Форум » Война и люди » К.Н.Смирнов » Ответить

К.Н.Смирнов

Dmitry_N: Давайте поговорим о Коменданте Смирнове. По версии М.И.Костенко, который, конечно, не вояка, а судейский - комендант крепости был вовсе не тем анекдотическим персонажем, которым он представлен у Степанова. Да, у них совершенно не сложились отношения со Стесселем, но какова его роль вообще? Ведь судили же его и оправдали. Судили за то, что должность его была значительной, решающей, а оправдали - все-таки не нашли, за что карать. правда, отправили в отставку с пенсией, но без мундира. В историографии осады все признают Р.И.Кондратенко душой обороны, а Смирнов, дескать, пятое колесо в телеге. Однако у меня сложилось мнение, что Роман Исидорович с мягким характером был вхож и к коменданту и к Стесселю и служил передаточным звеном для отстаивания у Стесселя предложений Коменданта, которые просто потому, что исходили от коменданта, априори не проходили бы у стесселя и потому у стесселя их просто представлял Кондратенко? Вообще, Смирнов - странная фигура в крепости. Власть он уступил стесселю, хотя вначале было схватился со стесселем за нее, но он же там был, он же чем-то руководил, он же все-таки две академии кончил. А в истории осады так и остался каким-то неясным персонажем. Мне так представляется, что возможно, часть заслуг, которые приписываются Р.И.Кондратенко на самом деле могла принадлежать коменданту. История с Ножиным опять же характерна - он же восхвалял коменданта, ездил с ним по позициям, за что стессель его из газеты выпер, а и арестовать хотел, правда Ножин улизнул в Чифу. Выдумал ли Степанов историю про неверно расчитанный Смирновым камуфлет? - у Степанова взрыв привел к повреждениям самого укрепления, а у Лилье написано, что комендант лично взорвал и камуфлет удался на славу. Вообще, у Рашевского и Лилье нет особенно восторженных отзывов о кондратенко, а Рашевский так даже укоряет его за то, что он отвлекается на всякую лабуду, типа предложений любого мичманка, тратит много времени на обсуждение вариантов обороны, поступающих от нижних чинов и неопытных офицериков (или это Лилье упрекает? запамятовал, посмотрю). В общем, нельзя как-то по этим дневникам судить, что Кондратенко - такая уж прям "душа обороны"... Да, Роман Исидорович славно сражался и по-солдатски погиб, но речь сейчас не столько о нем, сколько о коменданте. Как вы полагаете - какова его роль?

