Форум » История кораблестроения и вооружений » Боеспособность вспомогательных крейсеров б. лайнеров » Ответить

Боеспособность вспомогательных крейсеров б. лайнеров

Бирсерг: Из "Кубань" и другие пассажирские лайнеры - будущие вспомогательные крейсера. Митюков Н.В. Попытаемся оценить реальную боевую эффективность вспомогательного крейсера и какой-нибудь канонерки аналогичного вооружения. Например, потенциальных соперников по тихоокеанскому театру: вспомогательного крейсера "Рапидо" и канонерской лодки "Уилинг". На дистанции 1700 м вероятность поражения первого 120-мм орудием составляет 0,189, второй - 0,67. На дистанции 2700 м - 0,107 и 0,038, а на 3700 м - 0,071 и 0,026 соответственно. И в итоге получается, что практически на всех боевых дистанциях вероятность поражения крейсера в два-три раза выше канонерки. Учитывая реакцию обратной связи, наличие легковоспламеняющихся материалов, скверную обученность личного состава и т.д., в бою один на один вспомогательный крейсер обречен при встрече даже с канонерской лодкой! Понятно что ВспКР уступает боевому кораблю спецпостройки. Однако большие размеры это и способность "впитать" значительное кол-во снарядов, а также лучшая мореходность...

Ответов - 26

Ingvar: Бирсерг пишет: Однако большие размеры это и способность "впитать" значительное кол-во снарядов, а также лучшая мореходность... Извините, но Вы всё правильно написали! (выше). Боевая эффективность Урала - снарядоуловитель. Поэтому назначение одно - топить безоружные транспотры, а от боевых кораблей уходить (по возможности, или топиться). 1. "... способность "впитать" ... " - и гораздо большая пожароопасность, особенно когда всп. крейсер переоборудовался в спешке. 2. "... лучшая мореходность ..." - как раз транспорты ловить, в неспокойном море. Против боевого корабля - всё равно не поможет. P.S. Что бы такие корабли представляли собой хоть какую-то боевую ценность нужно вооружение брп. крейсера, хотя боевым кораблям всё равно будут уступать. Пример - действия нем. всп. крейсеров в 1-ой и 2-ой мировых войнах.

Олег 123: Бирсерг пишет: Понятно что ВспКР уступает боевому кораблю спецпостройки. У боевого корабля еще и более спецэкипаж.

