состоящие при рулевых механизмах в рулевом и румпельном отделениях, а именно: а) рулевой - хозяин этих помещений б) машинист - хозяин паровой рулевой машины в) минеры - при электрических приборах для действия рулем г) необходимое число подручных рулевых - для перевода руля с одного действия на другое. Все эти люди составляют основную силу для вращения штурвала при переходе на ручное действие. На судах, где есть штурвал на кормовом мостике или кормовой боевой рубке, к нему назначается один рулевой. Хозяин рулевого и румпельного отделений извещает командира чеоез центральный пост о всем случившемся в них при переводе руля на ручной штурвал требует помощи для его вращения от трюмно-пожарного дивизиона.

РЮРИК: УПРАВЛЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ АРТИЛЛЕРИЕЙ. Старший артиллерийский офицер, как заведующий обучением команды артиллерийскому делу и как техник, соединяет в себе обязанности в бою группового и плутонгового командира по отношению к правильности действия артиллерией и принимает меры к исправлению повреждений по своей части. Место его в бою не может быть установленно и предполагается, что он будет там, где командир найдет его более необходимым. В зависимости от величины артиллерийского вооружения назначается в помощ старшему еще младший артиллерийский офицер - командирами групп и для наблюдения в техническом отношении за действием башен, орудий и подачи. На каждом корабле устанавливаются четыри группы. Старшими назначаются командиры правой носовой и левой кормовой группы. Для управления группой, назначаются: а) командиром - лейтенант или артиллерийский офицер в чине лейтенанта; б) при дальномере - два матроса; в) ординарцами для голосовой передачи - один строевой квартирмейстер и один матрос вестовой. Для управления плутонгом, назначаются: а) командиром - мичман или артиллерийский кондуктор или артиллерийский квартирмейстер, при этом, если начальником плутонга одного борта назначен офицер, то противоположного назначается кондуктор или артиллерийский квартирмейстер. Командиром плутонга, состоящего из одного орудия или нескольких не свыше 75 мм. калибра, назначается артиллерийский кондуктор. При бое на один борт начальники противоположных плутонгов переходят к действующим. Число начальников плутонгов зависит от расположения орудий и наперед установлено быть не может. В распоряжении командиров плутонгов находятся люди трюмно-пожарного дивизиона и при уборке раненых. б) К голосовой передаче и переговорным трубам назначаются матросы. При этом к тем трубам, которые обслуживают несколько плутонгов, - один квартирмейстер и один вестовой; на каждую отдельную трубу в отдельно стоящем плутонге - один вестовой или матрос. в) Ординарцем к командиру плутонга - один вестовой. Число всех этих людей заранее предусмотренно быть не может и зависит от расположения, числа плутонгов и местных условий.

