Форум » Итоги и последствия РЯВ » Лига обновления Флота » Ответить

Лига обновления Флота

Сталевар: ...и всё о ней

Ответов - 7

Сталевар: С уважением, АВЩ

Сталевар: Одной из вехв истории организации стало проведение московской Морской выставки. Она была подготовлена Московским бюро Лиги совместно с центральной петербургской организацией и открылась 12 июля 1908г. Выставку приветствовали телеграммами морской министр и ряд официальных лиц. ВК Александр Михайлович, в частности, писал: От всего сердца поздравляю Вас и всех потрудившихся с открытием первой Морской выставки. Постоянно с интересом слежу за работой Лиги обновления флота. Несказанно радуюсь, что на Руси нашлись люди, которые понимают крайнюю необходимость для России мощного флота, стоящего на высоте современных технических требований. Дай Бог, чтобы труды Лиги не пропали даром. Шлю горячие пожелания успеха во всех благих начинаниях... Выставка разместилась в Манеже и Кремлевском саду. Основу экспозиции составили изобразительные материалы (рисунки, чертежи, фотографии). Они были распределены по 14 отделам: история военного и торгового флота, обучение морскому делу, мореходные карты и инструменты, торговый флот, военно-морской флот, судовое снабжение, двигатели, судостроительные материалы, спасание на водах, морское и речное рыболовство, порты, морская гигиена, спорт, воздухоплавание. Основная часть экспонатов и лекционный зал размещались в Манеже. В ходе выставки читались лекции "со световыми картинами "(диапозитивами) по различным темам морской истории, рассказывалось о последних событиях войны на море, судостроении, мореплавании, торговом флоте, водных сообщениях, воздухоплавании. В Кремлевском саду были сосредоточены главным образом увеселения: кинематограф, ресторан, морская диорама художника И.Л. Калмыкова. В дни работы выставки выходила двухстраничная ежедневная газета "Вестник Морской выставки". Всего появилось 54 номера, но с 14 августа и до закрытия экспозиции (№№29-54) газета содержала абсолютно одинаковые тексты. Экспертная комиссия выставки присудила 300 наград (медалей, дипломов, почетных отзывов, почетных знаков и пр.). Состав награжденных был весьма пестрым: от производителей пушек и моторов до изготовителей мыльного порошка, мясных консервов, рамок для фотографий и даже виноградных вин... Сами награды были изготовлены на средства, пожертвованные великим князем Михаилом Александровичем. Выставка продолжалась в Манеже с 12 июля по 16 сентября, т. е. 67 дней. Пользование садом по просьбе антрепренеров было продолжено до 30 сентября. Стоимость билетов составляла 35 коп., по понедельникам -65 коп., с учащихся взималась только плата за вход в сад-20 коп. Выставку посетило около 60 тыс. человек; из них 10 тыс., преимущественно воспитанники учебных заведений и нижние чины армии и флота, были допущены бесплатно. Выставка 1908 г. стала последней крупной морской экспозицией в дореволюционной Москве.

Сталевар: С той же целью, что и Лига, было создано еще одно объединение – Российский морской союз. Однако деятельность организации не получила особо широкого размаха. К слову, подобные лиги существовали не только в России, но и в Англии (с 1895 года), Германии (1898), Франции (1899), Италии (1901), США (1902), Швеции (1906), и других странах.

Сталевар: Кормовой флаг и вымпел судов Лиги обновления флота были утверждены императором Николаем II 19 мая 1908 года. Кормовой флаг состоял из трех полос: белой, синей и красной, на белой полосе у древка литеры "Л.О.Ф.". Вымпел треугольный с каймой и названием: "Лига обновленiя флота". Из книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001 С уважением, АВЩ

vvy: Весьма интересная организация и достойная памяти о ней. Давно собираюсь написать статью о ее деятедльности, да все времени нет. Лига, например, имела собственный флот. Сперва использовала экс. клипер "Крейсер", а потом уже собственные суда - шхуну "Утро", пароход "Ильмень", транспорт "Азия". На них гимназисты и школьники неделями плавали по Балтике (ходили в 1912 г. даже на Олимпийские игры в Швецию), а по потом, заразившись романтикой моря, шли поступать в мореходные училища. Лига занималась даже судостроением - в СПб были у нее собственные мастерские, которые строили парусные боты для плавания в шхерах. Причем все делалось без участия всякой там бюрократии и без наличия кокой-либо заорганизованности. Это вам не ДОСААФ с его Центральным комитетом в Москве. Случай для России беспрецедентный, к сожалению...