Бирсерг: Олег 123 пишет: У боевого корабля еще и более спецэкипаж. Есть варианты "Кармания" против "Кап Трафальгар" После начала войны британское Адмиралтейство реквизировало несколько пассажирских лайнеров, превратив их во вспомогательные крейсера. Они были вооружены несколькими устаревшими орудиями, как правило, калибра 120 мм, и были направлены патрулировать океанские судоходные маршруты. Здесь им должна была помочь высокая автономность и хорошая мореходность. Часть вспомогательных крейсеров была придана крейсерским эскадрам на заморских станциях. Одним из мобилизованных лайнеров была «Кармания» знаменитой компании «Кунард Лайн». Лайнер был построен на верфи «Джон Браун» в Клайдбенке в 1905 году. Он имел вместимость 19650 GRT и на испытаниях развил скорость 20,4 узла, но на практике редко давал больше 18 узлов. Лайнер должен был работать на линиях Ливерпуль — Нью-Йорк и Фиуме — Неаполь — Нью-Йорк. Он мог перевозить 2626 пассажиров. 7 августа 1914 года корабль прибыл в Ливерпуль и тут же был отправлен на верфь для переоборудования во вспомогательный крейсер. С него сняли роскошное убранство кают, по возможности освободили от дерева. На палубе «Кармании» появились 8 орудий калибра 120 мм. Экипаж был пополнен артиллеристами. Пока «Кармания» шла на юг, лайнер компании «Гамбург — Южная Америка» «Кап Трафальгар» покинул Монтевидео и украдкой выскользнул из Ла-Платы. Через сутки возле Бахиа Бланка он встретился с канонеркой «Эбер», которая пересекла Атлантику, выйдя из порта в Германской Юго-Западной Африке. «Эбер» имел на борту 8 орудий калибра 105 мм, 6 мелких скорострелок и прекрасно подготовленный экипаж. Все это было передано на «Кап Трафальгар». Лайнер превратился во «Вспомогательный крейсер В», командование которым принял бывший командир «Эбера» корветтен-капитан Вирт. Его задачей было уничтожение британских торговых судов, которые следовали в порты Южной Америки. Когда расстояние сократилось до 7500 ярдов, «Кармания» дала выстрел под нос немецкому кораблю. Но «Кап Трафальгар» не обратил внимания на предупреждение и продолжал сближение. Внезапно он открыл огонь из всех орудий. Первые немецкие снаряды пролетели над «Карманией», потом английский лайнер был взят в вилку. А потом немецкие артиллеристы пристрелялись, и попадания пошли одно за другим. Англичане открыли жаркий ответный огонь. Следующие 2 часа корабли непрерывно поливали друг друга снарядами, постепенно сближаясь. Оба получили серьезные повреждения. Германские снаряды разрушили мостик «Кармании», повредили рулевую машину, система внутрикорабельной связи была уничтожена, антенны снесены прочь. Всего «Кармания» получила не менее 79 прямых попаданий, многие из которых пришлись ниже ватерлинии. Корабль начал крениться, скорость упала до 16 углов, На верхней палубе бушевало несколько сильных пожаров. Так как главная пожарная магистраль была перебита, воду пришлось подавать ведрами. Когда дистанция стала совсем маленькой, «Кап Трафальгар» открыл огонь из пулеметов по матросам, тушившим пожары. Но орудия «Кармании» продолжали стрелять, хотя их стволы раскалились докрасна. На палубе «Кап Трафальгара» тоже начался пожар, но артиллеристы Гранта больше старались поразить подводную часть вражеского корабля. И их усилия начали приносить плоды. Германский корабль накренился на правый борт, и крен постепенно увеличивался. Вдруг люди, стоящие на обломках мостика «Кармании», увидели, что немецкий корабль вывалил шлюпки и повернул влево, направляясь к берегу. Германский вспомогательный крейсер тонул, и капитан 3 ранга Вирт решил выбросить его на отмель. Но он запоздал с этим решением. Примерно в миле от берега «Кап Трафальгар» остановился и лег на борт. Его трубы коснулись воды. Еще несколько мгновений он держался на поверхности, а потом корма лайнера поднялась в воздух, и он ушел к месту последней стоянки. Когда один из германских угольщиков бросился подбирать команду рейдера, Грант не стал ему мешать. Позднее стало известно, что из 330 человек команды «Кап Трафальгара» погиб 51, в том числе корветтен-капитан Вирт. Но «Кармания» тоже имела большой крен, палубы были разворочены, повсюду полыхали пожары. 9 человек из команды вспомогательного крейсера погибли, 27 были ранены. И тут англичане с ужасом увидели на горизонте новый дым. Экипаж у немцев перешел с КЛ они попали свыше 79 раз, однако были потоплены. Почему?


Бирсерг: Вот этот самый тип - Канонерские лодки типа «Уилинг» — 2 ед. «Уилминг» (18.3.1897 - искл. 1946), «Мариетта» (18.3.1897 - искл.1920) 1000/1170 т, 57,8x10,4x3,7 м. ПМ - 2, 2 ПК. 1050 л.с. = 13 уз., 230 т уг. Эк. 140 чел. 6-102 мм/40, 4 - 57 мм, 2 МК. Неужели для ВспКР все безнадежно?

Ingvar: Бирсерг пишет: они попали свыше 79 раз, однако были потоплены. Почему? Позднее стало известно, что из 330 человек команды «Кап Трафальгара» погиб 51, ... Но «Кармания» тоже имела большой крен, палубы были разворочены, повсюду полыхали пожары. 9 человек из команды вспомогательного крейсера погибли, 27 были ранены. Судя по потерям, немцы получили больше попаданий более мощных снарялов - вот и соответствующий результат. Неужели для ВспКР все безнадежно? Пожалуйста, вспомните бой Пингвина и Сиднея - идеальные условия для немцев, а результат = кое-как удалось свести к ничьей, и то только потому, то у Сиднея погреба рванули, а так - стандартный результат.

von Echenbach: Бирсерг пишет: однако были потоплены. Почему? Много попали в район ватерлинии. И пожары. Выход из строя спедств БЖ.

Бирсерг: Ingvar пишет: Пожалуйста, вспомните бой Пингвина и Сиднея - идеальные условия для немцев, а результат = кое-как удалось свести к ничьей, и то только потому, то у Сиднея погреба рванули, а так - стандартный результат. Ясно дело что крейсером спецпостройки ВспКР не справится, но с 1000 тонной КЛ? 15-20 120-мм снарядов КЛ выдержит?