РЮРИК: Продолжение. Прислуга орудий назначается согласно правил артиллерийской службы на судах флота. Командирами 10" и 12" башен назначаются офицеры; командирами 8" и 6" башен назначаются артиллерийские квартирмейстеры на каждую башню по одному. Комендорами к башенным орудиям назначаются те из комендоров, которые специально для этого готовятся в Учебно-Артиллерийском Отряде, старшие комендоры входят в общее число назначаемых к орудиям комендоров, но в случае убыли заменяются артиллерийских квартирмейстеров. Подробное изложение организации управления и действия артиллерией находится в изданном Главным Морским Штабом проекте: "Основные принцыпы управления судовой артиллерий в бою". Подача, в зависимости от своего устрройства, бывает трех родов: 1) Электрическая которая производится элеваторами, зарядными столами, нориями и т.п. специальными устройствами для быстрой доставки артиллерийских припасов к орудиям. 2) Состоящая из тех-же устройств, но которые приводятся в действие вручную, с помощью имеющихся для этого приспособлений у каждого из названных устройств. 3) Ручная, производится с помощью горденей, талей, обгалдерей и ручных лебедок простейшего устройства. Для краткости первый род подачи назван "электрической", второй "лебедками" и третий "ручной". Эти три рода подачи связаны между собой тем, что прислуга у них одна и та-же, за исключением самого незначительного числа добавочных людей в тех случаях, когда ее окажется недостаточным по конструктивным особенностям, или же по местным условиям. Для управления подачей и распределения по различным рельсовым путям артиллерийских припасов назначаются офицеры, или кондукторы, и строевые квартирмейстеры, - последние как помощники первым двум. Они заботятся о своевременном переводе лебедок на ручное действие или переходе на ручную подачу, усиливают прислугу в местах, где это требуется обстоятельствами и заменяют убылых. Для управления большим числом прислуги погребов 10" и 12" орудий, скрытой от командиров башен, назначаются на каждую такую башню один из старших строевых квартирмейстеров. На его обязанности лежит выполнение распоряжений башеннго командира, руководство подачей и своевременный перевод механизмов на ручное действие. Прислуга подачи разделяется: 1) на прислугу погребов, 2) на прислугу элеваторов, 3) на вспомогательных подносчиков. Прислуга погребов состоит из хозяев и их подручных. Хозяевами погребов, как самыми ответственными людьми в подаче, назначаются грамотные и расторопные матросы по одному человеку на каждый отдельный погреб. Подручными к ним назначаются: по одному матросу в кажлый погреб, замещающему хозяина, и машинная команда. В погребах башенных орудий в число подручных входят люди, на обязанности которых лежит заготовка и укладка зарядов и снарядов в зарядные столы. Число подручных, назначаемых из машинной команды, в погребах зависит от устройства погреба и от местных условий. Прислуга элеваторов состоит из гальванеров, их подручных из матросов и хозяев коммутаторов. Гальванеры состоят хозяевами элеваторов и их электрических лебедок. К лебедкам сосредоточенным в одном месте и доступным одному наблюдению, назначается один гальванер. Подручными гальванеров назначаются матросы с таким рассчетом, чтобы на две лебедки приходился один матрос, который вместе с гальванером действует лебедкой вручную при переводе ее на ручное действие. Хозяевами постовых коммутаторов назначаются матросы, а именно: 1) на каждый пост выгрузки из элеватора, снабжающего одновременно несколько орудий, назначается один матрос. 2) на каждый пост выгрузки из элеватора, находящегося в дали от орудий или в разных с ними палубах, назначается один матрос. Коммутатором же поста выгрузки из элеватора, находящегося в непосредственной близости к орудиям или снабжающего только одно орудие, действуют подносчики орудий. К каждому посту выгрузки из элеватора, снабжающего несколько орудий значительно от него удаленных, или находящихся в разных с ним палубах, назначаются еще люди, называемые "вспомогательными подносчиками", для носки патронов или ящиков с ними от элеваторов на встречу орудийным подносчикам. Надо рассчитывать, что во время боя, вследствие повреждения лебедок, часть их будет переведена на ручное действие, а местами будет производится ручная подача. Принимая это во внимание, подача должна быть снабжена людьми с расчетом, что все лебедки одновременно действуют вручную или производится повсюду ручная подача. Вследствие уменьшения работы в погребах при подаче лебедками, а тем более ручной, прислуга элеваторов и вспомогательные подносчики усиливаются частью прислуги от погребов , особо назначаемыми людьми и наконец прислугой от орудий. За наблюдением за действием 10" и 12" башень, а также 6" и 8" башень, неимеющих внизу сообщения, назначаются по 2 гальванера на каждую такую башню. Один из них находится у распределительной станции, где следит за действием реле, а другой наблюдает за действием остальных электрических механизмов, расположенных в разных этажах башни. На прочие башни назначается по одному гальванеру в каждую башню, так как такие башни расположены попарно и имеют общие подбашенные отделения. На ручное действие башенными механизмами назначаются машинисты и кочегары. В помощ к ним, при переходе башень на ручное действие, присоединяются гальванеры, часть прислуги погребов подбашенных отделений и часть прислуги орудий, что позволительно сделать, так как ручное действие медленнее электрического.

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа! УПРАВЛЕНИЕ МИННЫМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ. Минные приспособления, по своему роду, разделяются на боевые, которые служат, наступательными средствами или как защита и на такие, которые необходимы во всякое время плавания корабля. К первым относятся минные аппараты, мины, минные погреба, боевые фонари и минное вооружение минных и паровых катеров; ко вторым - динамо машины, электрическое освещение, брашпили, шпили, электрическая вентиляция и остальные электрические приборы. Хотя все устанавливаемые на судах динамо-машины употребляются для всяких приборов и во всякое время, но те из них, которые помещатся в хорошо защищенных местах, называются "боевыми"; другие-же обыкновенно меньшей мощности и устанавливаемые исключительно для надобностей мирного времени, - "не боевыми". Дневное управление минными приспособлениями по боевому росписанию несколько разнится от ночного, когда могут потребоваться все осветительные приборы, поэтому за коренную обязанность принята дневная и назначение к ней дополнительной ночной дано той прислуге, которая занимает второстепенные обязанности у минных боевых приборов. В виду сложности действия у приборов минного вооружения, у которых не допускается никакой торопливости, а требуется только осторожность и отчетливость, изготовление приборов с успехом может делаться заблаговременно и поочередно одними специалистами по минной части. Тем не менее, чтобы не увеличивать число минных специалистов, назначаются к судовым минным аппаратам на второстепенные обязанности - матросы. В тех же случаях, когда требуется ручная сила, например при перемещении мины Уайтхеда или при повреждении механических приспособлений, старшие минные специалисты требуют помощи от трюмно-пожарного дивизиона. Для управления минными приспособлениями и электрической энергией назначаются минные офицеры или кондукторы. Старший минный офицер, по изготовлении минной части к бою, находится на минных прицелах в боевой рубке или там, где командир найдет более нужным. В зависимости от величины минного вооружения и электрической энергии назначается еще младший минный офицер. На его обязанности лежит наблюдение с технической стороны за приборами минной части. Он же заменяет старшего на прицелах, если в этом встретится надобность. Для командования минными катерами, когда они спущены для атаки или для специального назначения, назначаются на каждый из них офицер, по усмотрению командира. Для управления электрической энергией назначается минно-машинный кондуктор в каждое помещение, или на два подводных аппарата; он же заведует этим помещением и всем в нем находящимся. Для управления электрической энергией назначается один минный кондуктор. На его обязанности лежит наблюдение за электрическими приборами и исправления их повреждений во время боя. Прислуга минной части разделяется на прислугу: 1) минных аппаратов и всего что служит для их действий; 2) погребов; 3)боевых фонарей; 4) динамо-машин; 5)прочих приспособлений 6) минных и паровых катеров. Прислуга минных аппаратов назначается: а) к каждому отдельно стоящему аппарату или к двум парным, установленным на противоположных бортах, - один минный квартирмейстер. По изготовлению аппаратов к действию, он находится на прицелах в визирных портах; если прицелов два, например у парных аппаратов, то он переходит к прицелу стреляющего борта. Один из них в тоже время заведует беспроволочным телеграфом. Минный квартирмейстер от носового минного аппарата, по изготовлении его к действию, отходит к визирным прицелам подводных минных аппаратов; б) на каждый надводный минный аппарат - хозяином его или №1 - один минер; в) подручным к енму или №2 - один минер, он заменяет №1 во всех случаях подобно тому, как второй комендор заменяет первого у орудий; г) при минах - один минный машинист; д) хозяином принадлежности аппарата - один матрос. На каждый подводный минный аппарат: а) хозяином аппарата или №1 - один минно-машинный квартирмейстер; б) подручными при минах - два минных машиниста; в)для изготовления зарядного отделения мин - один минер; г) подручным минера и хозяином принадлежности аппарата - один матрос.

