Форум

Нужна помощь. Как рассказывать детям о Русско-Японской войне

sham: Есть у меня друг, по роду деятельности - учитель истории в школе... обычной средней школе, согласен, вид очень редкий, почти вымерший за последние годы. Ну этот выжил... Ладно, это к делу не относится. Он недавно ко мне за советом обратился, мол урок в 9-м классе, как бы сделать его поинтереснее... Попросил дать ему состав флотов и характеристики кораблей. Может народ здесь чего-нибудь посоветует? Как преподать молодежи эту войну, чтобы она запомнилась.

Ответов - 50 новых, стр: 1 2 All

Всеслав: За один урок всего не расскажешь. Да и не проходят в 9-ом классе Русско-Японскую войну! Если уж и "ЗАСТАВИТЬ" молодёжь "ЗАПОМНИТЬ" РЯВ, то нужно быть как минимум выдающимся рассказчиком и великолепным психологом. Вообщем бесполезно всё это. А в Инете (для первого ознакомления) материалов предостаточно.

sham: Для Всеслав: Проходят! Есть разные системы преподавания истории. Если линейная, то как раз в 9-м классе и проходят.

Sin: Сам недавно закончил 9. Но РЯВ у нас не было. Было в 8. Так я весь урок рассказывал. Ну, две пятерки! Так трудно сказать. Можно просто пересказать немного из книжек (но обязательно нормальных). Но для этого надо быть "любителями" (как мы:)))


Mish: Начинать лучше с "Варяга"

sham: Для Sin: У вас была концентрическая система обучения. До 9-го изучается вся история, в 10-11 это же самое повторяется на более высоком уровне. При линейной системе всё изучается один раз.

sham: Для Mish: Сам об этом думал, тем более, что в военно-патриотическое воспитание сейчас при преподавании истории - первое дело

Борис, Х-Мерлин: Для sham: ... и всётаки тему РЯВ "поинтерестнее" рассказать не выйдет особенно если препод не интересовался сам... тяжело рассказывать о войне которую проиграли ... раньше была идеологическая установка типа "катализатор революции" думаю и сегодня она права ... в подробности нужно не вдаваться ... былоб неплохо пару книг человеку дать - ВАРЯГ, КПТ, СЕМЁНОВА, ЦУСИМА... вообще преподавателю не позавидушь - история как есть и военно-патриотическое воспитание молодёжи порой вещи несовместимые особливо если вдаваться в подробности и недай Бог ученинки начнут задавать вопросы... Реально же нужно держаться консервативной линии - о подвиге Варяга, о предвоенных ошибкахи и не затейливых командирах и росте революционного движения... я так думаю... могу впрочем и ошибиться... в старь книгу делили всегда на две части - всё что печатали большими буквами то для всех, что мелкими для тех кто хочет больше знать... к сожалению так урок провести нельзя... ну просто низя сказать - вот сходите в инете к Абакусу или Дон Кису - почитаейте и доложите что вы думаете по этому поводу... а вообще конечно можно так сделать пусть люди докладики сделают типа "о традиционной и ревизиониской позициях в трактовке событий РЯВ" или что-то в этом духе... Оставит просто неизличимый след... ... впрочем это вопрос всётаки более психологический - готовы ли люди воспринять факты не как естьв книге, а как попытку анализа... неплохо чтоб и преподу это было интерестно...

ГУГА: Борис, Х-Мерлин пишет: цитатану просто низя сказать - вот сходите в инете к Абакусу или Дон Кису - почитаейте и доложите что вы думаете по этому поводу Вот если бы на 1 уроке рассказать интересно но мало, а потом добавить - вот сходите в инете к Абакусу или Дон Кису - почитаейте и доложите что вы думаете по этому поводу, то на втором - третьем уроке может быть интересно, а те кто почитал могут стать "любителями"

Рыба: Для sham: Здравствуйте господа. Хотя Ваш покорный слуга закончил школу достаточно давно, но попробую вспомнитьс чего у меня этот интерес возник. >>Как преподать молодежи эту войну, чтобы она запомнилась. >Как наверное и у большенство первым был флот. Фотографии, открытки, любые иллюстрации. Да и вообще форма, ордена, фотографии учасников, фотографии фортов Владивостока и т.д. и т.п. Очень неплхо ввести материал о погружении на Изумруд, с фотографиями артефактов. Т.е. урок в первую очередь должен быть иллюстативно насыщенным. Все отальное на школьном этапе мало запоминается. В принципе сейчас все это в интеренте есть. С уважением Александр.