Ingvar: Бирсерг пишет: но с 1000 тонной КЛ? 15-20 120-мм снарядов КЛ выдержит? По-моему, всп.кр. будет иметь с такой канонеркой равные шансы, кто кого - ?? Просто лайнер при этом получит 40-60 снарядов, что фатально. В общем, скорее всё будет зависеть от 1 "удачного" снаряда. Хотя разменивать лайнер на канонерку -

Ревунов-Караулов: А зачем им встречаться? Кажется, вспомогательный крейсер как раз и создан для уничтожения торговли, но уж никак не для встреч с адекватным противником. Возможный бой видится, как перестрелка до первого попадания в ВспКр. Далее все зависит исключительно от желания командира ВспКр сражаться, т.к скоростные данные, а зачастую и вооружение в его пользу. При попаданиях повреждения скорее всего будут одинаковыми: во первых, не так много канонерок имеют бронирование; во вторых, большинство ВспКр, переоборудованных из лайнеров, лишались всей своей роскошной отделки. Кроме того, хочется отметить, что во всех случаях уничтожения таких ВспКр, они были лишены их главного козыря - скорости. В случае боя с канонеркой все преимущества на лицо. Не забывайте командира "Кронпринца Вильгельма" Тирфельдера, не брезговавшего тараном, как средством экономии боеприпасов. Причем на мореходности, как не странно, это сказалось не сильно.

Заинька: Ревунов-Караулов пишет: В случае боя с канонеркой все преимущества на лицо Стреляйте! стреляйте! даже последний выстрел может принести победу. Мы будем отстреливаться до последней ТОРПЕДЫ! %-) Только зачем КрВспм лезть в собачью свалку?

Comte: Ревунов-Караулов пишет: В случае боя с канонеркой все преимущества на лицо. Не забывайте командира "Кронпринца Вильгельма" Тирфельдера, не брезговавшего тараном, как средством экономии боеприпасов. Причем на мореходности, как не странно, это сказалось не сильно. Лучше вспомните австралийский, кажется, танкер, из одной четырехдюймовки отбившийся от двух японских вспомогательных крейсеров с шестидюймовойартиллерией, и как бы не прикончивший один из них.

А.В.: Ingvar пишет: вспомните бой Пингвина и Сиднея Имеете в виду, бой Корморана и Сиднея? Пингвин был к тому времени потоплен Дорсетширом, которому он не нанес ни малейшего ущерба

Comte: Вот точное описание инцидента: "11 ноября 1942 в Индийском океане японские вспомогательные крейсеры «Хококу мару» и «Айкоку мару» (каждый 10400 тонн, 6 — 6" орудий, гидросамолёт) напали на конвой в составе: тральщик Королевского Индийского ВМФ «Бенгал», вооружение — 12-фн орудие, голландский танкер «Ондина» компании Royal Dutch Shell, имевший одно орудие калибром 4". Однако, несмотря на колоссальное превосходство противника, «Бенгал» и «Ондина» не только смогли отбиться, но и потопить «Хококу мару» (считается, что причиной гибели корабля стал взрыв цистерны с авиабензином после попадания снаряда с «Ондины») и отогнать «Айкоку мару»." Из Википедии :)

gtomorfolog: Бирсерг пишет: На палубе «Кармании» появились 8 орудий калибра 120 мм. Экипаж был пополнен артиллеристами. Бирсерг пишет: «Эбер» имел на борту 8 орудий калибра 105 мм, 6 мелких скорострелок и прекрасно подготовленный экипаж. Все это было передано на «Кап Трафальгар». Бирсерг пишет: Экипаж у немцев перешел с КЛ они попали свыше 79 раз, однако были потоплены. Почему? Так ответ у вас же есть(выше).Или я не понял суть Вашего вопроса?

Ingvar: А.В. пишет: Имеете в виду, бой Корморана и Сиднея? Извините, перепутал, Вы совершенно правы! Ревунов-Караулов пишет: А зачем им встречаться? Незачем, только ловят их. И как поймают, так ... . Не забывайте командира "Кронпринца Вильгельма" Тирфельдера, не брезговавшего тараном, как средством экономии боеприпасов. Причем на мореходности, как не странно, это сказалось не сильно. Это очень сказалось на состоянии корпуса + отсутствие штормов помогло продержаться, но недолго.

Заинька: Ingvar пишет: ловят их Канонерками? Долго ловить придётся;)

Ingvar: Заинька пишет: Канонерками? Долго ловить придётся;) Ну почему только канонерками?? Ловят всем, что есть под рукой: брп. и л. крейсера, миноносцы, канонерки, всп. крейсера и т.д. и т.п. - чем больше, тем лучше! Рейдер достаточно серьёзно повредить, тут и канонерка сгодиться. Насчёт скорости - так ведь когда-то уголь грузить надо, мелкий ремонт делать, да и экипажу иногда хочется отдохнуть , в общем есть возможноть подловить, хотя крейсер разумеется лучше!