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа!. Продолжение. На каждый подводный аппарат: а) хозяином аппарата или №1 - один минно-машинный квартирмейстер; б) подручными при минах - два минных машиниста; в) для изготовления зарядного отделения мин - один минер; д) подручным минера и хозяином принадлежности аппарата - один матрос. Хозяином каждого большого воздухонагнетательного насосоа назначается минный машинист. Хозяевами средних насосов назначаются минные машинисты от ближайших к ним боевых динамо-машин или аппаратов. Для наблюдения за изготовлением мин для надводных и катерных аппаратов назначается один минно-машинный квартирмейстер. Для наблюдением за действием всех паровых механизмов по минной части, в помощь минно-машинному кондуктору, назначается один минно-машинный квартирмейстер. Прислуга погребов: хозяином минного погреба - один минер или старший минер. Прислуга боевых фонарей: на каждый боевой фонарь хозяином - один минер. Подручным у него назначается второй минер от надводных или минер от подводных аппаратов. Если фонарями управляют на расстоянии, то последние отходят к манипуляторам. Если для действия фонарями не хватает вышеназванной прислуги от минных аппаратов, то она дополняется из прислуги небоевых динамо-машин или других приспособлений, имеющих для данного момента второстеппенное значение. Прислуга боевых динамо-машин: а) для управления распределительной станцией каждой группы боевых динамо-машин и наблюдения за электрическими приборами, вблизи расположенными, назначается один минный квартирмейстер; б) хозяином каждой боевой динамо-машины - один минер; в) хозяином каждого ее парового двигателя - один минный машинист. Прочие минные приспособления, к которым назначаются отдельно на каждое своя прислуга, состоят из: а) беспроволочного телеграфа, - к которому назначается старший минер в помощь минному квартирмейстеру; б) минной каюты - хозяином (юнга) который и при выдачи минных материалов назначается старший минер или минер. Для управления брашпилями и шпилями, а также для наблюдения за турбинами и вентиляторами и для исправления проводов, назначаются минеры в зависимости от числа этих приборов, их расположения и местных условий. Остальные приспособления распределяются между прислугой боевых приборов. Прислуга минных и паровых катеров: Прислугой каждого минного катера назначается: а) старшиной - один строевой квартирмейстер; б) гребцами (крючковыми) - один матрос; в) хозяином аппарата и шлюпочного боевого фонаря - один минер, он же назначается ночью подручным к боевому фонарю; г) при минах Уатхеда - хозяином их и парового двигателя динамо-машины - один минный машинист, - он-же одновременно состоит хозяином парового двигателя боевой динамо-машины; д) при машине катера - один машинист; е) при котле - один кочегар; ж) при каждом орудии или пулемете - один комендор - хозяином орудия. Прислугой при орудиях, пулеметах и минном аппарате состоит гребец катера и прислуга орудий и пулеметов. Если отлучка минного катера продолжается более 6 часов, то назначается еще второй качегар; минный машинист назначается во вторую смену машинисту. При посылке минного катера в сторожевую цепь назначается еще второй минер из прислуги подводных минных аппаратов. Прислугой каждого парового катера назначается: а) старшиной - один строевой квартирмейстер; б) гребцами (крючковыми) - один матрос; в) хозяином метательного аппарата - один минер, он же одновремменно состоит хозяином не боевой динамо-машины; г) при машине - один машинист; д) при котле - один кочегар; е) при орудии или пулемете - один комендор от вторых при судовых орудиях; прислугой при орудиях, пулеметах и метательном аппарате состоят гребец катера и прислуга орудий или пулеметов. Старшине или гребцам каждого минного и парового катера назначается смена из тех же званий. Хозяевами состоит первая смена. Вторая смена комплектуется из прислуги орудий 47 мм. калибра. Первая смена состоит полностью в трюмно-пожарном дивизионе. Хозяевами минных погребов, хозяева боевых фонарей - днем, минная прислуга поднятых минных и паровых катеров, поступает в трюмно-пожарный дивизион после того, как будет изготовлена минная часть к бою. Минеры, назначенные для исправления проводов, для управления и наблюдения за электродвигателями, а также минный юнга, зачисляются в трюмно-пожарный дивизион.