Ответов - 19

s.reily: Из Лилье: 10 октября. …Слыхал, что японцы ведут минную галерею против 2-го форта. Навстречу ей наши сапёры, под руководством военного инженера подполковника Рашевского, повели свою минную галерею. Вести эти работы у 2-го форта, вследствие скалистого грунта, представляет массу трудностей. В довершении всего в крепости чувствуется сильный недостаток в сапёрах, так как налицо имеется только одна сапёрная рота… 15 октября. …На 2-м форте мы дали сегодня против японских минных галерей первый усиленный камуфлет (взрыв), кнопку электрического провода нажал сам комендант крепости, генерал-лейтенант Смирнов. Говорят, что камуфлет удался, но вместе с тем японцы в том же форту подорвали часть нашего капонира… Из Ларенко: 8/21 октября. …В Красном Кресте узнал, что прошлой ночью была вылазка у форта II для выяснения японских работ в мёртвом пространстве гласиса. Застали японцев врасплох, часть их перебили, другие бросились к колодцам минных галерей. Эти-то галереи и нужно было обнаружить. Колодцев будто оказалось два, по обеим сторонам форта; их взорвали пироксилином…Говорят, что результаты вылазки не стоят этой жертвы (смертельное ранение зауряд-прапорщика Георгия Марченко), так как, по другой версии, колодцы остались неразрушенными – пироксилиновые шашки не взорвались. 15/28 октября. …В госпитале мне сообщили, что вчера генерал Смирнов был на форту II, лазил в минную галерею, слушал подземные работы японцев и взорвал электрическим током заложенный заряд. Говорят, что при взрыве полетели вверх люди, брусья, плахи, а дым ещё долго выходил в сторону японцев из входа в их минную галерею… 16/29 октября. …Сообщают, что японцы, подошедшие тихой сапой вплотную к форту II, взорвали посредством минной галереи потолок капонира и вошли в него, но были выгнаны оттуда, и отверстие заложено мешками. Подземная битва была беспощадная, люди озверели – били друг друга чем попало, душили руками, кусали зубами… ((К слову))) 19 октября/1 ноября. …Узнал, что генерал Стессель был в первых числах октября на форту II. Первому сообщению об этом и даже его приказу никто не хотел верить. Оказывается, что генералы Смирнов и Кондратенко, встретившись у генерала Стесселя, решили, что нужно обследовать новую японскую траншею в мёртвом пространстве форта II и предложили ему, сперва шутя, а потом более настойчиво, проехать с ними в форт, чтобы решить вопрос на месте. Он сначала отговаривался, что не может быть полезным, что не к чему ему ехать туда; но когда ему сказали, что решено поехать туда на заре, в то время когда японцы сменяют свои части, дежурившие ночь, когда на время стрельба прекращается, и что туда же поедет адмирал Вирен и ещё кто-то, тогда решился ехать и генерал Стессель, вопреки желанию своей супруги. На следующее утро он действительно поехал, побыл на форту, полез даже на бруствер, но когда японцы начали стрельбу, поторопился уехать, отказался пойти рассматривать траншею с Куропаткинского люнета и батареи литера Б, откуда она была видна. Об этом своём пребывании на форту II изданы им уже два приказа, по которым кажется, будто генерал Стессель бывает на форту нередко, и распоряжается там. ((Бог с ним, со Стесселем, отрывок говорит также о пристальном внимании к траншеям Кондратенко и Смирнова)) 20 октября/2 ноября. …Сообщают, что для более успешного производства инженерных работ на атакуемом фронте подполковник Рашевский назначен заведующим этими работами на северо-восточном фронте крепости…на форту II (инженер) Зегденидзе… По Степанову (краткое изложение): Спор подполковника Рошевского с Григоренко о силе заряда мины (Рашевский настаивает на 3 пудах пироксилина, Григоренко – в 2,5 раза больше). Спор авторитарно прекращает Смирнов, приказывая заложить 9,5 пудов. В результате взрыва обнажена тыловая стена капонира и японцы приготовили её взрыв снаружи, тут же взорвали, тут же ворвались. Бред, во общем. Итак. 1. Творец русской минной галерии – инженер-подполковник Сергей А. Рашевский. Погиб вместе с Кондратенко 02.12.1904. В 1954 году в сборнике «Исторический архив» Академии наук СССР вышел его дневник (в Россию его переслал именно Лилье). Интересно было бы сравнить (в том числе и роль Смирнова). 2. Ну ведь выяснили 8 октября, что японцы вели 2 галереи! Ну какого же чёрта! 3. Была ли ошибка подполковника Рашевского? Не усмотрел 2-ю галерею? 4. Степанов – не прав (в данном, определённом случае).

s.reily: Прочёл снова... Был не прав. Сапа - не галерея. Остаётся вопрос по Степанову: Действительно ли мог камуфлет обнажить тыловую стену капонира? Имело ли это значение?

NMD: s.reily пишет: Была ли ошибка подполковника Рашевского? Не усмотрел 2-ю галерею? Может просто неверно определили направление? всмысле, посчитали, что сапы сходятся у форта? С другой стороны, если сапы на достаточном удалении друг от друга, то даже 9-пудовый заряд Смирнова обе не взорвал бы ИМХО. Может, в конце концов, Рашевский был и прав. s.reily пишет: и что туда же поедет адмирал Вирен и ещё кто-то Кстати о Вирене: "Адмирал Вирен трагически погибший в первые дни революции, оставил в моей памяти из Порт-Артурской эпопеи одно воспоминание. Как-то, во время одной из бомбардировок я встре¬тил его около «Этажерки», шедшим на дачные места. Застигнутые бомбардировкой, мы стали искать укры¬тия и изменили свой маршрут подальше от обстреливаемого пространства. Вирен никуда не свернул и продолжал идти в том же направлении по обстреливаемой площади, как будто на прогулке. Здесь проявилась его черта характера — идти в избранном направлении, наперекор стихиям." Генерал-лейтенант Л. Д. Твердый