Заинька: Ingvar пишет: в общем есть возможноть подловить Что-то не помю я случаев подлавливаия КрВспм;)

Ingvar: Заинька пишет: Что-то не помю я случаев подлавливаия КрВспм Как раз здесь упоминался бой Кап Трафальгара с Карманией. Немцев как раз подловили на угольной погрузке. И Нюрнберг пару раз еле сумел уйти.

Ревунов-Караулов: Ingvar пишет: Это очень сказалось на состоянии корпуса Ну пошутил....В самом деле, тут скорее Заинька права Заинька пишет: Стреляйте! стреляйте! даже последний выстрел может принести победу

Benbow: Comte пишет: Вот точное описание инцидента: "11 ноября 1942 в Индийском океане японские вспомогательные крейсеры «Хококу мару» и «Айкоку мару» (каждый 10400 тонн, 6 — 6" орудий, гидросамолёт) напали на конвой в составе: тральщик Королевского Индийского ВМФ «Бенгал», вооружение — 12-фн орудие, голландский танкер «Ондина» компании Royal Dutch Shell, имевший одно орудие калибром 4". Однако, несмотря на колоссальное превосходство противника, «Бенгал» и «Ондина» не только смогли отбиться, но и потопить «Хококу мару» (считается, что причиной гибели корабля стал взрыв цистерны с авиабензином после попадания снаряда с «Ондины») и отогнать «Айкоку мару»." Из Википедии :) На форуме ВМВ в "библиотеке" есть статья Алекса из "Фломастера" с описаниями действий "Айкоку" и "Хококу".

Benbow: А.В. пишет: Имеете в виду, бой Корморана и Сиднея? Пингвин был к тому времени потоплен Дорсетширом, которому он не нанес ни малейшего ущерба Ну, не так уж никакого. Два попадания 150-мм. Первый в чуть выше ватерлинии, в гмм... "кладовую", как перевели наши "переводчики", где проходили различные электрокабели, в результате чего, на некоторое время отказала рулевая машина, и крейсер, совершавший в этот момент поворот налево, продолжил циркуляцию. Затем пожар. Все это исправили в течение нескольких минут. Второй, опять в "кладовую" с припасами для уоррент-офицеров, тоже пожар, с которым справились еще быстрее. Затем из-за затопления от первого попадания закоротило основную динамо-машину, после чего сдохли оставшиеся две и отказала вытяжная вентиляция машинного отделения. В результате температура там поднялась там до 200 по Фаренгейту (это сколько?) и люди покинули посты. Несколько получили очень сильные тепловые удары, от которого скончался лейтенант-механик. Оскалками ранило еще 4 человека.

Заинька: Benbow пишет: это сколько? Это рабочая t тосола в моём моторчиге. За 80 по цельсию Не удивительно, что люди сбежали.

CVG: Ну воздух в 80 градусов терпеть конечно можно (в бане), но уже проблематично.

Benbow: Вообще использование крупных пассажирских лайнеров в качестве вспомогательных крейсеров бессмысленно. Я помню, Больных приводил цифры, что "Кронпринц Вильгельм" провел в море 250 дней, из них бункеровка угля заняла 65. Привет Второй Тихоокеанской эскадре! Ну и что это за нарушитель торговли? А ведь высокая скорость хода, из-за которой их туда прочили, предполагала еще больший расход топлива, чем на экономическом ходу. Ну и большие размеры - как жестяные утки в тире, бей не промахнешься. То-то к августу 15-го года у немцев не осталось ни одного крейсера "первой волны". Ну, а потом им надо благодарить обер-лейтенанта цур зее резерва Теодора Вольфа, который сумел достучаться до Адмирал-штаба со своим проектом вспомогательного крейсера из обычного торгового судна. А дальше покатилось - "Мёве", "Вольф"-II, "Зееадлер"... Ну и ВМВ... Кстати сам Вольф, по иронии судьбы на них не служил, а погиб на U-73. Ну а английские вспомогачи свое получили как и в Первую мировою (в основном от лодок), так и во вторую... Малыш "Тор" начистил репку "Кармании", "Карнарвон Кастлу", а "Вольтер" вааще ухойдохал, хотя все были как минимум раза в три по-крупнее.

Benbow: Как раз то для любителей сравнивать канонерки и вспомогательные крейсера! Канонерка "Элбер" и лайнер "Кап Трафальгар" в августе 1914 г. у о-ва Тринидад, где происходила передача вооружения и экипажа.



полная версия страницы