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа! Продолжение. УПРАВЛЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ ГЛАВНЫМИ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ. Для управления главными и вспомогательными механизмами и в котлах назначается постоянная выборная команда, которая называется боевой сменой. Состав боевой смены должен дать возможность кораблю во время боя развить наибольшую мощность его механизмов и в тоже время выполнять необходимые починки. Для соблюдения этого требования в состав боевой смены назначаются все квартирмейстеры и лучшие люди машинной команды. Кроме того в боевую смену еще назначаются люди для разгребания угля, если это необходимо по устройству угольных ям. Остальная часть машинной команды, по боевому росписанию, назначается к подаче и в трюмно-пожарный дивизион. Выработать общие правила для состава боевой смены невозможно, так как на новых судах этот состав в каждом отдельном случае будет зависеть не только от числа, размера и устройства механизмов, но и от расположения их на судне, удобств сообщения между ними и много другого. Поэтому для каждого нового судна определение состава боевой смены должно делаться по отдельным соображениям, руководствуясь имевшимся уже опытом на подходящих типах судов. Для плавания корабля при различных обстоятельствах одной лишь боевой смены недостаточно, а потому для определения общего числа машинной команды следует исходить из следующих соображений: Общее число машинной команды должно быть достаточно для двух смен при ходе корабля близком к полному ( т.е. при действии 3/4 общего числа котлов). Предполагается, что этого числа людей будет достаточно для трех смен обыкновенного экономического хода. Кочегары, состоящие в боевой смене для разгребания угля, при определении общего числа кочегаров, в расчет не принимаются, так как на переходах могут быть назначаемы для этого матросы.

РЮРИК: Продолжение. ТРЮМНО-ПОЖАРНЫЙ ДИВИЗИОН И УБОРКА РАНЕНЫХ. Кроме действий и обязанностей, перечисленных в первых четырех частях боевого росписания, существует еще много других, вызываемых положением судна в бою. Все они сведены в две главные группы: А) Сохранения живучести корабля. Б) Уборка раненых. Сохранения живучести корабля в бою возлагается на особо назначаемых людей под общим названием: Трюмно-пожарный дивизион. Трюмно-пожарный дивизион (Т.П.Д.) объединяет следующие обязанности: 1) действовать водоотливными и другими устройствами для выравнивания крена, сохранения остойчивости и заделки пробоин. 2) действовать пожарными средствами, изолировать и затоплять помещения, в которых пожар грозит распространением на соседние или взрывом. 3) исправлять повреждения и поломки и помогать ручной силой тогда, когда в этом встретится настоятельная необходимость. 4) наблюдать за электрическим освещением, свечным и пиронафтовым, исправлять проводку тока, устраивать временное освещение и наблюдать за порядком в палубах. Для облегчения управления дивизионом, он разделяется на несколько частей. Каждая из них назначается обслуживать от трюма до верхней палубой включительно т.е. в вертикальном направлении только свою часть корабля, так как сообщение по нему, разделенному на отсеки непроницаемыми переборками без дверей или задраенными, более, удобно по вертикальному направлению, нежели по линии палуб. Чем меньше частей, на которые делится Т.П.Д., тем труднее им управлять, потому что ему приходится разбрасываться, а чем больше частей, тем больше требуется для них начальников и людей, чтобы не сумировать разносторонней их деятельности. Исходя из последнего, нельзя дать подробных правил для каждого частного случая, но можно установить удовлетворяющие всем судам предельное числа, на которые Т.П.Д. может делиться. Каждое судно по длине может быть разделено на четыри больших отсека, резко отличающихся друг от друга; а именно: носовой, котельный, машинный и кормовой. Границы этих отсеков вообще не совпадают с плоскостью одного и того же шпангоута и чем выше от броневой палубы, тем отступления встречаются чаще. Принимая это во внимание, границы этих отсеков выбираются так, чтобы сообщения в отсеках по линии палуб не перерезывалось бы непроницаемыми переборками без дверей или задраивающимися по боевой тревоге. Само собой понятно, естественно будет разделение Т.П.Д. на четыри части, из которых каждая обслуживает свой отсек, и получает от него, для краткости, наименование: носовой дивизион, кательный, машинный и кормовой дивизион. Для судов, относительно коротких, котельный и машинный дивизионы могут быть соединяемы в один под названием "среднего" дивизиона. Это пригодно для броненосцев, средняя часть которых образует закрытый кругом каземат, и для крейсеров небольшого водоизмещения, имеющих малочисленную команду.