s.reily: NMD wrote: всмысле, посчитали, что сапы сходятся у форта? Не...понимаете, сапа - это вроде как окоп. А галерея - полностью подземное сооружение....так вроде...8 октября было 2 галереи, а 15-го упроминается взорванная галерея и сапа

NMD: s.reily пишет: 8 октября было 2 галереи, а 15-го упроминается взорванная галерея и сапа Значит, вторую неправильно идентифицировали. Ну и результат...

Dmitry_N: s.reily пишет: Говорят, что результаты вылазки не стоят этой жертвы (смертельное ранение зауряд-прапорщика Георгия Марченко) По Рашевскому (по крайней мере трое форумчан, и я в том числе, имеют эту книгу) 7 октября "В 3 часа ночи состоялась вылазка с форта II, о которой я говорил вчера. Организация вылазки поручена была мне, так как главной ее целью была разведка работ неприятеля, ближайших к форту. Участвовало в вылазке 40 стрелков и 5 сапер. Ввиду неудачи двух предшествовавших вылазок задача этой, третьей, сужена была насколько возможно: людям приказано было обежать половину гласиса и его скаты, обратить внимание на головы 3 неприятельских подступов, если возможно, - испортить работы противника и, не вдаваясь в преследование и занятие окопов наступающего, тотчас возвращаться обратно. 25 стрелков с 3 саперами под командой зауряд-прапорщика Марченко должны были обойти форт слева и залечь скрытно на гласисе. Прапорщик Марченко - доброволец, участник кампании 77-78 годов, успевший уже и за эту нынешнюю кампанию получить все четыре степени Георгиевского креста, - шел с твердым намерением достичь поставленной цели, серьезность которой он вполне осознавал. Другая часть - 15 человек под командой унтер-офицера Березовского - должна была пробраться через проволочную сеть, расположенную по гласису правого фаса форта, и также залечь здесь в ожидании сигнала к общему наступлению обоих отрядов. Сигналами к общему наступлению должен был послужить луч прожектора, наведенный на ближайшую к нам вершину Дагушаня. в первый раз луч прожектора должен был быть наведен в 2 3/4 часа, как предупреждение о том, чтобы все были наготове, а второе наведение, ровно в 3 часа, было сигналом общего наступления, после этого сигнала оба отряда одновременно должны были броситься наискось по гласису прямо к намеченной цели. При таком движении мы рассчитывали не попасть сразу под огонь пулеметов, которые в предыдущие вылазки работали по направлению исходного угла гласиса и вдоль боковых оврагов по сторонам форта. До момента обнаружения японцами нашего движения не должно было быть сделано ни одного намеренного выстрела, кроме обычной ежедневной стрельбы по подступам и постам. Но как только японцы открыли огонь по вылазке, орудия и стрелки наших соседних укреплений должны были немедленно обстреливать японские окопы, не ближе известного направления к подошве гласиса, дабы отвлечь их огонь. в то же время с прикрытого пути исходящего угла долженствовала быть произведена демонстрация, состоящая в том, что поверх гласиса должны были приподняться чучела и забрасываться на проволочную сеть камни на веревках, как будто мы намереваемся двинуться с центра, а не с боков. Так как все участники вылазки заранее ознакомлены были с местом действия и целью вылазки, то почти все удалось, как было рассчитано. Вылазка была совершенно неожиданна для японцев, и когда наши вскочили в головы подступов, то их охватила полная паника; я с гласиса ясно слышал их крики, выражавшие величайший испуг, да и встретили они вылазку сравнительно очень редким ружейным огнем; пулеметы вначале вовсе не работали. После криков японцев раздалось кратковременное "Ура" и затем, по прошествии 5-10 мин., наши показались у кордона капонира, куда они кинулись, испуганные тем, что японцы опомнились и начали работать их пулеметы. вскоре, однако, наши успокоились и благополучно, не спеша, обогнули капонир и по лестницам спустились в ров. По опросу участников определилось, что японцы, видимо, ведут под капонир форта II галереи - одна по оси капонира, а другая левее на левый исходящий угол, справа же их минных работ замечено не обнаружено. Головы галерей найдены прикрытыми блиндажами, в один из которых сапер успел бросить шестифунтовый пироксилиновый патрон. В левом блиндаже замечен отблеск огонька, будто бы светящегося вдали. У нас оказалось трое убитых и семь раненых, в том числе, к общему сожалению, тяжело ранен прапорщик Марченко. По добытым результатам вылазка оказалась очень удачной, теперь наши контрминные работы не будут вестись более наощупь, как это было до сих пор." Итак, Ларенко из города и Рашевский с форта СОВЕРШЕННО ПО_РАЗНОМУ оценивают результаты вылазки, хотя геройского зауряд-прапорщика жаль.

