Форум » Война и люди » Самострелы на РЯВ и доктор Боткин » Ответить

Самострелы на РЯВ и доктор Боткин

Василий: Ищу инфо о солдатах-самострелах (приоритетно, калечившими себя по религиозным причинам) и о контактах с ними д-ра Евгения Сергеевича Боткина.

Ответов - 6

SLV: А разве было такое? В смысле - калечение по религиозным причинам? Я думал, что их просто ставили на нестроевые должности. Или, вернее, на строевые, но не непосредственно ведщих огонь по врагу. Например - на подачу снарядов к пушкам.

GeorgG-L: SLV пишет: Например - на подачу снарядов к пушкам. Россия была первым в мире государством, которое ввело освобождение от военной службы по религиозным убеждениям. В 1762-63гг. по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились менониты, христиане-протестанты, убежденные пацифисты, практиковавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787г. императорским Указом колонистам-меннонитам была предоставлена льгота освобождение от военной службы. Введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь, менонитов. Когда все без исключения колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано менонитами как требование, не совместимое с их религиозными убеждениями. По этой причине около 15 тысяч человек выехали за рубеж. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Российской империи до 1 января 1874г., освобождались от ношения оружия и отбывали сроки обязательной службы во вневойсковых командах. Циркуляр Министерства внутренних дел от 17 мая 1880 года определял порядок привлечения менонитов к отбыванию обязательной службы. Призыв к жеребьёвке, освидетельствование и прием на службу производился совместно с их сверстниками и с применением тех правил, которые были установлены для призыва и приема прочих новобранцев, но принятые на службу менониты не передавались в распоряжение уездных воинских начальников, а оставались в ведении государственных учреждений по воинской повинности, на которые возлагалась обязанность по отправке менонитов в назначенные места службы. Освобожденные от ношения оружия менониты отбывали обязательную службу, как правило, в особых лесных командах (в качестве лесников, объездчиков и надсмотрщиков), а также в пожарных отрядах и в мастерских морского ведомства. Государство выделяло денежные средства для выплаты поденной платы обязанным рабочим, на лечение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских. Обязанные рабочие должны были служить в команде 4 года и только после этого могли быть уволены в запас по распоряжению начальника Управления земледелия. На обязанных рабочих формально распространялись правила призыва на военную службу, регулирование призыва военно-административным законодательством, состояние в штатных подразделениях рабочих командах и строгое подчинение назначенным лицам. На них распространялось также военно-уголовное законодательство. В дальнейшем льгота по освобождению от военной службы была пожалована духоборам, молоканам и последователям других сект. В начале ХХ века среди отказников числились евангелисты, баптисты, адвентисты седьмого дня и последователи учения Льва Толстого.

Василий: Спасибо, ребята. Дело чрезвычайно важное - продолжаю беспокоить. Искомый человек, как мне пересказывали его слова, не желая стрелять по религиозным причинам (не менонит, не сектант и не последователь - по словам свидетелей был прихожанином православной церкви, очень был воцерковлённым человеком) отрезал себе указательный палец, положил на пень, как он говорил и отрубил. Попал в госпиталь, д-р Боткин его приметил - и в конце концов сей человек оказался в окружении Царской Семьи как один из людей прислуги. Так вот я пишу об этом лишь потому, что искомый человек оставил воспоминания о Царской Семье поперечные существующим историческим фактам. Достоверность их косвенно может быть подтверждена вышекуказанным биографическим фактом. Трубочкин Харитон Степанович, 1886 года рождения - так записано в его советском пенсионном удостоверении. Думаю, что фамилия не родная. по понятным причинам. Родом, вроде бы, из Могилёвской губернии. В книге Боткина «Свет и тени Русско-японской войны 1904—1905 гг.: Из писем к жене» 1908 - ничего подобного нет. Не нашёл и в записках "На войне" В.Вересаева. Правда там говорится о тысячах случаев самострелов. Заранее благодарен за помощь.


архивист: Василий пишет: (не менонит, не сектант и не последователь - по словам свидетелей был прихожанином православной церкви, очень был воцерковлённым человеком) Здесь какая-то неувязка. Русская Православная церковь целиком и полностью поддерживала войну. И все православные дожны были воевать, во всяком случае именно к этому их призывали во всех храмах. В православии никаких пацифистких запретов нет, даже священникам не грех, если за правое дело. Самострел в любом случае противопастовлял себя официальной Церкви. А насколько знаю неофициального православия (вроде нынешних катакомбников) в те времена несуществовало. Любые ереси искоренялись безжалостно. Вот если был старообрядцем, тогда другое дело.

el komandante: не хотелось человеку воевать т. е. с высокой вероятностью погибнуть вот и отрезал и церковь здесь ни причем

GeorgG-L: el komandante пишет: не хотелось человеку воевать Кстати из воевавших в Маньчжурии солдат российской армии было 18 тысяч иудеев. В плену японцы их насчитали 12 тысяч... (Государственная Дума. Созыв 3-й. Сессия III. Стенографические отчеты. Ч. III. Речь 22.03.1910)



полная версия страницы