РЮРИК: Продолжение. Разделение Т.П.Д. на четыри части не исключает составления его из больших частей, например, если по конструкции корабля, придется делить Т.П.Д. на пять частей, то это не может противоречить правилам, но разделение его на три части принято за наименьшее для всех боевых судов. При указанном разделении корабля на отсеки трюмные квартирмейстеры и трюмные остаются при своих трюмных отсеках, которые не разбиваются, и будут следовательно иметь всегда постоянных хозяев. Каждый дивизион должен иметь в своем распоряжении хотя бы один отросток пожарной магистрали с постоянными при нем шлангами. Отсутствие его лишает дивизион возможности выполнять одну из перечисленных его обязанностей - тушить пожар, и требуя воду от соседних. Поэтому число отростков пожарной магистрали дает другим предел, на сколько частей должно разделить Т.П.Д. Возможные обязанности, возлагаемые на дивизионы, требуют защиты их людей до момента вызова их к делу. Поэтому им назначаются в отсеках места, защищенные толстой броней, или ниже ватерлинии, откуда они вызываются в переговорные трубы, или, если это удобно, - голосом через люки, или в крайнем случае ординарцами. В помещениях, в которых по боевой тревоге не предполагается иметь людей, оставляются из дивизионов наблюдающие, которые либо сами принимают меры для тушения пожаров, либо требуют помощи от своего дивизиона. В батарею они назначаются лишь в том случае, если вызов их затруднен или же когда для открывания пожарных кранов приходится прислуге орудий далеко отбегать от своих мест. Во всяком случае число их в батареях должно быть весьма ограниченное и они руководятся начальниками плутонгов. Иногда бывает достаточным вылить ведро воды или хлестнуть мокрой стиркой, чтобы загасить затлевшийся предмет, что может быть выполнено без особых затруднений прислугою орудий. Общее руководство всеми людьми трюмно-пожарного дивизиона возлагается на старшего офицера которому в помощь назначаются: а) трюмный механик, в распоряжении которого находятся трюмные и все что касается трюмной службы. б) старший боцман Кроме того управление отдельными дивизионами возлагается: а) на командиров плутонгов - офицеров или кондукторов, а в тех отсеках, где последних несколько, на старшего из них б) остальных кондукторов в тех отсеках, где командиры плутонгов артиллерийские квартирмейстеры. В каждый дивизион назначаются старшими боцманы и фельдфебели, под руководством которых он действует. Если дивизионов меньше числа этих званий, то младшие назначаются подручными к старшим. Боцмана назначаются старшинами в носовой и кормовой дивизионы.

РЮРИК: Продолжение. Соответственно главнейшим обязанностям людей Т.П.Д. они разделяются на: 1) трюмных 2) пожарных 3) мастеровых 1) Трюмные: а) в каждый главный трюмный отсек, хозяином - один трюмный квартирмейстер б) подручным к нему - трюмные в числе зависящих от развития трюмной системы, но не более 3-х подручных в каждом отсеке. Примечание: Число главных трюмных отсеков определяется Главным Морским Штабом по рассмотрению чертежей корабля. 2) Пожарные: к каждому крану (ординарному или двойному) отростка пожарной магистрали хозяином - один машинист или кочегар или один из мастеров. Хозяевами отростков пожарной магистрали в данном отсеке назначаются трюмные этого отсека. 3) Мастеровые: Назначаются в большей части из хозяйственного отдела, не исключая и других. На их обязанности лежит заделка пробоин, исправление повреждений, наблюдение за освещением и порядком на палубах. Они же помогают тушить пожар и вообще заботятся о возможно быстром удалении причин, которые могут способствовать ослаблению артиллерийского огня или подачи. Мастеровыми считаются: марсовые, водолазы, оружейник, плотники, конопатчики, парусники, маляры, часть слесарей и кузнецов от машинной мастерской, машинисты и кочегары от паровых механизмов общей судовой потребности и ламповщики. К этой же категории относятся и минеры, назначенные для исправления проводов и наблюдения за действием электродвигателей, а также люди от минных и паровых катеров (кроме машинной команды), боевых фонарей и минных погребов, когда они не требуются при прямых своих обязанностях. Примечание: Число их для каждого типа корабля установливается Главным Морским Штабом. Разделение всех поименованных людей по дивизионам делается, сообразуясь с количеством горючего материала, находящегося в данном отсеке и с таким расчетом, чтобы каждый отсек имел приблизительно одинаковые специальности; единичные из них назначаются в средние отсеки. Исключение из этого правила составляют водолазы, которые назначаются все вместе в один и тот-же отсек, наиболее защищенный, чтобы быть готовыми по требованию. В защищенных местах отсеков, где держится в сборе, в ожидании вызова, дивизион, должен находиться склад инструментов, запасных шлангов и пипок, ведер, матов, швабр и проч. Наблюдающие за возгоранием снабжаются ломами и молотами, которые являются при всяких случаях наиболее подходящим инструментом.