Dmitry_N: Рашевский 13 октября В 4 часа ночи из левой галереи перед фортом II совершенно неожиданно услышали работу японцев; стук инструментов их становился ближе и явственнее, и когда я около 9 часов утра прислушался к нему, то получалось впечатление, что враг работает чуть ли не в 2 аршинах левее и несколько выше. Расчет камуфлета дал заряд около 8 пудов (НИ О КАКОМ СПОРЕ С ГРИГОРЕНКО РАШЕВСКИЙ НЕ УПОМИНАЕТ) пороха и я немедленно приказал выбивать камеру и и приготовить весь необходимый материал для забивки... ... В 8 часов вечера на форт приехал комендант крепости и сам тщательно выслушивал работу неприятеля, выразив желание самому взорвать первый камуфлет... 14 октября ...Забивку кончили только к 11 час. дня. из предосторожности в камеру ввели 3 запала и устроили две станции. В 12 час. приехал комендант, и так как он непременно хотел видеть эффект взрыва, то мы наскоро провели летучие провода и индуктивный прибор на валганг переднего фаса. В 12 час. 30 мин. комендант лично произвел взрыв камулета: над местом неприятельского колодца поднялся большой столб дыма, лишь немного окрашенный земляной пылью, полетели доски и камни. Наша галерея и камера вовсе не имели одежды, так что ясно было, что на водух вылетели доски неприятельского колодца. По словам наблюдателей с капонира №2 и Куропаткинского, дым показался также из самого низкого выхода из галереи. Изрытия на земле неполучилось и камуфлет удался на славу. Хотя забивка по расчету должна была быть несколько больше (ВОТ ТУТ НЕЯВНОЕ УКАЗАНИЕ, ЧТО ЗАРЯД И РАСЧЕТ РАСХОДИЛИСЬ, ВОЗМОЖНО, ЧТО ЗАЛОЖЕНО БЫЛО НЕ 8 РАСЧЕТНЫХ ПУДОВ, О ЧЕМ МОГ НАСТАИВАТЬ СМИРНОВ, А МЕНЬШЕ), но зато тщательность ее выполнения и солидные упоры последнего щита в бетонный массив капонира сделали то, что она вполне выполнила свое назначение. ... Около 11 1/2 час. ночи неприятельский 11 -дм. снаряд попал в свод задней галереи левого исходящего угла форта II и пробил его, образовавши сквозное отверстие как раз над входом в нашу левую контрминную галерею. пробоину спешно заложили мешками и кусками бетона, стараясь возможно замаскировать ее извне, но японцы заметили ее и подобрались к самому капониру по ложбинке на поверхности гласиса, давашей возможность сделать это совершенно невидимо (ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ГЛАСИС ТАКОЙ НА КОТОРОМ ЕСТЬ ТАКИЕ ЛОЖБИНКИ?), приложили к краям пробоины и к нашей забивке подрывные патроны, взрывами коих расширили отверстие и несколько смельчаков вскочило в крайний каземат капонира, а за ними еще человек до 20, снабженные ручными бомбочками и взрывчатыми патронами... Итак мы видим, что взрыв камуфлета и проникновение японцев в капонир - события несвязанные и комендант тут Степановым обхаен зря.