Сталевар: Вот документ с упоминанием Лиги: ОБ АРЕНДЕ РУССКИХ ЗАВОДОВ ИНОСТРАНЦАМИ (Подано в виде доклада морскому министру И.К. Григоровичу с пометкой "конфиденциально") В последнее время в газетах появляются заметки о предложении иностранных фирм взять или в аренду, или на иных условиях казенные заводы Морского ведомства и исполнить всю программу судостроения за свой счет с рассроченною на долгий срок уплатою. При этом упоминается, что этот проект проводится помимо Морского министерства и встречает сочувствие в "высших сферах", как избавляющий и от прямого займа и от чрезмерного повышения морского бюджета во время исполнения намеченной судостроительной программы, С другой стороны частная промышленность также поднимает поход против казенных заводов, через посредство Лиги обновления флота, вынесшей резолюцию о нежелательности затрат на расширение казенных заводов. Можно предвидеть, что оба предложения найдут сочувственный отклик в министерствах финансов и торговли и промышленности. Кроме того, надо ждать, что второе из них будет поддерживаться и в Государственной думе и в Государственном совете заинтересованными в нем представителями обоих учреждений. Первое предложение неприемлемо по следующим причинам. 1. Оно отдает во власть иностранных предпринимателей восстановление флота; они же будут заботиться не о боевой его силе, которая им даже вредна, а о своей собственной наживе, и, следовательно, от них будут зависеть как качества судов, так и сроки их готовности. 2. Оно открывает иностранцам все технические секреты государственной обороны даже в мелочных деталях их исполнения, выработанных как опытом предшествующих лет, так неоцененным опытом войны. 3. Морское министерство даже в случае явного неисполнения столь могущественным синдикатом (связанным как с самыми крупными фирмами, так и с самыми влиятельными банками) принятых обязательств будет не в силах принудить их к исполнению, так как это немедленно и неизбежно поведет к дипломатическому вмешательству. Итак, с технической стороны это предложение представляет длительное государственное обязательство, отдающее во власть и под контроль иностранцев существенную часть государственной обороны. 4. С финансовой стороны предложение это в сущности представляет заем под совершенно неопределенный, а следовательно, и недопустимый, процент. 5. Морское министерство не должно допускать принятия этого предложения в Совете министров, так как все нарекания падут не на "объединенное правительство", а на Морское министерство. В Государственной думе и в Государственном совете начнутся запросы, и продолжительные их обсуждения на долгое время задержат все воссоздание флота. Домогательства частной промышленности и ее поход против казенных заводов объясняются следующими обстоятельствами. 1. В деле о стали высшего сопротивления частная промышленность убедилась, что казенные заводы, даже при несовершенстве их оборудования, являются регуляторами как качества изделий, так и их цены. 2. В деле о башнях привлечение казенного завода разбило сделанное самими частными заводами распределение между собою огромного заказа по высокой цене. 3. Совершенствование казенных заводов заставляет частные заводы прогрессировать, а следовательно, нести и сопряженные с этим прогрессом затраты. 4. Наличие хорошо оборудованных казенных заводов не дает возможности существующим синдикатам диктовать свои условия Морскому министерству, а, напротив, вынуждает их подчиняться требованиям Морского министерства, вызываемым необходимостью обеспечить судам и предметам вооружения надлежащие боевые качества. Воспроизведено по изданию: Академик А.Н. Крылов. Воспоминания и очерки. Изд. АН СССР, М., 1956 г., стр. 727 С уважением, АВЩ

Сталевар: vvy пишет: Весьма интересная организация и достойная памяти о ней. Согласен на все 100%, и благодарен Вам лично за поддержку темы vvy пишет: Причем все делалось без участия всякой там бюрократии и без наличия кокой-либо заорганизованности. Значит, могли,... когда хотели С огромным уважением, АВЩ



полная версия страницы