РЮРИК: Продолжение. На случай прекращения действия электрического освещения, все люди Т.П.Д. должны быть снабжены особыми ручными (поясными) фонарями. Часть упомянутых в п.3 мастеровых судовой мастерской с некоторой частью машинной команды боевой смены составляют отдельный дивизион, находящийся в помещениях главных машин и котлов для исправления аварий в этих помещениях и находятся в распоряжении старшего механика, который однако, в случаях особо важных, требует себе в помощь ближайшие дивизионы. Все люди Т.П.Д. должны следить за передоваемым голосом или в ближайшие переговорные трубы приказаниями и передовать их по назначению голосом же или перебежками. В бою могут представиться случаи, когда требуется подвести пластырь, для чего составляется отдельное для каждого корабля росписание. Для этого росписания нельзя нельзя дать подробных правил для всех судов, но можно вообще сказать, что для быстрой подводки пластыря необходимо иметь постоянных людей из прислуги артиллерии мостиков и верхней палубы, а остальную валовую силу пополнять из частей корабля, в которых орудия в это время не действуют. Уборка раненых: Уборка раненых разделяется на два действия: 1) на быстрый перенос раненых в защищенные места, называемые санитарными пунктами, которые наперед выбираются для этого в батареях и других палубах в которых находится склад насилок простейшего устройства; 2) на подачу медицинской помощи в особо устраиваемом, хорошо защищенном месте, называемом перевязочным пунктом. В санитарных пунктах держатся особо назначаемые для переноски раненых люди, состоящие вместе с тем хозяевами носилок. У каждого хозяина может быть несколько носилок. Примечание: За наиболее осторожную и быструю передачу раненых из верхних палуб в нижние следует признать спуск носилок по положенным на трапы столам. В перевязочном пункте находятся люди, на обязанности которых лежит подача медицинской помощи и уход за ранеными. Хозяевами носилок и носильщиками назначаются: подшкиперский и баталерский юнги, буфетчики, коки, хлебопеки и помощники поваров. В перевязочном пункте находятся: а) врачи, б) фельдшеры, в) санитары. В помощь им для ухода за ранеными назначаются: а) шкипер кондуктор, б) старший баталер, в) подшкипер, г) баталер, д) коки. Примечание: Число людей каждого из поименованных званий для данного типа корабля устанавливается Главным Морским Штабом. При большом числе раненых носильщики усиливаются, по усмотрению командиров плутонгов, людьми трюмно-пожарного дивизиона и в крайнем случае прислугой орудий, для чего в каждом плутонге и отдельном помещении эти люди должны быть обучены элементарным приемам по уборке раненых. На каждом корабле должны быть выработаны приемы для удаления раненых из башен. При отсутствии раненых носильщики помогают людям трюмно-пожарного дивизиона тушить пожары в батареях или местах близких к санитарным пунктам.

РЮРИК: Часть 3 РОСПИСАНИЕ ВОДЯНОЙ ТРЕВОГИ. Водяная тревога бьется для спасения корабля от потопления вне боя; в бою же бьют водяную тревогу в исключительных следующих случаях: 1) когда по обстоятельствам боя представляется возможным для сохранения плавучести корабля привлечь к работе весь судовой состав; 2) когда потеряна надежда на удержание корабля на воде и необходимо готовить спасательные средства для оставления его. При водяной тревоге производятся следующие действия: 1) Задраивание всех водонепроницаемых дверей, люков, горловин, портов и иллюминаторов. 2) Управление водоотливными средствами. 3) Выравнивание крена и дифферента. 4) Отыскания места пробоин. 5) Подводка одного или несколько пластырей или подкильного паруса. 6) Подкрепление переборок и дверей, подвергающихся давлению воды. 7) Заделка пробоин. 8) Приготовление к спуску водолазов. 9) Крепление орудий и башен. 10) Приготовление к спуску шлюпок. 11) Приготовление к спуску спасательной ракеты. 12) Приготовление других спасательных средств (пояса, койки). 13) Спасения знамени, больных и раненых, секретных книг и документо. Кроме всего перечисленного, касающегося непосредственно водяной тревоги, в росписании последней должны быть включены те части боевого росписания, которые обеспечивают движение корабля и всех его механизмов. Для поддержания порядка назначается усиленный караул. Для выполнения всего вышеизложенногокоманда корабля разбивается на партии. Так как боевое росписание принято за основное и самое размещение людей на корабле производится применительно к нему, то самым правильным представляется состав этих партий выводить из боевого росписания.

РЮРИК: ПАРТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРАБЛЕМ. Те-же люди, что по боевому росписанию, кроме части сигнальщиков (назначаемых для спасения секретных книг). Сюда же присоединяется и караул: в добавок к часовым у флагов и денежного сундука назначаются часовые к месту спуска шлюпок ( в число часовых вступают дальномерщики). Рулевые в рулевом отделении задраивают двери и люки в этом отделении.