рыба: Добрый день. Начать наверное нада с начала. И так. В соответствии с положением об управления крепостями, ст. 64 если крепость была взята неприятелем комендант ее подлежит суду. Задача такового дать "оценку мер принятых комендантом крепости для обороны" и решить выполнил ли он свой долг и причина падение крепости невозможность продолжать сопротивление или он виновен в сдачи крепости неприятелю. Таков закон, и именно в соответствии сэтим законом судили коменданта крепости Порт-Артур генерал-лейтенанта Смирнова и не его одного. По заключению следственной комиссии от 14 июля 1905 года В действиях следующих должностных лиц были усмотрены признаки следующих преступлений 1. Генерал-адютант Стессель Преступлене связанно со статьей 255 Воинского устава о наказаниях незаконный захват и удержане власти ст 141 Превышение власти, ст 362 Служебный подлог и ст 251 Сдача крепости неприятелю. Сразу оговорюсь что по первым статьям он оправдан, осужден по 251(с дополнениями) а именно за сдачу крепости. 2. Генерал-майор Рейс ст 251 содействие сдачи крепости(по суду оправдан) 3. Генерал-лейтенант Фок ст 104 неисполнеие приказов, ст 105 Неповиновение,142 и 145 Превышение власти, 262 Распространение малодушных слухов, 251 содействие в сдача крепости.(отравдан по всем пунктам) 4. Генерал-лейтенант Смиронов ст 142 и 145 Бездействие власти( по суду оправдан) Кроме того по мнение комиссии к суду должны были быть привлечены ряд других должостных лиц, в основном по ст 251 но в дальнейшем они фигурировали в качестве свидетелей. И так результат нам известен, в дальнейшем он неоднократно растирожирован в том числе и в художественной литературе но вот соответствует ли он действительности, это вопрос, вот в нем и предлогаю разобраться С уважением Александр

s.reily: Dmitry_N wrote: Итак мы видим, что взрыв камуфлета и проникновение японцев в капонир - события несвязанные и комендант тут Степановым обхаен зря. Позвольте-с: 1.) 100% доверия дневнику Рашевского. Лгать ему было ни к чему, а поправить его (если только бы возникла такая мысль) он не мог. Насчёт иллюзий восприятия тоже говорить не приходится – специалист в центре событий. 2.) Что же мы видим 8 октября: определены направления минных галерей японцев, в один из блиндажей, прикрывавших вход брошен один шестифунтовый пироксилиновый патрон (эффект неизвестен). Вылазка была удачной в плане разведки. А о разрушениях и говорить не приходится. «Если возможно – испортить работы противника». Да невозможно это было при таких силах отряда и прочем. 6 фунтов пироскилина – это просто смешно (если в руках при этом не держать). 3.) Ларенко вообще предлагал два варианта рассказа о вылазке: в одном – галереи порушили, в другом – нет. Оценку он не давал, не на чем было, достоверной информации нет. А о сетованиях насчёт бесполезной утраты – так это всё речи гражданские – отчего мол «Варяг» не потопил все крейсера и миноносцы противника – бесполезная утрата! 4.) Взорвали 14 октября в 12.30 галерею, ведущую на левый угол, без повреждения наших позиций. 5.) Снаряд попал опять же в левый угол в 23.30. А ложбинка на гласисе – это и есть та пресловутая сапа Ларенко. В тиши ночной по ней крались зловредные японцы. 6.) А что же галерея по оси гласиса, обнаруженная 8 октября? Осталась неиспользованной? 7.) О ложбинках на гласисе. Война-с. 11-дюймовые – не шутка.

andrew1965: В крепости Порт-Артура следов от подобных взрывов осталось немало, в свое время для истории многое было сделано японским обществом сохранения памятников в Манчжурии. В частности, на подходе к форту 2 сохранились ряды окопов, а от них вверх тянется неприметная канавка (возможно, остатки той самой или похожей ложбинки, хотя утверждать однозначно нельзя. Повторюсь, там подобных следов хватает). В конце "ложбинки" -- жуткие руины и развалины бетонного укрепления. На пояснительном стенде на безобразном English написано, что это -- следы японского взрыва, где они заложили чуть ли не тонну взрывчатки. Понятно, речь идет о каком-то другом событии. Но главные проблемы в нынешнем Артуре в том, что полностью поменялись все географические названия, ориентироваться по старым картам крайне сложно.

andrew1965: P.S. туда бы пробраться на месяц хотя бы, можно было бы многое востановить...