Alexey: Для sham Профессионально посоветовать учителю как грамотно построить урок может только другой учитель. Нам, конечно, сделать это затруднительно, можем и не "туда" направить. У нас, например, в учебнике истории за 9 класс раздел, посвященный РЯВ, весь был набран мелким шрифтом, и предназначался для внеклассного чтения. Естественно никто и не читал. Зато следующий раздел Причины первой русской революции, Потемкин, Очаков, борьба Ленина и партии со всеми и вся занял 3-4 урока, поскольку входил в экзаменационные билеты. Я думаю, что целью урока должно стать во-первых, ознакомление с основными ключевыми этапами и моментами истории РЯВ, во-вторых, постараться привить ученикам интерес к дальнейшему самостоятельному изучению темы. Для этого можно было бы заранее, за месяц до урока, порекомендовать им почитать пару художественных классических произведений о РЯВ: Цусима, Порт-Артур. А чтобы "подогреть" интерес к теме "бросить" классу несколькими острых вопросов и предложить ученикам подумать к уроку. Если вдруг в классе найдется ученик, интересующийся историей, предложить ему сделать небольшое сообщение о РЯВ, а учителю затем дополнить и уточнить пропуски, попробовать острыми вопросами "спровоцировать" обсуждение и вопросы с мест. Если такого ученика-"зачинщика" нет, то учителю самому придется рассказывать. Поскольку на одном уроке подробно рассказать невозможно, то следует, наверное, не вдаваясь в подробности (а я подозреваю, что не каждый учитель истории и сможет вдаться в подробности малоизвестной войны), освятить причины возникновения (коротко о Японии и России в тот период, их интересах и устремлениях на ДВ), ход и основные события (внезапное нападение, Варяг, Порт-Артур, Макаров, Маньчжурия, Цусима), итоги и последствия войны (самый трудный раздел, нужно быть осторожным, чтобы не скатиться к однозначным крайним оценкам типа "прогнившее самодержавие" или "бездарные адмиралы", "сатрапы"), коротко показать зависимость последующих событий в истории России от поражения в РЯВ. При рассказе, считаю, не нужно излишних подробностей (все равно не запомнят), резких оценок, много негатива (это отпугивает интерес). Не бояться рассказывать о героизме и подвигах русских, использовать классические устоявшиеся примеры (Варяг, Стерегущий, Макаров, солдаты-портартурцы, моряки-цусимцы). Урок истории это не защита диссертации и не научный симпозиум, это часть общего образования и патриотического воспитания (каждая нация для школьников выставляет вперед свои удачи и победы, образцы национальной гордости, и нам стесняться нечего). При этом не забывать чувство меры, чтобы не получилось недоумения: как же так, мы такие мужественные сильные герои, всех шапками закидывали, а войну позорно проиграли. Думаю, формула "враг был силен и нам было трудно" вполне подойдет. Очень важно, чтобы тема урока не стала проходящей для учеников. Постараться усилить их интерес, оставив наиболее острые вопросы как бы недосказанными: могла ли Россия победить, выиграть Цусиму, мог ли Варяг прорваться, как развивалась бы история страны, если бы мы победили в войне и т.п. Предложить ученикам подумать самим. В заключение, посоветовать несколько наиболее распространенных книг для дополнительно изучения РЯВ, и, естественно, ссылки на сайты в интернете. Я бы сделал урок таким. С уважением, Алексей

Борис, Х-Мерлин: Для Alexey: ... всецело согласен ...

ГУГА: Для Alexey: Вам Алексей, книги писать!!

Борис, Х-Мерлин: ... и не лишне помянуть каким образом война повлияла на ход Российской истории ... и связать с сегодня типа - как относятся к флоту, в каком он состоянии и какие корабли унаследовали имена героев... про церковь Спаса на водах... и вообще о стойкости духа...

Борис, Х-Мерлин: ГУГА пишет: цитатаВам Алексей, книги писать! - кто ясно мыслит, тот ясно объясняет... короче погиб в нём педагог... ;-)

sham: Всем спасибо!