РЮРИК: Доброе время, уважаемые господа! Продолжение. ПАРТИЯ МАШИННАЯ. Те-же люди, что в 4 части боевого росписания ("управление и действие главными и вспомогательными машинами"), т.е. боевая смена машинной команды. Кроме действия всеми механизмами и котлами задраивают все люки, двери и горловины в машинных и котельных отделениях. ПАРТИЯ ШЛЮПОЧНАЯ. В эту партию, на обязанности которой лежит приготовление шлюпок на случай оставления корабля, входят: часть шлюпочных старшин, весь личный состав минных и паровых катеров, часть шлюпочных гребцов и хозяева приспособлений для спуска тяжелых шлюпок. По спуску шлюпок, они должны иметь полное число гребцов, - недостающие гребцы пополняются освободившимися людьми из партии отсеков, по задраивании ими дверей, люков, портов и проч. ПАРТИЯ ПЛАСТЫРНАЯ. В эту партию назначаются те-же люди, что и для подводки пластыря во время боя ( 5 ч. боевого росписания "трюмно-пожарный дивизион и уборка раненых"), но с присоединением части прислуги ближайших к верхней палубе орудий. Эти люди обносят концы, выносят пластыри, ввязывают шкоты, готовят всю принадлежность для подводки пластырей. Для валовой силы, при обтягивании шкотов, назначается часть людей подачи и прислуга прислуга орудий нижней батареи.

РЮРИК: Продолжение. ПАРТИЯ СПАСЕНИЯ. Эта партия, по особому приказанию, выносит на верх для спасения: знамя, судовые иконы, больных и раненых, секретные книги, документы и деньги. Она-же выносит спасительные буйки, пояса и пробковые матрацы, а также провизию и пресную воду на шлюпки. В нее входит часть сигнальщиков и все, назначенные по боевому росписанию для ухода за ранеными и для уборки их, содержатели и юнги, а также часть прислуги орудий и подачи и часть комендоров для изготовления ракеты, в случае надобности. Примечание: Ракета лишь в редких случаях может найти применение для спасения людей на современных кораблях. Это спасательное срество играло большую роль, когда деревянные парусные суда разбивались у подветренного берега. Ввиду малого значения ракеты в настоящее время, ее следует готовить каждый раз по особому приказанию. Перечисленные пять партий являются общими для всего корабля; из них партии управления кораблем и машинная имеют тех же офицеров, что и по боевому росписанию, для партий же шлюпочной, спасательной и пластырной назначают отдельных офицеров. Для борьбы же с потоплением внутри корабля составляются партии для каждого отсека отдельно, и число их зависит от числа отсеков, на которые разделен корабль в трюмно-пожарном отношении (см. 5 ч. боевого росписания "трюмно-пожарный дивизион и уборка раненых"). Эти партии работают в своих отсеках под командой тех же офицеров, которые находятся в отсеках по боевому росписанию, и называются: При трех отсеках: а) партия носового отсека б) партия среднего отсека в) партия кормового отсека

РЮРИК: Продолжение. При четырех отсеках: а) партия носового отсека б) партия котельного отсека в) партия машинного отсека г) партия кормового отсека Партия каждого отсека назначается для выполнения в этом отсеке всех действий, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. Ядро партии данного отсека составляет трюмно-пожарный дивизион; к нему прибавляются люди из 2 и 3 частей боевого росписания, а именно: а) артиллерийкие и гальванерные квартирмейстеры, гальванеры, комендоры, часть прислуги орудий и промежуточных подносчиков тех плутонгов, которые входят в данный отсек. Эти люди задраивают порта орудий, двери, люки, горловины и иллюминаторы вблизи своих плутонгов и крепят орудия; б) Прислуга динамо-машин, аппаратов и прожекторов, размещенных в этом отсеке. Они пускают в ход динамо-машины и погребные моторы, задраивают люки и двери вблизи своих помещений, закрывают наружние крышки аппаратов. Ночью они задраивают иллюминаторы. Примечание: Прислуга минных и паровых катеров отходят в шлюпочную партию. в) Хозяева погребов, их подручные и другие люди подачи, находящиеся в данном отсеке. Они задраивают отверстия вблизи своих мест по боевому росписанию - главным образом на жилой палубе и ниже. Часть поименованных людей вооружается принадлежностью для заделки пробоин в помощь трюмно-пожарному дивизиону. Для удобства вызова людей частями, они разбиваются в каждом отсеке на кучки. Сигналом водяной тревоги служат колокола громкого боя, которые должны быть в наивозможно большем количестве размещены по всему кораблю. На случай их порчи, на каждом корабле должно быть заведено достаточное количество ручных гонгов. Такие гонги должны находиться у вахтенного начальника, вахтенного боцмана, на всех внутреених караульных постах, у дневальных и огневых в различных отделениях и отсеках корабля. Услышав звон колокола громкого боя или гонга, все эти люди начинают бить в гонги и бьют до тех пор, пока пришедшие местные начальники не отпустят их на свое место по росписанию. ПОВЕРКА РОСПИСАНИЯ ВОДЯНОЙ ТРЕВОГИ НИКОГДА НЕ ДЕЛАЕТСЯ.