NMD: s.reily пишет: 6 фунтов пироскилина – это просто смешно (если в руках при этом не держать). Вообще-то, 6 фунтов пироксилина -- как раз начинка 152мм фугаса "старого чертежа" для морского орудия Канэ. Если я вообще о чём-то имею представление, то это уже не смешно...

s.reily: NMD wrote: Вообще-то, 6 фунтов пироксилина -- как раз начинка 152мм фугаса "старого чертежа" для морского орудия Канэ. Если я вообще о чём-то имею представление, то это уже не смешно... Ну а каков, по Вашему, при взрыве мог бы быть разрушительный эффект в блиндаже?

NMD: s.reily пишет: Ну а каков, по Вашему, при взрыве мог бы быть разрушительный эффект в блиндаже? Навскидку -- как если бы у фон Штауффенберга взорвалась бомба целиком (а не половинка), да ещё если бы окна были закрыты.

NMD: По-моему, мы тут взяли слегка с места в карьер. Желательно было бы сперва ознакомиться с краткой биографией и послужным списком сабжа. А то тут авторы одной англоязычной книжки обозначили С. как "лучшего тактика российской армии" -- я чуть со стула не упал, как же так лучшего тактика в крепость вместо полевой армии? Короче, если у кого-нибудь есть что-либо по этому поводу, буду весьма признателен.

Dmitry_N: Генерал-лейтенант Константин Николаевич Смирнов По Генеральному штабу. Среднее образование получил во 2-й московской военной гимназии, во 2-м Константиновском военном училище и в Михайловском артиллерийском училище, высшее в Михайловской артиллерийской академии и в Николаевской академии Генерального штаба. До 1896 года нес службу на различных должностях по Генеральному штабу. в 1896 году был назначен начальником Одесского пехотного юнкерского училища а затем командиром 55 пехотного Подольского полка. В 1899 году был начальником штаба Варшавской крепости. В 1900 году начальником 2-й стрелковой бригады, В 1904 Высочайшим повелением назначен комендантом крепости Порт-Артур. Спешно выехал в крепость. С падением Артура пошел в плен. По результатам суда оправдан, но отправлен в отставку с пенсией, но без мундира. В 1919 году при занятии Одессы красными был убит (по некоторым не вполне достоверным данным – зверски)

Dmitry_N:

NMD: Dmitry_N Спасибо! Уже кое-что.

Expert: СМИРНОВ Константин Николаевич ( 19 мая 1854, Одесса - 9 ноября 1930, Панчево, под Белградом) - Генерал-лейтенант Генштаба. Из потомственных дворян Минской губернии. Окончил Михайловское артиллерийское училище и Николаевскую военную академию. В 1896-1898 гг. - начальник Одесского пехотного юнкерского училища. В 1904-1906 гг. - комендант крепости Порт-Артур. После падения крепости представил доклад, послуживший основанием для возбуждения дела против генералов Стесселя, Фока и Рейса. За обвинение в трусости Фок вызвал К.Н. Смирнова на дуэль, которая состоялась 18 марта 1908 г. во дворе казарм кавалергардского полка. К.Н. Смирнов был ранен Фоком в живот. В 1908 г. К.Н. Смирнов вышел в отставку. Имел ордена с мечами Св. Станислава 1-й степени, Св. Анны 1-й степени и Св. Владимира 2-й степени. Вдов. Скончался в возрасте 76 лет от воспаления лёгких. Похоронен на местном кладбище в г. Панчево.



полная версия страницы