Павел : Нужно просто рассказать как оно и было, я так и делал, когда меня прсили проволить в школе уроки по русско-японской, а я как человек в этой теме немного знающий решил что надо рассказать как оно было, ну конечно без «бравых» моряков аля Кладо, но с Макаровым, Рейценштейном, Щенсновичем, Витгефтом и Рожественским...

HMS: Для Павел : Ну, это вы, батенька, насчет Витгефта и Рожественского малость загнули! А Кладо, между прочим, один из крупнейших морских теоретиков нач.ХХ в. Ему принадлежит приоритет в создании теории морской стратегии.

Рыба: Для HMS: Добрый день. Ну проретет не приретет. А вот то что Кладо один из виднейшх военно морских стратегов начала века это не вызывает сомнений. С уважением Александр

Sha-Yulin: Для интерсного расказа нужно самому хорошо знать тему и любить её. А если о методиках усваивания материала. Пусть попробует разделить класс на «русскую» и «японскую» части по ролям и устроит между ними диспут, кто из них и как будет выигрывать войну или отдельные сражения. Я так делал - результат отличный.

Sin: Для Sha-Yulin: у на было что-то похожее. Только про хетско-египетские войны. Но почти никто ничего не подготовил. Пролучилось так: я со стороны египтян, еще 2 чела со стороны хеттов, остальные сидят дуб дубами. Если ученики не будут интересоваться историей (по себе знаю), то никакими методиками это им (т.е. нам :-) это не вдалбить. Так сказать обрашение к учетелям... :-)

Андрей Д.: К теме о РЯВ и детях. В свое время эта война зацепила почти каждую русскую семью, так что можно спросить детей в классе, наверняка кто-то найдется, чей прапрадед воевал там. Далее. В феврале -- столетие этой войны. Столетие подвига «Варяга». Отличный повод для спец.урока! И, наконец, главное. Если мы позволим нашим детям забыть о «Варяге» и «Стерегущем», о героях той войны, то грош нам цена.

Борис, Х-Мерлин: Андрей Д. пишет: цитатаЕсли мы позволим нашим детям забыть о «Варяге» и «Стерегущем», о героях той войны, то грош нам цена. - они уже забыли ... мы можем только напоминать... много ли взрослых владеют информацией?... нет...

rater: Да, наше поколение откывало сию эпоху по «Цусиме»... Все мы выросли из этой шинели... Но не факт, что новое поколение должно идти за нами след в след. Наверняка, история должна преподаватся системно, единым целым. Тогда и интерес к деталям войдет сам по себе. Но только до 9 лет. Дальше - лишь огранка бриллианта. Или булыжника :-)

Kaiser_Wilhelm_II: Соглашусь с тем, что один из лучших методо - ролевая игра. Но она действует тогда, когда дети уже кое что знают. Именно так я на педпрактике экспериментировал с июльским кризисом 1914 года. Для начального ознакомления детям лучше давать Степанова или Пикуля, хоть и очень объемно. Потому что там не только война, но и необходимая для школьников любовная интрига. а если они не хотят - и не надо. Им тогда уже ничего не поможет.

von Aecshenbach: Вероятно, школьникам 7-9 классов нужно больше иллюстраций и ярких героических событий, даже на трагическом фоне, более старшим - противоречия современной истории в плане оценок отдельных личностей и разбор сражений. Со студентами возможен, после предварительных лекций, общение на конкретные темы.

rater: К делу не относится... Я пару месяцев назад говорю знакомой (Родилась - жила в Питере, закончила Универ, пол- аспирантуры, мама в Эрмитаже работала): «Сфотографируемся у «Стерегущего»... А она спрашивает: «А это что за памятник такой?» Минута молчания, господа................................ А вообще- эта война страшно интересна тем, что те кто её задумывал (Не в Японии!) - изначально решили её проиграть. Но Россия «никак не хотела» её проигрывать. И чтобы добится своего - этим силам пришлось очень сильно светится. И всё ЭТО -те люди, которые РЕАЛЬНО правят миром - списали все на «сионских мудрецов», переведя от себя стрелки на евреев. Необходимое пояснение: два моих прадеда - были русскими «землепашцами», не знавшими барщины. Третий ходил лоцманом по Шексне, а четвертый был православным священником и депутатом Государственной Думы от «Черносотенцев». RateR, великорусский патриотЪ.