РЮРИК: Продолжение. РОСПИСАНИЕ ПОЖАРНОЙ ТРЕВОГИ. Тушение пожаров во время боя предусмотрено в организации Т.П.Д. в боевом росписании, поэтому пожарная тревога бьется только вне боя. Пожарное росписание составляется по боевому и водяному росписаниям. Многие действия при водяной и пожарной тревогах одинаковы (спуск шлюпок, изготовление спасительной принадлежности и пр.). Поэтому в пожарном отношении в росписании команда делится на дивизионы, которые соответствуят партиям водяной тревоги, при чем пластырная партия, как лишняя, уходит на пополнение дивизионов. ДИВИЗИОН УПРАВЛЕНИЯ КОРАБЛЕМ. Те же люди и те же обязанности, как и в соответствующей партии водяной тревоги. ДИВИЗИОН МАШИННЫЙ. Те же люди, что и в 4 ч. боевого росписания, т.е. боевая смена машинной команды. ДИВИЗИОН ШЛЮПОЧНЫЙ. Те же люди, что и в соответствующей партии водяной тревоги, с присоединением части пластырной партии. ДИВИЗИОН СПАСАТЕЛЬНЫЙ. Те же люди, что ив соответствующей партии водяной тревоги, с присоединением пластырной партии. Перечисленные дивизионы являются общим для всего корабля; из них дивизион управления кораблем и машинный имеют тех же офицеров, что и по боевому росписанию, а для дивизионов шлюпочного и спасательного назначаются отдельные офицеры. Для борьбы же пожарами на корабле составляются дивизионы для каждого отсека корабля отдельно, и число их зависит от числа отсеков, на которые разделен корабль в трюмно-пожарном отношении (см.5 ч. боевого росписания). Эти дивизионы работают в своих отсеках под командой тех же офицеров, которые находятся там по боевому росписанию и называются: При трех отсеках: а) дивизион носового отсека б) дивизион среднего отсека в) дивизион кормового отсека При четырех отсеках: а) дивизион носового отсека б) дивизион котельного отсека в)дивизион машинного отсека г) дивизион кормового отсека Дивизионы эти наблюдают за возникновением пожаров и принимают меры для скорейшего устранения таковых в своем отсеке. Ядро дивизиона составляет Т.П.Д., усиленный частью прислуги орудий из пластырной партии. К ним присоединяются люди их 2 и 3 частей боевого росписания, а именно: а) Артиллерийские и гальванерные квартирмейстеры, комендоры, гальванеры, часть прислуги орудий и промежуточных подносчиков тех плутонгов, которые входят в данный отсек. Эти люди задраивают порта орудий, люки, двери и пр. по особому приказанию, если в этом встретится надобность для уменьшения тяги или для изолирования помещения. Часть их назначается к шлангам и пипкам в помощь людям Т.П.Д. своего отсека, часть вооружается пожарною принадлежностью и тушит пожар вместе с Т.П.Д. б) Прислуга динамо-машин, аппаратов и прожекторов, размещенных в этом отсеке. Они пускают в ход все динамо-машины и потребные моторы, останавливают, если потребуется, работающие вентиляторы. Хозяева минных погребов готовятся затопить их, если последует на это приказание. Задраивают наружные крышки аппаратов, двери, люки и иллюминаторы в помещениях динамо-машин и аппаратов, если это потребуется. Помогают тушить пожар в своем отсеке, для чего вооружаются пожарной принадлежностью. в) Хозяева погребов, их подручные и другие люди подачи, часть минеров и минных машинистов, находящихся в данном отсеке. Они тушат пожар главным образом в жилой палубе и ниже, задраивают все отверстия, которые понадобится задраить, готовятся затопить, по особому приказанию, погреба, устраивают временную порводку электрического освещения. Часть их назначается ко всем пожарным кранам и пипкам в помощь Т.П.Д. и часть вооружается пожарной принадлежностью. Примечание: Ручными помпами и брандспойтами, если понадобится, действуют те люди, в помещениях которых находятся эти средства. Пожарная принадлежность:(ведра, маты,швабры, брезенты, ломы, топоры, молоты, ручники и зубила, патентованные огнетушители) должна быть размещена в каждом отсеке в нескольких местах, смотря по удобству. Для удобства вызова людей частями, все люди данного отсека разбиваются на кучки. Часть их, напр.: стоящие у пожарных рожков, имеют определенные места, прочие же сосредотачиваются в любом месте отсека по распоряжению офицеров отсека и старшин. Сигналом пожара на судне служит частый бой в колокол, для чего на верхней палубе, а также в отсеках и отдельных помещениях, должно висеть необходимое число колоколов. Заслышав пожарную тревогу (бой колокола), всякий находящийся в это время вблизи колокола бьет в него до тех пор, пока пришедший местный начальник не отпустит его к своему месту по росписанию.



полная версия страницы