Kaiser_Wilhelm_II: rater И это питерцы - в морском, пропитанном историей, городе... ужасть.... В Одессе в целом та же картина. Как речь заходит о чем угодно, кроме военной истории - так все умные и эрудированные, а как только переходим в наш сабж - так темный лес... Хотя в Одессе памятник Маринеско не вызывает таких ассоциаций.

Naumov: Для rater: Здравствуйте! Вот и вопрос, кто же эти господа хорошие? Может они и историю подправили, мы же все учились по тем учебникам какие выпускали в свет в совке, и до 1917г все темное прошлое... Откуда такие данные про серых кардиналов и можно ли в персоналиях?

rater: Naumov пишет: цитатакто же эти господа хорошие? Ответ слегка шизофренический Если бы я начал называть их конкретные дела и стуктуры - они бы проявили заинтересованность... Ко мне лично. Я люблю покопатся в истории, как таковой. И слишком много странных вещей начинает обнаруживатся. Она не управляема, но периодически корректируема... Сейчас я не знаю «серых» ни по именам, ни по... Ну видел я в фильмокопии подписанный знаменитым адмиралом ответ посреднику, предлагающему построику эсминцев для России (Осень 1904 года): «В настоящее русский флот в кораблях данного класса не нуждается.» И дальше копия возмущенного ответа по типу: «Да вы там в Адмиралтестве совсем с крыши съехали?! Как это так может быть?» А помните этим летом у нас, в Питере, убийство дома извесного ученого, занимавшегося даже не фашизмом, а его «глубинными источниками». Совершенно безвредного, с точки зрения «рядового скина»... Полное впечатление, что он копнул так, что ОНИ испугались и этим обнаружили свою пяту архиллесову... Надо будет работы его почитать. p.s. Вспомнил, как какой- то момент я подозревал наличие связи между непонятными для меня (Просветите, если кто в курсе!) систематическими походами русских кораблей в Исландию (1818, 1823-1824) и «значительным количеством» будущих декабристов, в них участвовавших. Пришел к выводу: если эта связь и была - то она очень не очевидна.

Борис, Х-Мерлин: rater пишет: цитатаНу видел я в фильмокопии подписанный знаменитым адмиралом ответ посреднику, предлагающему построику эсминцев для России (Осень 1904 года): «В настоящее русский флот в кораблях данного класса не нуждается.» И дальше копия возмущенного ответа по типу: «Да вы там в Адмиралтестве совсем с крыши съехали?! Как это так может быть?» - А ПО ПОДРОБНЕЕ!

Сибирский Стрелок: Ничего не рассказывайте. Пустьт сами эти «дети» 14-летние, обдолбанные ганджубасом и пивом, сами прочтут... Расскажите тем, кто действительно в классе интересуется..

von Aecshenbach: Для rater: По моему непросвященному мнению среди декабристов моряков было весьма мало, а насчет походов в Исландию -оч. интересно. Осветите пожалуйста. И если правильно понял - «поджигатели» - международный империализм в виде клубного капитала и массссонов? Цель - передел мира с позиции максимально неэффективного производства и утилизации произведенного военного оборудования? Далеко от педагогики зашли, пора переезжать в «причины» :)

NMD: von Aecshenbach пишет: цитатаПо моему непросвященному мнению среди декабристов моряков было весьма мало На Сенатскую площадь вышел Гвардейский Флотский Экипаж в полном составе. rater пишет: цитатасистематическими походами русских кораблей в Исландию (1818, 1823-1824) и «значительным количеством» будущих декабристов, в них участвовавших. Да всё сходится. Ну поотмораживали они себе там мозги, всех делов-то...

rater: С места сказать не могу, где и в каком деле эта фильмокопия мне падалась - посмотреть надо. А «подозреваю» я верно - массонов, коих среди декабристов каждый второй. И связь их с «зарубежными братьями» -вполне общеизвесна. И как совершено верно MND заметил -на Сенатской стоял очень зримо Гвардейский флотский экипаж. А что касаемо подробней- вот что у меня выписалось пока я с «Алфавитом декабристов» разбирался (Моряков смотрел. Нашел примерно 30 офицеров флота): Григорович Константин Иванович Генерал – майор (11.1.1860) 1802 - 1870 Кадет – 27.7.1816. Гардемарин – 2.6.1821. Мичман – 2.14.1824. Ходит в Исландию на корабле «Святой Андрей». Лесков Аркадий Сергеевич Капитан – лейтенант (1829) ??? Участник двух кругосветных и (первой русской) антарктической экспедиций. Участник плаванья в Исландию в 1817 – 1818 годах. Минин Прокофий Платонович Вице – адмирал ? - 1866 Мичманом частвует в походе Архангельск – Кронштадт (1818). В ЗВ лейтенанта участвует в похде в Исландию (1824). Баранцев Александр Анисимович Капитан – лейтенант (28.9.1826) ? – 7.11.1826 Поступил в МКК 2.1.1797. Гардемарин – 1808. Мичман – 3.3.1811. На шлюпе «Волхов» в 1812 – 1814 годах. Ходит в Архангельск на ФР «Быстрый» (1814). Лейтенант – 20.1.1816. В гвардейском экипаже с 1824 года. Участник плаванья в Исландию. Участвовал в востании Декабристов. К следствию не привлекался, наказания не понес, так как вернулся в казармы. На ФР «Елена» у английского побережья в 1826 году. Скончался в Портсмуте. Бестужев Петр Александрович Мичман (22.2.1820) .3.1804 – 22.8.1840 Поступил в МКК в 1812 году. Мичман 27 –го флотского экипажа. Адъютант командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта Моллера Ф. В. Плавал в Балтийском море, на ФР «Легкий» в Исландию (1824). Бодиско Борис Андреевич Лейтенант (22.3.1822) 1800 – 24.5.1828 Дворянин Тульской губернии. Сын директора Московского ассигнационного банка. Имел 400 душ в Московской и Тульской губерниях. Лютеранин. В МКК постпил 1.6.1809. Гардемарин – 10.7.1914. Мичман – 1.3.1817. В ГЭК с 9.12.1817. В плаваньях по Балтике с 1814 года. Участник плаваний в европейские страны. На ФР «Проворный» посещает Англию и Исландию (1823). Бодиско Михайл Андреевич Мичман (23.2.1820) 5.3.1803 – 28.6.1867 Поступил в МКК в 25.6.1812. Мичман с направлением в 1-й ФЭК 23.2.1820. Переведен в Гвардейский экипаж 15.3.1823. Адъютант Морского министра (1823). Участник ряда плаваний в европейские страны, в том числе в Исландию и Англию (ФР «Проворный», 1823 год). Миллер Петр Федорович Лейтенант (22.3.1823) 22.6.1801 – 25.6.1831 Сын начальника архива министерства финансов. В МКК с 26.1808 года. Мичман – 9.2.1818. В Гвардейском экипаже с 20.2.1822. В плаваньях на Балтике с 1815 года. В походах во Францию (1817 и 1824) и в Исландию (1823). Крестьян не имел. Членом общества декабристов не был. С экипажем вышел на Сенатскую площадь, но вскоре с неё ушел. Арестован и содержится под стражей с 15.12.1825 по 15.6.1826 года. Участник русско – турецкой войны 1828 – 1829 годов. Скончался от холеры. «Святой Адрей» ФР «Легкий»1824 ФР «Проворный» 1823 1817- 1818

Naumov: Для rater: Получается какое-то противоречие:) Всемогущие массоны замутили такую заварушку, проиграли ее. Значит хотели проиграть... Я думаю какой-либо пользы России от этих событий не произошло, таким образом доблестные декабристы, вольно или не вольно оказались оружием в чьих-то руках против родины. А в Исландии что, гроссмейстер сидит? Там помоему кробе рыбаков и не живет никто, может они к шаману плавали? А еще почему-то кажется, что почти все морские офицеры и перечисленные в том числе, должны были заплывать в Данию, Англию, Швецию, парусные корабли не АПЛ чтоб без заходов в порты по полгода болтаться... Может все-таки совпадение? :)

rater: Naumov пишет: цитатаМожет все-таки совпадение? :) Я ВЕДЬ ТАК ВЫШЕ И СКАЗАЛ: СВЯЗЬ ОЧЕНЬ НЕ ОЧЕВИДНА! Внимательней, пожалуйста! Но очевидно и то, что как в девятнадцатом, так и в двадцать первом веках внешняя политика России во многом определялась и определяется» агентами инностранного влияния в её правительстве». Вот при Сталине - их точно не было... Но упаси нас Бог ещё раз от такой независимости! Кстати, чуствуете по нашему разговору, насколько дискредитирована «тайной властью» сама по себе идея «т. власти» ? Еще немного и Вы скаже... Э!!! Постойте, да Вы не из них часом?!! То то я думаю... Не обижайтесь, пожалуиста... Это только тест на чуство юмора. RateR P.S. Но у меня действительно нет никаких разумных гипотез - для чего раз за разом была нужна Исландия. Не к Магистру же, в самом деле! Попробую я во второй половине января заглянуть в вахтенные журналы одного из упомянутых корабликов... Правда, я до сих пор не требовал вахтенных «ниже» 1880 года... но попытка не пытка! Может, что и прояснится...

РЫБА: Для rater: Добрый день. ››Не обижайтесь, пожалуиста... Это только тест на чуство юмора. ›Ну слава Богам, а то я уже посылку приготовил, а в ней шприц с замечательным лекарственным веществием, лечит от всех болезний, начинается на А. А если серьезно, то черт его знает, внешняя политика(до определенной степери и внутренняя) кроме всего прочего определяется личностями ее проводящими, помните Русофилы, англофилы, германофилы... Те кроме объективных причин(экономического прежде всего плана), есть и субъективные. С уважением Александр

von Aecshenbach: Для rater: Для NMD: На первый взгляд: те кто находился (немногие.ets) на Сенатской площади, прикоснулись к крови и несколько умерили реформаторский пыл. Большей частью продолжали служить. Иной вопрос, вернее проблема - влияние выступления на 1)общественное сознание, 2) вектор развития техники и науки, 3) развитие политических реформ, как планировавшихся Н1, так и последовавших после шоко-терапии на площади.

Naumov: Для rater: Здравствуйте Павел! Да, я из них, у меня и удостоверение имеется «почетный массон»;) Как говорится, это было бы смешно, еслиб не было так грустно:( Практически весь наш форум изучает предпосылки РЯВ и причины поражения России, а реальных ответов найти никак не можем. Одни роковые случайности и подставы. Кому-то видать было очень выгодно избавиться от России на рубеже веков 19 и 20, да похоже и сейчас такие мысли у них в чести. Но тогда вопрос, КОМУ именно выгодно (пишу КОМУ подразумевая отдельные личности или группу лиц), почему именно Россия, получилось ли то, что они задумывали, а то какой-то «Ночной дозор» получается:) Понятно, что если такие люди существовали и существуют, они делали и делают все, чтобы остаться в тени, вероятно даже физически уничтожая особо пытливых. Но если это так, то все НАШИ разговоры о причинах, предпосылках, результатах - всего-лишь детский лепет. Если Исландия имеет место быть как резиденция магистра, то скорее всего это не российские корни и ни какой крупной европейской страны, а даже не международной, скорее космополитичной организации. С такой логикой мы придем к опасным выводам:). Для РЫБА: Здравствуйте Александр! Спасибо за посылку и общую заботу:) Исходя из названия данной темы, на какие все же источники ориентироваться, чтоб рассказывать детям и на какие, чтоб понять самому? И существует ли радикально альтернативное мнение о внутреннем устройстве историестроения? ...эх, не доведут до добра такие разговорчики...:)))

rater: И существует ли радикально альтернативное мнение о внутреннем устройстве историестроения? Возможно, я сам себе противоречу. Мировая история представляется мне достаточно просто: «Мировой социум» - саморегулирующаяся система, стремящяяся к стабильному состоянию. И когда один из её участников слишком сильно начинает «раскачивать шлюбку» - ВСЕ ресурсы системы АВТОМАТИЧЕСКИ перераспределяются для удержания и осаживания «выскочки». Именно по - этому рухнула Российская империя, СССР, оба раза проиграла войну Германия. Именно по - этому я не буду покупать недвижимость в США (Когда у меня будет на что :-))). Рискованно. А такой сильной она смогла стать - потому что очень долго росла НЕЗАМЕТНО, не нарушая равновесия скачком. Это время кончилось. Так что наверное, нет и не было «единого центра», но есть обьективные законы строения и развития «системы», направленые против «шибко резвых». Ни «сионских мудрецов», ни «массонов». Итог. К началу двадцатого века - Россия росла слишком быстро. Настолько, что МИРЪ ощутил её как 2-ю угрозу (После Германии).



полная версия страницы